Недействующий

Об областной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на территории Магаданской области на 2002- 2004 годы (с изменениями на 7 июля 2004 года) (фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)

1. Состояние проблемы


Анализ оперативной обстановки в области по итогам 2001 года показывает, что несмотря на имеющиеся позитивные результаты, радикальных перемен в борьбе с преступностью не произошло. К середине прошлого года темпы наблюдавшегося сокращения числа зарегистрированных преступлений существенно замедлились, и уже в 3 квартале динамика преступности вновь изменила свою направленность, обозначив тенденцию медленного прироста массива регистрируемых общественно-опасных деяний. В силу своей остроты  и значимости проблема борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка привлекает повышенное внимание общественности к работе силовых структур, которое в отдельных случаях приобретает оттенок недоверия.

Для создания  устойчивой и сбалансированной системы противодействия преступности, заметного оздоровления криминальной ситуации и выработки действенных методов борьбы с правонарушениями, в ближайшие годы необходимо объединить усилия органов власти, местного самоуправления, правоохранительных структур и контрольно-надзорных организаций на этом направлении, восстановить опору на население и общественные объединения. Требуется решить проблемы оттока профессиональных кадров из силовых ведомств, вопросы финансового и материально-технического обеспечения, оснащения современной оперативной и криминалистической техникой, позволяющей проводить различные виды экспертных исследований, оперативно-розыскные, следственные мероприятия, своевременно выявлять и документировать преступную деятельность. Наиболее остро данные проблемы стоят перед УВД  области.

В 2001 году на территории области зарегистрировано 6419 преступлений, что в расчете на каждые 10 тысяч жителей составляет почти 268 преступлений. Как и прежде, доминирующее положение в структуре преступности занимают тяжкие и особо тяжкие посягательства. Мотивация подавляющего большинства противоправных деяний имеет ярко выраженную корыстную окраску. Более трети всех зарегистрированных общественно-опасных деяний приходится на кражи, прирост которых увеличился на 5,2%. В прошедшем году в регионе совершено 65 убийств, значительно возросло число фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, разбоев и грабежей.

Сложное положение складывается в сфере экономической деятельности области, где за истекший год выявлено 1620 (+22,1%) преступлений. Повышенное внимание криминальных структур привлекают наиболее доходные отрасли, с которыми тесно связаны перспективы развития территории и преодоления негативных последствий социально-экономических преобразований, проводившихся за последнее десятилетие. Растет число преступлений в рыбной отрасли,  внешнеэкономической сфере. Одним из самых криминогенных звеньев экономики традиционно была и остается золотодобывающая промышленность. Противоправная деятельность различного рода преступных формирований на этом направлении наносит серьезный  ущерб финансовым интересам области.

Ежегодное финансовое обеспечение комплексных оперативно-профилактических операций "Самородок"  и  "Путина" повысят   эффективность и  

результативность проводимых мероприятий. Приобретение необходимого оборудования для геолого-минералогической лаборатории позволит сократить сроки и улучшить качество проведения экспертиз по золоту и серебру (в год их проводится от 60 до 80).

Заметное влияние на состояние криминогенной ситуации оказывают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и дальнейшее распространение наркомании. В истекшем году выявлено 356 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Изъято 21 кг 798 г наркотических средств.

Остро стоит вопрос о приобретении высокоэффективного жидкостного хроматографа, для быстрого и качественного хроматографического анализа наркотических средств. Возможности данного прибора позволят осуществить анализ фальсифицированных алкогольных напитков, сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых и других  веществ.

Высоким остается уровень вооруженности и технической оснащенности преступников, который иногда на порядок и более опережает возможности правоохранительных органов. В области зарегистрировано около трехсот фактов незаконного приобретения и хранения огнестрельного оружия и боеприпасов. Из нелегального оборота изъято свыше 300 единиц огнестрельного оружия  и более 50 кг взрывчатых веществ.

При этом следует отметить, что УВД области не располагает индивидуальными средствами взрывотехнической защиты личного состава, что, в конечном счете, может привести к трагическим последствиям.

Серьезно ослаблена система социальной профилактики преступлений и правонарушений. Материальное неблагополучие и жизненная  неустроенность относятся к числу основных  факторов, определяющих антиобщественное поведение личности и приводящих к пополнению криминальной среды новыми людьми. Среди установленных в текущем году преступников более половины не имеет постоянного источника дохода, и их число стабильно растет. Более четверти раскрытых преступлений совершено лицами, ранее нарушавшими уголовное законодательство. Почти каждый третий из числа привлеченных к уголовной ответственности в момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения.

Низкая материально-техническая база, несвоевременное финансирование подразделений милиции, содержащихся за счет средств местного бюджета в полной мере сказываются на текучести кадров, а отсюда на профессиональной профилактической работе среди населения области, особенно несовершеннолетних. Для закрепления кадрового ядра, повышения социальной защищенности сотрудников подразделений ОДУУМ и ПДН ОВД необходимо рассмотреть и положительно решить вопрос заключения с ними трехсторонних контрактов.

Решение этих и других задач, направленных на достижение качественных сдвигов в результатах правоохранительной деятельности, невозможно без комплексного подхода и координации действий в борьбе с преступностью, серьезной  поддержки  областных органов государственной власти и управления. Это обусловливает необходимость применения программно-целевого метода и финансирования части мероприятий Программы за счет привлечения дополнительных денежных средств.

Настоящая Программа подготовлена на основе предложений территориальных федеральных органов исполнительной власти, требующих межведомственного подхода или решения на областном уровне. Предполагается, что мероприятия Программы ежегодно будут включаться в соответствующие ведомственные планы работы.