Принят
Рязанской областной Думой
6 декабря 1995 года
Местный референдум - голосование граждан, проживающих в муниципальных образованиях, по вопросам местного значения.
Статья 2. Право граждан на участие в местном референдуме
В местном референдуме имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования и достигшие на день проведения референдума 18 лет.
Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, проживающие на территории муниципального образования и признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 3. Вопросы, выносимые на местный референдум
1. На местный референдум могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы граждан муниципального образования:
устав муниципального образования;
структура органов местного самоуправления;
досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
выход из состава муниципального образования;
изменение границ административно-территориальных и муниципальных образований;
строительство социально-культурных и промышленных объектов;
запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;
2. Вопросы, выносимые на местный референдум, должны иметь однозначное толкование.
3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Рязанской области к компетенции органов государственной власти.
Статья 4. Законодательство о местном референдуме
Законодательство о местном референдуме в Рязанской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Закон и другие законы Рязанской области.
Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума
1. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.
2. Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
3. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
4. Запрещаются прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме по происхождению, социальному и имущественному положению, расовой и национальной принадлежности, полу, образованию, языку, отношению к религии, политическим и иным взглядам, роду и характеру занятий.
5. Референдум проводится на всей территории муниципального образования.
Устав муниципального образования может предусматривать проведение местного референдума на отдельной части территории муниципального образования (территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, иная территория).
6. При подготовке и проведении местного референдума используется русский язык, как государственный язык Российской Федерации.
Статья 6. Обязательность решений местного референдума
1. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории данного муниципального образования, а также для граждан, проживающих на его территории.
2. Решения, принятые на местном референдуме, могут быть обжалованы в суд в случае противоречия закону или нарушения законности при проведении референдума.
Статья 7.Обстоятельства исключающие проведение местного референдума
Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации или на территории Рязанской области.
Статья 8. Материальное обеспечение местного референдума
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, производятся за счет средств местного бюджета.
2. Предприятия, учреждения и организации, органы государственной власти и местного самоуправления предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума.
Статья 9. Право назначения местного референдума
1.Право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления.
2.Решение о назначении референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, по инициативе населения или главы муниципального образования.
3.Представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть вопрос о назначении местного референдуму по требованию не менее 5% от числа граждан муниципального образования, обладающих избирательным правом.
4. В Уставе муниципального образования может быть предусмотрено требование, когда представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум.
Статья 10. Реализация гражданами права требования местного референдума
1. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
2. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Статья 11. Образование инициативной группы местного референдума
1. В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума и образования инициативной группы могут проводиться собрания по инициативе не менее 20 граждан, проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом.
Инициаторы проведения собрания обязаны в 10 дневный срок уведомить представительный орган местного самоуправления о месте и времени проведения собрания, если Устав муниципального образования не предусматривает иное .
2. По вопросу, предлагаемому на местный референдум, количество создаваемых инициативных групп не ограничивается.
Статья 12. Регистрация инициативной группы
1. Список инициативной группы, в котором указывается фамилии, имена, отчества, место жительства, вместе с протоколом собрания передается для регистрации в представительный орган местного самоуправления. К протоколу собрания граждан прилагаются текст проекта вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум, а также письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о местном референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.
2. Постановление представительного органа муниципального образования о регистрации инициативной группы должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения протокола собрания и соответствующих приложений к нему. Представительный орган выдает представителям инициативной группы постановление о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам или мотивированный отказ в ее регистрации.
Статья 13. Агитация по поводу местного референдума
1. Инициативным группам, каждому гражданину гарантируется право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проекта вопроса, выносимого на местный референдум.
2. В день проведения местного референдума и предшествующий ему день агитация запрещается.
Статья 14. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума
1. С момента получения постановления о регистрации инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.
2. Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать одного месяца со дня выдачи постановления о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
3. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, который вместе с подписными листами передается в представительный орган местного самоуправления. В протоколе указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
4. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Статья 15. Подписной лист местного референдума
1. В подписном листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении местного референдума указывается:
а) наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей граждан;
б) номер и дата постановления представительного органа местного самоуправления, которым зарегистрирована инициативная группа;
в) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на местный референдум;
г) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, его подпись и дата подписи.
2. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.
3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
4. При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не учитываются.
Статья 16. Принятие решения о проведении местного референдума
1. Представительный орган местного самоуправления, на основании, представленных инициативной группой документов, в течение 15 дней обязан принять одно из следующих решений:
- о назначении референдума, дате его проведения, и мерах по его обеспечению и об утверждении вопросов выносимых на референдум;
- об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона.
2. Глава муниципального образования может выступить с инициативой о проведении местного референдума путем направления в адрес представительного органа местного самоуправления письменного представления, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней.
3. Решение о проведении референдума принимается большинством от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.
4. Устав муниципального образования может предусматривать норму, что в случаях, когда в сроки, указанные в настоящем Законе, инициативные группы не собрали необходимого количества подписей граждан, обладающих избирательным правом, то выступать с требованием о проведении референдума по этому же вопросу разрешается не ранее, чем по истечении одного года.
Статья 17. Назначение местного референдума
Дата проведения местного референдума может быть назначена на любой выходной день не ранее двух месяцев и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении.
Принятое решение в пятидневный срок доводится до сведения населения.
1. Территория муниципального образования делится на участки. Участки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с комиссией по проведению местного референдума в двадцатидневный срок со дня опубликования решения о назначении местного референдума.
Участки референдума могут создаваться в больницах.
2. Каждый участок для референдума должен иметь помещение для голосования, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны иметь возможность размещаться члены участковой комиссии, представители инициативных групп по проведению местного референдума, а также средств массовой информации.
Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования.
3. На каждом избирательном участке должны быть помещение, оборудованное сейфом для хранения документации, мебелью, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок может иметь более одного переносного ящика для голосования.