ЗАКОН
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 февраля 2002 года N 231-ОЗ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ \"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2005 ГОДЫ\"
Принят Магаданской областной Думой 29 января 2002 года
(Текст изменен)
{Изменен Законом Магаданской области от 07.07.2004 N 474-ОЗ}
{Фактически недействующий акт}
Утвердить территориальную программу \"Содействие занятости населения Магаданской области на 2002-2005 годы\" (прилагается).
Финансирование мероприятий территориальной программы \"Содействие занятости населения Магаданской области на 2002-2005 годы\" осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, средств бюджетов муниципальных образований (по согласованию).
Действие настоящего Закона распространяется на безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, и работающих, но находящихся под угрозой увольнения работников, предупрежденных о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штата) или ликвидацией предприятия.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
И.о. губернатора
Магаданской области
Н.Н. Дудов
к Закону Магаданской области
\"О территориальной программе
\"Содействие занятости населения
Магаданской области
на 2002-2005 годы\"
от \"12\" февраля 2002 г. N 231-О3
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА \"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ на 2002-2005 годы\"
г. Магадан 2002 г.
Наименование | Территориальная программа \"Содействие занятости населения Магаданской области на 2002-2005 годы\" (далее - Программа). | ||||||
Наименование решения о разработке Программы | Распоряжение губернатора Магаданской области от 22.05.2001N 191-р \"О создании рабочей группы по подготовке территориальной программы содействия занятости населения Магаданской области на 2002-2005 годы\". | ||||||
Государственный заказчик Программы | Государственное учреждение Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Магаданской области. | ||||||
Основные разработчики Программы | Государственное учреждение Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Магаданской области (далее -Департамент) Комитет экономики администрации Магаданской области Финансовое управление администрации Магаданской области Магаданский областной комитет государственной статистики Отдел по труду администрации Магаданской области Управление образования администрации Магаданской области Управление профессионального образования администрации Магаданской области Управление социальной защиты населения администрации Магаданской области Территориальный орган Министерства федерации России в Магаданской области | ||||||
Цель и задачи Программы | Создание условий для развития эффективного цивилизованного регионального рынка труда, обеспечивающего сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, рационального использования кадрового потенциала. Для достижения указанной цели Программа предусматривает: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения; повышение уровня занятости населения за счет удовлетворения спроса работодателей на рабочую силу. организации общественных работ, содействия в организации предпринимательской деятельности, организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите; развитие качества рабочей силы. совершенствование системы обучения, переобучения и повышения квалификации кадров, в т.ч. безработных граждан; совершенствование работы по профилактике безработицы; реализацию специальных мероприятий по обеспечению государственных гарантий в сфере занятости детей-сирот и лиц. оставшихся без попечения родителей; улучшение информационного обеспечения политики занятости; совершенствование социального партнерства; участие в регулировании трудовой миграции; смягчение последствий долговременной безработицы, оказание материальной поддержки безработным гражданам (пособие по безработице, материальная помощь, досрочная пенсия). | ||||||
Объёмы и источники финансирования Программы | Объём финансирования Программы в 2002-2005 годах -446,03 млн. руб., в том числе в 2002 году - 85,53 млн. руб., из них по источникам финансирования: федеральный бюджет - 435,2 млн. руб., в том числе 2002 год -83,63 млн. руб. (объем средств федерального бюджета, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год); областной бюджет - 0,35 млн. руб., в том числе 2002 год - 0,06 млн. руб. бюджеты муниципальных образований - 10,48 млн. руб., в том числе 2002 год - 1,84 млн. руб. | ||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы в течение 2002-2005 гг. позволит: оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 64000 человек, в т. ч. в 2002 г. - 16000 человек; повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем трудоустройства 11908 человек на свободные рабочие места и вакансии, в т. ч. в 2002 г. - 2908 человек; провести профориентационную работу с 45000 человек, в т.ч. в 2002 г.-10000 человек; предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан с целью последующего трудоустройства 2588 чел., в т.ч. в 2002 г. - 623 человек; обеспечить трудоустройство на общественные работы 1234 человек, в т, ч. в 2002 г. - 254 человек; организовать временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в количестве 5629 человек, в т. ч. в 2002 г.-1229 человек; оказать содействие занятости 740 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в т.ч. в 2002 г. - 185 человек; оказать содействие в трудоустройстве 1020 безработным гражданам, особо н уждающимся в социальной защите, в т.ч. в2002 г. -225 человек; оказать содействие в переселении и трудоустройстве семьям 26 безработных граждан, в т.ч. в 2002 г. - 5 семьям; принять меры к сдерживанию уровня регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении в 2002-2005 гг. - в пределах 4,0-4,8%, в т.ч. в 2002 г. - 4,0%; оказать материальную поддержку 28400 безработным гражданам, в т.ч. в 2002 г. -6600 безработным гражданам. За период 2002-2005 гг. мероприятиями Программы будет охвачено 103600 человек. | ||||||
Контроль за выполнением Программы | Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Минтруд России, администрация Магаданской области, Магаданская областная Дума и Департамент (в пределах своей компетенции). |
2.1. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости на рынке труда
Развитие экономики Магаданской области происходит с сохранением достигнутых позитивных изменении последних лет. Сохраняются стабилизация промышленного производства и позитивные перемены на потребительском рынке области, сокращается задолженность по заработной плате, замедлились темпы инфляции.
Однако эти тенденции не повлияли на продолжающееся снижение уровня занятости населения. За период с 1999 по 2001 год доля занятых, от общей численности населения, снизилась на 2,2 процентных пункта и составила в мае 2001 года 49,2% против 51,4% в мае 1999 г.. На снижение уровня занятости населения в основном оказывают влияние такие факторы, как уменьшение численности трудовых ресурсов; низкая территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы; увеличение доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой заработной платой.
За 1999-2000 годы численность трудовых ресурсов снизилась на 3,2 тыс. человек (со 168,6 до 165,4 тыс. чел.), в том числе среднегодовая численность занятых в экономике сократилась на 2,5 тыс. человек (со 113,1 до 110,6 тыс. чел.). Потери численности занятых наблюдались в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и в других отраслях. В промышленности, строительстве, здравоохранении, физической культуре и в социальном обеспечении произошло увеличение численности занятых.
Среднегодовая численность постоянного населения в 2001 году составила 230,7 тыс. человек, трудовые ресурсы соответственно - 163,9 тыс. человек. На конец 2004 года численность населения составит 206,1-208,6 тыс. человек. Пропорционально общей численности населения уменьшатся трудовые ресурсы - в общем за 3 года на 7,3 тыс. человек (в т. ч. в 2002 г. - на 2,6 тыс. чел.) и составят в 2004 г. - 156,6 тыс. человек. Сократится и численность занятых в экономике - на 5 тыс. человек (в т.ч. в 2002 г. - на 1,8 тыс. чел.).
Такая ситуация будет складываться из-за сохранения темпов миграции, отрицательного сальдо естественного и миграционного прироста в 2001-2004 годах. Миграционный прирост в 2005 г. по-прежнему сложится отрицательным - 6508 человек, выбывшие составят 10750 человек, а прибывшие - 4242 человека.
Сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием достаточно развитого рынка жилья и внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров, а также неадекватностью перемен в системе образования изменениям на рынке труда.
Продолжает увеличиваться доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой в результате изношенности основных производственных фондов. Так, в 1999 году в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работало 26,1% всех занятых. Следует отметить, что этот показатель по данным Госкомстата России из года в год растет в среднем на 0,2%, в 2001 году он составил 26,5%. Вырос уровень производственного травматизма. Общее количество несчастных случаев с тяжелым исходом увеличилось с 34 человек в 1999 году до 65 человек в 2000 году, а в расчете на 1000 работающих с 0,5 до 1,03 человека соответственно. Также увеличилось число пострадавших при несчастных случаях со смертельным исходом с 19 человек в 1999 году до 24 человек в 2000 году. Такая ситуация ограничивает возможности трудоустройства незанятого населения.
В последние годы одним из факторов дестабилизации занятости и роста безработицы являются проблемы в области оплаты труда. Среднемесячная заработная плата работников занятых на крупных, средних и малых предприятиях (без учета выплат социального характера) составила в 2000 году 4248 руб., в январе-мае 2001 года - 4983,7 руб.. Однако из-за роста потребительских цен на товары и платные услуги населению (индекс потребительских цен в мае 2001 года к маю 2000 г. составил 118,3%) в 2001 году произошло падение реальных доходов населения на 27%.
Самая низкая заработная плата отмечается в социальной сфере. У работников культуры и искусства, образования - в среднем в 1,9 раз ниже областного уровня и в 2,3 раза ниже, чем в строительстве и промышленности. Причем работники бюджетной сферы составляют пятую часть всего занятого населения в отраслях экономики. Оплата труда работников бюджетной сферы, тарифицируемых по ставкам Единой тарифной сетки 1-6 разрядов по состоянию на 01.01.2001 г. составила в среднем 261 руб., на 01.07.2001 - 325 руб., что соответственно в 1,8 и 1,6 раза ниже минимального пособия по безработице, выплачиваемого исходя из прожиточного минимума, установленного постановлением губернатора Магаданской области. Прожиточный минимум на 01.01.2001 составлял 2357 руб., на 01.07.2001 - 2690 руб.
В 2000 году происходили положительные изменения в динамике общей безработицы. По данным областного комитета государственной статистики общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, снизилась в 2000 году на 14,1 тыс. человек. или в 1,9 раза и составила к концу года 15,7 тыс. человек. В 2001 году численность безработных на общем рынке труда составила 17,0 тыс. чел., а в 2003 году она оценочно составит 19,5 тыс. человек и в последующие два года уровень ее практически не изменится. На увеличение общей численности безработных будет влиять прогнозируемое уменьшение численности занятого населения.
В 2000 году отмечалась тенденция сокращения численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. С начала 1999 года число безработных уменьшилось в 1,4 раза и к концу 2000 года составило 4,7 тыс. человек. Заметную роль в снижении численности зарегистрированных безработных сыграло увеличение и изменение структуры спроса на рабочую силу, в том числе в сторону временной занятости. Число вакантных рабочих мест на конец 2000 года увеличилось по сравнению с 1999 годом в 2,4 раза и составило 918 единиц. В 2000 году 15,1% трудоустроенных безработных граждан получили работу на условиях временной занятости. Одновременно в условиях наметившегося экономического роста у безработных появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства.
Однако в 2002 году и в последующие годы ожидается смена тенденции в динамике обращения незанятого населения к услугам службы занятости. Это связано с сохранением высокого предложения рабочей силы (ежегодно около 54,0 тыс. чел.) и увеличением спроса на нее (с 24,0 тыс. чел. в 2001 г. до 25,0 тыс. чел. в 2005 г.), но в условиях расширения профессионально -квалификационных требований к рабочей силе не все граждане в этот период смогут найти себе рабочее место. Более высокий размер пособия по безработице, по сравнению с размером оплаты труда, работающих по 1-6 разряду Единой тарифной сетки, будет способствовать увеличению числа обращений в службу занятости для получения статуса безработного. Прогнозируемая комитетом экономики потребность в работниках на новые рабочие места, предусмотренные к вводу до 2005 года (ежегодно 1100 чел.), позволит трудоустроить только 2% от общей численности граждан вышедших на региональный рынок труда с предложением своей рабочей силы. В этих условиях к 2005 году ожидается увеличение численности зарегистрированных в органах государственной службы занятости безработных граждан в 1,3 раза, уровень регистрируемой безработицы будет находиться пределах 4,0 - 4,8%.
Сохраняется значительная дифференциация районов области по уровню безработицы. В первом полугодии 2001 года разрыв между максимальным и минимальным значениями уровня безработицы по районам области и г. Магадану составляет более 10 раз. Наиболее высокий уровень безработицы (в процентах к численности трудоспособного населения) отмечается" в Северо-Эвенском районе, а также Арманском и Ольском округах, где он превышает среднеобластной показатель в 3,2-4,7 раза и составляет соответственно 11,22% и 16,53%.
Основными причинами высокого уровня безработицы в данных районах являются:
кризисные явления в экономике, ориентированной на сельскохозяйственное производство;
высокий удельный вес населения из числа коренных малочисленных народов Севера;
снижение спроса на рабочую силу.
Наименьший уровень регистрируемой безработицы сохранялся в г. Магадане и в Омсукчанском районе. Низкий уровень безработицы обусловлен:
статусом областного центра г. Магадана, обеспечивающим высокую концентрацию различных ведомственных структур, органов управления и т.д.;
высокой долей в производстве добывающих предприятий, в экономике которых произошли позитивные изменения и отмечаются признаки стабилизации.
В дальнейшем дифференциация районов по уровню регистрируемой безработицы сохранится. По-прежнему высокий уровень безработицы останется в Северо-Эвенском районе, Ольском и Арманском округах. Наиболее низкий уровень официальной безработицы ожидается в г. Магадане и Омсукчанском районе.
Происходит изменение состава безработных в сторону увеличения доли женщин, молодежи, граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, а также не имеющих профессии (специальности). Доля женщин среди общей численности безработных возросла за 2000 год - 1 полугодие 2001 года с 62,1% до 63,8%, доля молодежи в возрасте 16 -29 лет с 31,3% до 37,9%, доля граждан, не имеющих профессии (специальности) - с 25,6% до 36,1%, имеющих длительный (более года) перерыв в работе - с 32,4% до 36%.
Отмечается низкий уровень трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Уровень трудоустройства инвалидов за период 1999-2001гг.составляет в среднем 1,8% от общего числа обратившихся инвалидов, молодежи - 29%, женщин - 20%, лиц, освобожденных из мест лишения свободы - 21%, длительно не работающих граждан (более 1 года) - 19%, граждан, уволенных с военной службы - 17%. Это объясняется нежеланием работодателя принимать на работу граждан с ограничением в трудоустройстве, граждан, без опыта работы и потерявших квалификацию, женщин, имеющих детей.
Отмечается рост безработицы в сельской местности. За 2000 год - 1 полугодие 2001 года доля безработных, проживающих в сельской местности, возросла с 14% до 18,8%. Основными причинами безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, которая за годы реформирования экономики резко сократилась. Труд в сельском хозяйстве недостаточно привлекателен, особенно для молодежи, которая составляет около трети от общей численности безработных, зарегистрированных в сельской местности.
Отличительной чертой состава сельских безработных является более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, образовательный уровень. Так, каждый третий из числа официально зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, не имеет полного среднего образования. Около 60% всех сельских безработных составляют лица, не имеющие профессии (специальности) и лица с длительным перерывом в работе (в городах таких безработных граждан 30%). Преобладание в составе безработных граждан, профессионально не подготовленных к трудовой деятельности, обусловливает застойный характер сельской безработицы. Так, в конце 1 полугодия средняя продолжительность безработицы в сельской местности превысила общий показатель по области в 1,2 раза и составил 8,1 месяца против 6,9 месяца.
Улучшилось использование рабочей силы в организациях, о чем свидетельствует существенное сокращение размеров вынужденной неполной занятости. За 2000 год численность работающих неполное рабочее время по инициативе администрации снизилась по сравнению с 1999 годом в 2,9 раза и составила 817 человек, или 1,5 процента среднесписочной численности, а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации - в 1,4 раза и составила 1485 человек, или 2,3 процента среднесписочной численности. За 1 квартал 2001 года по сравнению с соответствующим периодом 2000 года численность работников, работавших в режиме неполной рабочей недели (дня), сократилась - в 7,5 раз, имевших вынужденные административные отпуска - в 13 раз, а их удельный вес в общей численности работников предприятий и организаций снизился соответственно с 1% до 0,1% и с 1,8% до 0.1%. Общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполной рабочей недели (дня) на предприятиях и в организациях за 1 квартал оцениваются в 29 тыс. человеко-часов, что равнозначно невыходу на работу 59 работников (в январе -марте 2000 года - 705 чел.).
