О бюджетном устройстве и бюджетном процессе
в Республике Саха (Якутия)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2004 года N 124-З N 251-III
____________________________________________________________________
Принят
постановлением
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
от 25 декабря 1992 года N 1293-XII
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения хозяйственного и социально-культурного развития и содержания органов государственной власти.
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Республики Саха (Якутия), бюджетов административно-территориальных и национально-территориальных образований Республики Саха (Якутия).
Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) является составной частью консолидированного бюджета Российской Федерации.
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Саха (Якутия) основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Саха (Якутия).
1. Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
2. Бюджетный процесс в Республике Саха (Якутия) строится в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и решениями местных Советов, регулирующими бюджетный процесс.
3. Бюджет составляется на основе и в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития административно-территориального и национально-территориального образования.
4. Республиканский бюджет в виде основных направлений бюджетной политики, доходной и расходной частей в разрезе основных разделов, а также абсолютной величины дефицита или его доли в процентах от прогнозируемых доходов утверждается в форме Закона Верховным Советом Республики Саха (Якутия), бюджеты административно-территориальных и национально-территориальных образований утверждаются в форме решений Советами народных депутатов.
5. Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительными органами районов и городов (республиканского подчинения) ежегодно составляются консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.
6. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Саха (Якутия) устанавливается на 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).
Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
1. Бюджетно-финансовая политика Республики Саха (Якутия), включающая в себя налоговую политику, проводится согласованно с бюджетно-финансовой и налоговой политикой административно - территориальных и национально-территориальных образований, а также с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой Республики Саха (Якутия).
2. Бюджетно-финансовая политика Республики Саха (Якутия) проводится самостоятельно в координации с соответствующей политикой Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и с учетом региональных особенностей республики.
Взаимоотношения республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) с федеральным бюджетом определяются в соответствии с "Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации", "Соглашением о взаимоотношениях между правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по экономическим вопросам" от 31 марта 1992 г. и ежегодно заключаемыми ими соглашениями о бюджетных взаимоотношениях, учитывающих республиканские Республики Саха (Якутия) и федеральные программы.
В соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия) в бюджетную систему Республики Саха (Якутия) как самостоятельные части включаются: республиканский бюджет Республики Саха (Якутия), районные и городские бюджеты районов и городов республиканского подчинения, бюджеты городов (районного подчинения), поселковых и сельских населенных пунктов.
1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы.
2. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создании целевых и региональных бюджетных фондов, их частичном перераспределении.
3. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.
Республиканский бюджет Республики Саха (Якутия), бюджеты административно-территориальных и национально-территориальных образований являются самостоятельными.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
- закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
- отчисления по регулируемым доходным источникам;
- дополнительные источники, устанавливаемые Верховным Советом Республики Саха (Якутия) или местными Советами народных депутатов в рамках законодательства Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Доходы бюджета каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации и статьей 9 настоящего Закона.
Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов, и бюджет развития.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
В Республике Саха (Якутия) применяются единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации, обеспечивающие общероссийскую и международную сопоставимость бюджетных данных, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации.
1. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
3. В целях сбалансированности бюджета Советами народных депутатов могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи расходов.
Состав защищенных статей расходов в пределах утвержденных бюджетов определяется правительством Республики Саха (Якутия) и исполнительными органами на местах в рамках их компетенции.
Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
В целях осуществления антиинфляционных мероприятий вопросы о предоставлении республиканскому бюджету Республики Саха (Якутия) кредитных ресурсов и выпуске государственных займов рассматриваются Верховным Советом Республики Саха (Якутия) по представлению правительства Республики Саха (Якутия). Разрешение на кредитование и размещение займов оформляется в виде постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия).
Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета или увеличение расходной, вступают в силу после утверждения соответственно Президиумом Верховного Совета Республики Саха (Якутия) и местными Советами народных депутатов, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.
1. Бюджетная система Республики Саха (Якутия) является частью финансовой системы Республики Саха (Якутия), включающей в себя финансы самостоятельных юридических и физических лиц.
Платежи, взыскиваемые с предприятий и иных юридических лиц, перечисляются в бюджеты в первоочередном и бесспорном порядке.
Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических лиц и зачисление их в бюджет сверх налогов, сборов, взносов и обязательных платежей, установленных законом, допускается только по решению арбитражного суда.
2. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования и дотации предприятиям или иным юридическим лицам. Это не влечет за собой установление прав собственности государства или местных Советов народных депутатов на соответствующее предприятие или на имущество иных юридических лиц.
3. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций (кроме инвестиций за счет бюджетных ассигнований на условиях возвратности) является собственность государства или местных Советов народных депутатов на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении или во владении акциями (паями) акционерного общества или товарищества.
4. Созданная за счет государственных бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначения передается соответствующим органам управления государственным имуществом.
5. Доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды) или от продажи либо сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития соответствующего предприятия.
6. Капиталовложения за счет бюджетных ассигнований любого органа государственной власти на территории Республики Саха (Якутия) производятся свободно в капитал предприятий любой категории на общих коммерческих условиях, за исключением отраслей и предприятий, специально выделенных решением органов законодательной власти.
7. В соответствии с решениями правительства Республики Саха (Якутия) и органов власти на местах в рамках законодательства Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) могут образовываться целевые внебюджетные фонды, в том числе совместные с Российской Федерацией, суверенными республиками в составе Российской Федерации или исполнительными органами на местах, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
1. Формирование доходов и расходов по статьям бюджета в соответствии с функциональной бюджетной классификацией, исполнение бюджета и контроль за использованием предприятиями, организациями и учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований, средств внебюджетных и валютных фондов, является функцией органов исполнительной власти. Нормативы отчислений регулирующих доходов районам и городам вносится правительством республики для утверждения в Верховный Совет Республики Саха (Якутия).
Рассмотрение, утверждение бюджета, доходной и расходной частей в разрезе основных разделов, а также абсолютной величины дефицита или его доли в процентах от прогнозируемых доходов и контроль исполнения бюджета, внебюджетных и валютных фондов, являются функциями Верховного Совета Республики Саха (Якутия) и местных Советов народных депутатов.
2. В Республике Саха (Якутия) устанавливается банковская или казначейская система кассового исполнения бюджета.
3. Правительство Республики Саха (Якутия), органы исполнительной власти на местах ежегодно до начала рассмотрения проекта бюджета в Верховном Совете Республики Саха (Якутия) и местных Советах народных депутатов делают его достоянием гласности; публикуются отчеты об исполнении бюджетов. Правительство Республики Саха (Якутия) ежегодно публикует сводный отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия), республиканского бюджета Республики Саха (Якутия).
4. Органы исполнительной власти районов и городов (республиканского подчинения) представляют сведения об исполнении консолидированных бюджетов территорий в Министерство финансов и экономики Республики Саха (Якутия) и Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике. Определение конкретных сроков и форм бюджетной отчетности возлагается на Министерство финансов и экономики Республики Саха (Якутия) и Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике.
Правительство Республики Саха (Якутия) сведения об исполнении консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Государственный Комитет Российской Федерации по статистике в сроки и по формам, установленным им.
5. Верховным Советом Республики Саха (Якутия), местными Советами народных депутатов рассмотрение и утверждение бюджета в виде основных направлений бюджетной политики, доходной и расходной частей в разрезе основных разделов и отчетов об их исполнении производятся гласно и публично, за исключением тех случаев, когда рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством к категории государственных тайн.