ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 15 июня 2002 года N З N 375-II
О финансах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)
УТРАТИЛ СИЛУ - Закон Республики Саха (Якутия) от 18.05.2005 229-ЗN 465-III
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон РС(Я) от 16.10.2003 г. 71-З N 147-III)
Настоящий закон определяет принципы организации местных финансов в Республике Саха (Якутия), устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, регулирует порядок прохождения бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с иными финансовыми институтами, а также закрепляет гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
а) бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом минимальных государственных социальных стандартов;
б) минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Саха (Якутия) и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Республики Саха (Якутия);
в) дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Саха (Якутия) на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
г) субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Саха (Якутия) или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
д) минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов;
е) местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления;
ж) местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством;
з) местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения;
и) муниципальные ценные бумаги - облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления;
к) регулирующие доходы бюджетов - федеральные и республиканские налоги и иные платежи, по которым законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год;
л) социальные нормы - показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении;
м) средства по взаимным расчетам - суммы, поступающие в местные бюджеты или передаваемые из местных бюджетов в республиканский бюджет в связи с изменениями в доходах и расходах местных бюджетов, возникающими в результате решений, принятых органами государственной власти и не учтенных при утверждении соответствующих бюджетов;
н) фонд финансовой поддержки муниципальных образований - денежные средства, образуемые в республиканском бюджете для оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований;
о) муниципальный заказ - совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.
1. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.
2. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
3. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
1. Формирование и использование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
2. Положения настоящего закона распространяются на все муниципальные образования Республики Саха (Якутия).
1. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В этих целях указанные органы соответственно:
а) разрабатывают законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие финансово-бюджетную деятельность муниципальных образований в Республике Саха (Якутия);
б) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления для получения средств по федеральным целевым программам, осуществляют контроль за целевым расходованием средств, поступивших в местные бюджеты на финансирование федеральных целевых программ;
в) определяют до принятия федерального закона о минимальных социальных стандартах и утверждения органом исполнительной власти Российской Федерации нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг временные социальные нормативы на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта на территории Республики Саха (Якутия);
г) осуществляют контроль за использованием государственных финансовых ресурсов, передаваемых муниципальным образованиям, а также участвуют в решении вопросов местного значения путем реализации республиканских целевых программ на территории муниципальных образований, осуществляют контроль за целевым расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из республиканского бюджета на финансирование республиканских целевых программ;
д) осуществляют регулирование отношений между республиканским бюджетом и местными бюджетами на законодательной и договорной основах.
2. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) гарантируют:
а) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
б) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшихся в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
в) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия решений органов государственной власти.
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из вышестоящего бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
3. Установить, что при формировании местных бюджетов на территории Республики Саха (Якутия) применяются до принятия федерального закона о минимальных государственных социальных стандартах и утверждения органом исполнительной власти Российской Федерации нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг федеральные отраслевые нормативы бюджетного финансирования (федеральные социальные нормативы и нормы) и временные социальные нормативы на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, утверждаемые Правительством Республики Саха (Якутия).
4. В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов административно-территориальных единиц и поселений, не являющихся муниципальным образованием. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
5. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), уставами муниципальных образований.
6. Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством.
Доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от местных налогов, доходов за счет отчислений от федеральных и республиканских регулирующих налогов, неналоговых доходов, средств финансовой помощи, средств по взаимным расчетам между уровнями бюджетной системы и иных средств, предусмотренных бюджетным и налоговым законодательством.
1. Налоговые доходы:
1) местные налоги и сборы:
а) земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения в размере 90 процентов;
б) земельный налог за земли городов и поселков в размере 50 процентов;
в) земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения в размере 40 процентов;
г) налог на имущество физических лиц в размере 100 процентов;
д) налог на рекламу в размере 100 процентов;
е) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования, а также на другие цели в размере 100 процентов;
ж) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в размере 100 процентов;
2) отчисления от республиканских регулирующих налогов и сборов:
а) налог на имущество предприятий в размере 50 процентов;
б) единый налог на вмененный доход для юридических лиц (по нормативам, устанавливаемым законом Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год);
в) единый налог на вмененный доход для физических лиц (по нормативам, устанавливаемым законом Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год);
г) налог с продаж в размере 60 процентов;
3) отчисления от федеральных налогов и сборов:
а) налог на прибыль организаций по ставке налога не менее 2 процента;
б) налог на доходы физических лиц в пределах не менее 50 процентов в среднем по Республике Саха (Якутия);
в) налог на игорный бизнес в части, соответствующей превышению над минимальным размером ставки налога, установленной федеральным законодательством;
г) акцизы на водку, ликероводочные изделия в размере не менее 5 процентов в среднем по Республике Саха (Якутия);
д) акцизы на этиловый спирт-сырец из пищевого сырья и спирт питьевой, спиртосодержащие растворы в размере не менее 10 процентов в среднем по Республике Саха (Якутия);
е) акцизы на коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное, пиво, другие алкогольные изделия в размере не менее 10 процентов в среднем по Республике Саха (Якутия);
ж) акцизы на ювелирные изделия в размере не менее 10 процентов в среднем по Республике Саха (Якутия);
з) единый налог на совокупный налог для юридических лиц (по нормативам, устанавливаемым законом Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год);
и) единый налог на совокупный налог для физических лиц (по нормативам, устанавливаемым законом Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год);
к) налог на добычу общераспространенных ископаемых в размере 100 процентов;
л) государственная пошлина (кроме государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации) в размере 100 процентов;
м) налог с имущества, переходящий в порядке наследования или дарения в размере 100 процентов;
н) часть налога на добычу полезных ископаемых (по нормативам, установленным в соответствии с законом Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год).
2. Неналоговые доходы:
а) доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в размере 100 процентов;
б) доходы от продажи муниципального имущества в размере 100 процентов;
в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, в размере 100 процентов;
г) часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;