Продолжает снижаться коэффициент напряженности на рынке труда, однако он остается высоким. По данным областного комитета государственной статистики отмечалось увеличение числа вакансий в области с 1396 ед. в начале 2000 года до 1613 ед. на начало 2001 года, или на 15,5 процента, что свидетельствует об увеличении спроса на рабочую силу на крупных и средних предприятиях области. Соответственно снижается коэффициент напряженности на рынке труда области (с 12,9 в 1999 году до 5 человек на 1 вакансию в 2001 году).
Вместе с тем заявленная работодателями в органы службы занятости потребность в рабочих кадрах на конец 1999 года меньше общей потребности в 3,6 раза, на конец 2000 года в 1,8 раза. Количество работодателей, представляющих в органы службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест, составляет в среднем 4% от общего числа действующих хозяйствующих субъектов области.
В 2000 году по-прежнему отмечалось превышение численности выбывающих с крупных и средних предприятий над численностью принятых, при этом уровень замещения выбывших работников принятыми составил 91 процент в 2000 году против 81 процента в 1999 году. Однако в первом квартале 2001 года впервые коэффициент оборота кадров по приему превысил коэффициент оборота кадров по выбытию (8,4% против 7,4%). За 3 месяца с начала года принято на работу 5,3 тыс. чел., из них 10% на дополнительно введенные рабочие места. Выбыло по всем причинам - 4,6 тыс. чел. В связи с этим объемы выбытия на 114% компенсировались приемом новых работников. Доля выбывших по собственному желанию увеличилась по сравнению с 1999 годом с 72,5% до 77,1% в 2000 году, а в первом квартале 2001 года составила уже 80%.
Снизились масштабы высвобождения работников. В 2000 году численность высвобожденных составила 1278 чел. или 2 % к среднесписочной численности против 2677 чел. или 4,1% - за 1999 год. Структурная модернизация экономики будет сопровождаться дальнейшим высвобождением работников, которое может достичь порядка 1,2 тыс. чел. в год (по кругу крупных и средних предприятий).
2.2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2002-2005 годы
В течение четырех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики (приложение N 1). На рынок труда области с предложением рабочей силы ежегодно будет выходить около 54 тыс. чел. Предложение рабочей силы на рынке труда области будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат, Увеличение емкости рынка труда ожидается за счет численности граждан, не имеющих работу по разным причинам (34%), а также уволенных по собственному желанию (29,9%).
Спрос на рабочую силу в 2002 году составит 24,6 тыс. чел. и возрастет к 2005 году до 25 тыс. чел. Величина спроса будет формироваться за счет потребности в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала (87,4%), ввода новых рабочих мест.
Комитетом экономики администрации Магаданской области сформирован прогноз развития области на 2002 год и на период до 2004 г. Прогнозируемый на 2002 год индекс физического объема промышленного производства составит 101,8 %, это будет достигнуто главным образом за счет предприятий цветной металлургии и перерабатывающих производств. В последующие годы темпы роста сохранятся на уровне 1,5-2% в год.
В ближайшие годы ожидается оживление инвестиционной активности. В 2004 году планируется увеличение объема иностранных инвестиций до 69,2 млн. долларов. В основном иностранные инвестиции будут вкладываться в золотодобывающую, серебродобывающую, рыбодобывающую и перерабатывающую отрасли промышленности.
В 2002-2005 годах будет продолжена работа по созданию и вводу в эксплуатацию новых рабочих мест (в 2002 г. предусмотрено к вводу 527 мест), что в перспективе обеспечит увеличение спроса на рабочую силу в области.
Однако ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы. Предложение рабочей силы будет превышать спрос на нее в 2,2 раза. По расчетным данным тенденция дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы сохранится до 2005 года. В целях достижения сбалансированности спроса и предложения особое внимание будет уделено решению проблемы подготовки квалифицированных кадров для экономики области.