Действующий

О комплексной целевой программе по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 2007 годы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Постановлением Губернатора автономного округа от 30 октября 2001 года N 652 была утверждена комплексная целевая программа по усилению борьбы с преступностью в автономном округе на 2002 - 2004 годы. Реализация ряда программных мероприятий во многом оказала позитивное воздействие на состояние правопорядка на территории автономного округа, помогла решить стоящие перед правоохранительными органами задачи.

Вместе с тем криминогенная ситуация в автономном округе требует дальнейших совместных усилий по укреплению правопорядка на его территории.

Анализ показателей преступности за 2004 год показал, что в автономном округе, несмотря на предпринимаемые усилия, отмечен рост наиболее опасных преступлений, таких как умышленные убийства, разбойные нападения, грабежи, кражи, мошенничество, преступления, связанные с наркотиками, коррупционные преступления.

Преступная среда консолидируется, усиливаются ее организованность, профессионализм и вооруженность.

Расширяются интересы криминальных структур в топливно-энергетическом комплексе, кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Нередки противоправные сделки по вывозу сырьевых ресурсов за рубеж. Криминалитет стремится проникнуть во властные структуры. Поэтому борьба с организованной преступностью, преступлениями в сфере экономики и коррупцией является наиболее важным направлением деятельности всех правоохранительных органов.

Об этом свидетельствуют и статистические данные о состоянии преступности в автономном округе за прошедшие 3 года. Если в 2002 году из 115 пресеченных правоохранительными органами автономного округа преступлений, совершенных членами организованных преступных групп, доля тяжких и особо тяжких преступлений составляла 95,6 процента, то уже в 2004 году из 97 аналогичных преступлений доля тяжких и особо тяжких составила 99 процентов. За этот же период правоохранительными органами раскрыты и направлены в суд уголовные дела по 6 преступлениям, связанным с организацией преступного сообщества (ежегодно по 2 преступления), и одному преступлению, совершенному в составе банды.

Кроме того, количество выявленных преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, возросло за период с 2002 по 2004 год на 9,1 процента, в том числе совершенных в крупном и особо крупном размере - на 94,1 процента. За этот же период в 3,8 раза больше выявлено фактов взяточничества, на 30,2 процента - хищений путем присвоения и растраты вверенного имущества.

Размер материального ущерба от экономических преступлений в 2004 году составил 506 млн. 528 тыс. рублей, что в 3,1 раза больше уровня 2002 года.

Нуждается в совершенствовании организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности. За последние три года количество преступлений, совершенных в общественных местах, увеличилось на 24,1 процента, в том числе на улицах - на 41,0 процент.

Криминальную напряженность усиливают нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании.

Негативные тенденции криминальной ситуации явились следствием:

отставания правовой базы от потребностей правоохранительной практики;

недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего, в силу отсутствия надлежащего взаимодействия, недостаточной опоры на население, размывания профессионального кадрового ядра, неполноты решения проблем правового общения.

недостаточного финансирования из федерального бюджета для полного обеспечения нужд правоохранительных органов автономного округа;

целенаправленной деятельности преступных сообществ по ослаблению экономического потенциала автономного округа, использованию его территории и ресурсов в своих интересах;

недооценки профилактики преступлений, ее осуществления на низком уровне;

неуверенности населения автономного округа в способности правоохранительных органов защитить их интересы.

Сотрудники органов внутренних дел автономного округа работают в условиях нагрузок, значительно превышающих среднероссийские. Отчасти это явилось следствием неравномерного распределения выделяемой Тюменской области Министерством внутренних дел штатной численности. Например, содержание только 20 процентов сотрудников органов внутренних дел автономного округа финансируется федеральным бюджетом, тогда как по югу Тюменской области - около 50 процентов. Дефицит штатной численности значительно осложняет оптимизацию организационно-штатной структуры Управления внутренних дел автономного округа, ставшую необходимой в связи со значительным увеличением объема и сложности решаемых задач. Усеченная структура Управления препятствует развитию и значительно осложняет схему управления территориальными горрайорганами.

Служебными помещениями органы внутренних дел автономного округа по сравнению с действующими на территориях других субъектов Федерации обеспечены недостаточно и вынуждены работать в стесненных условиях.

Всё это дает основание для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации. В ближайшее время возможны:

- дальнейшая консолидация преступных группировок, передел сфер преступного влияния и объектов бизнеса; активизация деятельности преступных сообществ с целью расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов;

- усиливающееся стремление организованных преступных групп проникнуть во властные структуры всех уровней и сферу управления с целью преследования своих интересов, терроризирование неугодных лиц и тому подобное;

- повышение степени опасности и дерзости преступлений, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников, рост количества немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка;

- возрастание тяжести и масштабов негативных последствий преступности, в том числе увеличение общего числа жертв преступлений, рост причиненного ими ущерба, недовольство населения результатами борьбы с преступностью.

Предыдущая региональная программа по усилению борьбы с преступностью в основном выполнила свое предназначение, в результате её реализации появились и успешно развиваются возможности противодействия преступности и установления контроля над развитием криминальных процессов в автономном округе. Правоохранительные органы автономного округа накопили определенный опыт работы, развивается межведомственное взаимодействие.

В течение трех последних лет ежегодно правоохранительными органами автономного округа раскрывалось до пяти с половиной тысяч преступлений. При этом число преступлений, по которым материалы с обвинительными заключениями направлены в суд, в 2004 году в сравнении с 2002 годом увеличилось на 41,3 процента, а количество прекращенных по не реабилитирующим основаниям преступлений сократилось на 43,1 процента.

Вместе с тем требуется комплексный подход и координация действий в борьбе с преступностью, в том числе с ее организованными формами и коррупцией, особенно в экономической сфере.

Применение программно-целевого подхода в решении этой и других задач, направленных на достижение качественных результатов правоохранительной деятельности, обусловлено необходимостью объединения усилий окружных и местных органов власти и управления, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан.