Недействующий

Об утверждении Концепции инвестиционного развития Ямало-Ненецкого автономного округа (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.02.2019 N 137-П)


2.4. Развитость транспортной сети


Особенности сложившейся транспортной инфраструктуры автономного округа определяются неравномерностью хозяйственного освоения территории. Коренное население занималось оленеводством, рыболовством и пушным промыслом, основным видом транспорта был водный. По рекам осуществлялась связь между населенными пунктами, расположенными преимущественно по берегам. Освоение углеводородных месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе потребовало быстрого формирования транспортной сети и развития всех видов транспорта. К настоящему времени наблюдается весьма неоднородная степень транспортной освоенности территории районов автономного округа, связанная с их хозяйственной специализацией, при общей слабой развитости транспортной инфраструктуры.

Плотность дорог с твердым покрытием в округе, считая ведомственные, составляет 2,2 км/1000 кв.км, что приблизительно в 14 раз меньше среднего показателя по Российской Федерации. При этом 4 района не имеют автодорог круглогодичного действия - это Красноселькупский, Ямальский, Шурышкарский и Тазовский. За исключением с.Аксарка, расположенного в 60 км от Салехарда, ни один районный центр не имеет постоянной связи с окружным центром. Связь между сельскими населенными пунктами в основном осуществляется летом по воде, зимой - по автозимникам. Наиболее развита дорожная сеть в Пуровском (13,5 км/1000 кв.км), Надымском (10,2) и Приуральском (2,1) районах, где добывается основной объем углеводородного сырья и рудных ископаемых.

Дороги общего пользования составляют на территории автономного округа 889,13 км, из них 97% - с твердым покрытием; основная часть дорог отнесена к III категории. К федеральным дорогам относится дорога Салехард-Лабытнанги (около 24 км), остальные - территориальные, из которых большая часть - бывшие ведомственные, служащие подъездами к железнодорожным станциям, крупным населенным пунктам, аэропортам, речным пристаням.

Из всех населенных пунктов автономного округа круглогодичной автодорожной связью с окружным центром обеспечены только три. В связи с неразвитостью сети дорог автомобильный транспорт используется главным образом при перевозках на небольшие расстояния (в среднем 63-87 км). Автомобильный парк автономного округа насчитывает 132,4 тысяч.