1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, федеральный список кандидатов которых зарегистрирован, или кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, при подсчете голосов избирателей также вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон, которые вправе давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.
3. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан в срок, не превышающий 5 дней, путем опубликования в государственных и (или) муниципальных средствах массовой информации либо иным путем итоги регистрации кандидатов, списков кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов и иные данные о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату, списку кандидатов (пункт дополнен с 9 января 2004 года Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2003 года N 64-ЗАО, - см. предыдущую редакцию).
4. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, наблюдатели.
5. Наблюдатели, представители средств массовой информации вправе присутствовать в иных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
6. Всем членам комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.
7. Наблюдателей вправе назначить зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательное объединение, избирательный блок, общественное объединение, созданное и зарегистрированное на уровне, соответствующем уровню выборов депутатов Государственной Думы автономного округа, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
8. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом, и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
9. Письменное направление, указанное в пункте 8 настоящей статьи, может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, в территориальную или иную избирательную комиссию - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления протокола об итогах голосования на соответствующей территории.
10. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, политической партии, одного избирательного объединения, одного избирательного блока, одного общественного объединения.
11. Наблюдатель осуществляет права, указанные в пункте 9 статьи 30 Федерального закона.
12. Наблюдатель не вправе осуществлять действия, указанные в пункте 10 статьи 30 Федерального закона.
13. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с решениями и протоколами всех комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии копии указанных решений и протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации комиссия обязана заверить копию решения, протокола об итогах голосования, о результатах выборов.
14. Копии протоколов и иных документов избирательных комиссий заверяются председателем избирательной комиссии или его заместителем, или секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и ставят печать комиссии.