1. Возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненные за ними решением главы администрации по месту жительства жилые помещения считается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан, а также при наличии одного из следующих обстоятельств:
а) предоставление жилых помещений, ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, иным лицам;
б) проживание, по любым основаниям, в таком жилом помещении лиц:
лишенных родительских прав;
отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей:
бывших усыновителей;
не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере;
больных психическими заболеваниями и состоящих на учете в психоневрологическом диспансере;
признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
страдающих туберкулезом, тяжелыми формами хронических заболеваний, которые делают совместное с такими лицами проживание невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям;
в) несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, социальной норме предоставления жилых помещений, в том числе, если такое несоответствие появится в результате вселения в это жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
г) ухудшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненных за ними жилых помещениях по месту жительства за время нахождения их на государственной или семейной форме воспитания является основанием для признания указанных граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;
д) снос дома, в котором находилось сохраненное за несовершеннолетним жилое помещение, или несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности, санитарным, техническим и иным требованиям, а также разрушение жилого помещения или его части (угроза разрушения, нахождение в аварийном состоянии);
е) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний или психических отклонений, которые делают совместное с ними проживание иных лиц невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям.
2. За два года до выпуска несовершеннолетнего из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или за тот же срок до окончания пребывания такого ребенка в семейном детском доме, приемной семье, у опекунов или попечителей его законный представитель при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в части 1 статьи 5 настоящего закона, письменно обращается в органы опеки и попечительства улусных, городских администраций с ходатайством о признании невозможным возвращения несовершеннолетнего в сохраненное за ним жилое помещение по месту жительства.
3. Органы опеки и попечительства улусных, городских администраций в течение месяца рассматривают ходатайство законного представителя несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о наличии обстоятельств, препятствующих возвращению такого ребенка в сохраненное за ним жилое помещение по месту жительства и выносят мотивированное заключение.
Заключение о невозможности возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение по месту жительства принимается органом опеки и попечительства улусных, городских администраций при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части 1 статьи 5 настоящего закона.
4. На основании заключения органов опеки и попечительства улусных, городских администраций о невозможности возвращения несовершеннолетнего в сохраненное за ним жилое помещение по месту жительства главы улусных, городских администраций в течение месяца издают распоряжение о внесении соответствующего изменения (в части жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в распоряжение органа исполнительной власти, в соответствии с которым несовершеннолетний был направлен на государственную или семейную форму воспитания.
5. Соответствующее распоряжение глав улусных, городских администраций может быть принято и в более поздний срок (вплоть до момента выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из соответствующего учреждения, окончания пребывания их в семейном детском доме, приемной семье, у опекунов или попечителей), если имеются вновь открывшиеся обстоятельства невозможности или нецелесообразности возвращения указанного ребенка в ранее занимаемое им жилое помещение, которые не были известны или отсутствовали ранее.