РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 6 июля 2000 года З N 217-II
О защите населения и территорий Республики от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
(с изменениями на 17 октября 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года N 252-З N 511-III
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года N 79-З N 169-III (Якутские ведомости, N 43, 20.11.2003, Ил Тумэн, N 52, 19.12.2003).
____________________________________________________________________
Принят
постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 6 июля 2000 года З N 217-II
Настоящий закон устанавливает организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Саха (Якутия) (далее - население), имущества, включая домашний скот, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды, в том числе земельного, водного, воздушного пространства в пределах Республики Саха (Якутия) (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года N 79-З N 169-III, - см. предыдущую редакцию).
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
а) чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
б) предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
в) ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
г) зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
д) авария - опасное происшествие на производственно - хозяйственных объектах или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей природной среде;
е) катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде;
ж) потенциально-опасный объект - производственный или иной объект, функционирование которого сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций и (или) который отнесен в установленном законом порядке к категории опасных;
з) декларация безопасности - документ, содержащий сведения об используемых опасных веществах; о промышленных установках и авариях на них, представляющих опасность для персонала объекта, населения и окружающей природной среды; о превентивных мероприятиях по предотвращению аварий и снижению их негативных последствий (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая порядок оповещения, сведения об оборудовании и технических средствах, используемых при чрезвычайной ситуации, наличие материальных и финансовых резервов, меры по локализации источника аварии, мероприятия по защите населения и территорий, порядок взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления Республики Саха (Якутия), специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);
и) стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях - нормативно-технические документы, утверждаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе других предприятий или организаций и имеющий для осуществления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию).
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
1. Целями настоящего закона являются:
а) определение полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, обязанностей организаций, прав и обязанностей граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года N 79-З N 169-III, - см. предыдущую редакцию);
б) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
в) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
г) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
2. Не связанные с перечисленными в части 1 настоящей статьи целями отношения по восстановлению объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.
1. Якутская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Якутской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Республики Саха (Якутия).
1. Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
2. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
3. Порядок обеспечения такой информацией населения, органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций определяется нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года N 79-З N 169-III, - см. предыдущую редакцию).
4. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
(наименование главы дополнено с 20 ноября 2003 года
Законом Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года N 79-З N 169-III, -
см. предыдущую редакцию)
Президент Республики Саха (Якутия):
а) принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха (Якутия) основные направления политики и организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) принимает необходимые решения по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка в случаях, угрожающих безопасности и здоровью населения, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения республики;
в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств органов внутренних дел республики;
г) обращается о привлечении сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
а) принимает законы Республики Саха (Якутия) и обеспечивает единообразие законодательного регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) утверждает государственные программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правительство Республики Саха (Якутия):
а) принимает на основании и во исполнение Конституции Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия) и нормативных правовых актов Президента Республики Саха (Якутия) постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) создает постоянно действующую комиссию по чрезвычайным ситуациям;
в) осуществляет общее руководство Якутской территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) организует и обеспечивает проведение научных исследований, разработку и выполнение специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) организует в соответствии с действующим законодательством соблюдение мер безопасности в процессе производства, хранения, перевозки и использования радиоактивных и других опасных веществ;
е) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) обеспечивает создание республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их использования;
з) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
и) определяет порядок, осуществляет сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
к) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
л) организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях, обеспечивает поддержание общественного порядка при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращается за помощью к Правительству Российской Федерации;
м) устанавливает дополнительные гарантии и льготы социальной защиты для сотрудников и должностных лиц органа управления Республики Саха (Якутия), специально уполномоченного Правительством Республики Саха (Якутия) на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
н) принимает решения о запрещении строительства объектов экономики и жилищного фонда в затапливаемых местах, о переселении населенных пунктов;
о) рассматривает и утверждает перечень специализированной техники, воздушных судов для оснащения органа управления Республики Саха (Якутия), специально уполномоченного Правительством Республики Саха (Якутия) на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен ею, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;