1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов.
2. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются государственной инспекцией труда Республики Саха (Якутия).
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.
4. Государственный контроль за соблюдением требований условий труда осуществляется органом государственной экспертизы условий труда органа исполнительной власти по труду Республики Саха (Якутия), действующим в соответствии с положением об этом органе.
5. Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения организациями, работодателями и должностными лицами организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности.
6. Работодатель обязан обеспечить представителям органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда необходимые условия для выполнения ими возложенных на них задач и функций и предоставлять требуемую информацию; отказ в исполнении этих условий признается как воспрепятствование деятельности указанных органов.
7. Вмешательство в деятельность органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда по осуществлению ими надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц указанных органов с целью воспрепятствования их законной деятельности запрещается.
8. Должностные лица органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Государственные органы и инспекции, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, могут создавать внештатные инспекции, которые при исполнении поручений вышеуказанных органов имеют права в соответствии с положениями об этих внештатных инспекциях.
Статья 23. Общественный контроль за охраной труда
1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
а) осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
б) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
в) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
г) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
д) предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
е) осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
ж) осуществлять проверку условий охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
з) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
и) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
к) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, с изменениями условий труда;
л) обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении нормативных требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.