Решение жилищной проблемы населения является одной из ключевых задач для любого уровня государственной власти. На начало 2004 года в жилищном фонде автономного округа имелось 8,9 млн.кв.м общей площади или 15,8 тыс. жилых домов. При этом 37,8 тыс.семей или 23% от общей численности населения автономного округа нуждаются в улучшении жилищных условий. Таким образом, каждый четвертый житель округа состоит сегодня в очереди на получение жилья.
Данный показатель растет из года в год: численность очередников в 2003 году увеличилась по сравнению с 2002 годом на 4%, по сравнению с 2001 годом - на 7% и в сравнении с 2000 годом - на 15%.
Из общего числа очередников более 7% имеют право на первоочередное и внеочередное обеспечение жильем, то есть остро нуждаются в получении жилья.
Не снижается острота проблемы, связанной с наличием ветхого и аварийного жилищного фонда. На начало 2004 года объем ветхого и аварийного жилья составил 840,6 тыс.кв.м или 9,4% от общего объема жилищного фонда в автономном округе. В ветхом и аварийном жилье, по официальным статистическим данным, проживает 8,8 тыс.семей, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Фактически эта цифра на 3-4 порядка больше, так как не все граждане, проживающие в ветхом жилфонде, состоят в очереди на получение жилья.
Около 7% всего жилищного фонда нуждается в ремонте или реконструкции, а в сельских районах более 60% домов не имеют инженерного обеспечения.
Изменилась структура жилищного фонда автономного округа. В результате приватизации доля частного жилищного фонда автономного округа в 2003 году составила около 54% (увеличилась на 4% по сравнению с 1999 годом), а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 43% до 39%. В результате на территории автономного округа формируется новый слой собственников как социальная база жилищной реформы.
Четверть жилищного фонда автономного округа состоит из индивидуальных жилых домов и однокомнатных квартир: около половины фонда - это двухкомнатные квартиры и только треть жилищ состоит из трех и более комнат. При этом следует иметь в виду, что по минимальным международным стандартам обеспеченность жилищем должна состоять из отдельной комнаты для каждого члена домохозяйства плюс комната совместного проживания, а само жилище предполагается оборудованным всеми видами благоустройства (водопровод, канализация, отопление, электричество). По экспертным оценкам, на сегодняшний день в той или иной мере желали бы улучшить свои жилищные условия (независимо от очередности) около 70% населения округа.
В целом по округу на протяжении последних 5 лет (1999-2003 годы) наблюдается положительная динамика ввода объектов жилищного строительства. В 2003 году было введено 127,2 тыс.кв.м. (на 15% больше по сравнению с 1999 годом). Несмотря на данные положительные тенденции, темпы роста объемов жилищного строительства намного отстают от потребностей населения. Ежегодный ввод жилья в автономном округе не перекрывает старение жилищного фонда.
Произошли изменения в системе финансирования жилищного строительства. Доля жилья, вводимого государственными и муниципальными предприятиями, возросла за последние 5 лет с 38% в 1999 году до 52% в 2003 году. Доля предприятий частных форм собственности возросла с 14% в 1999 году до 33% в 2003 году.
Более медленными темпами за счет бюджетных источников продолжалось строительство и предоставление на льготных условиях жилья наиболее нуждающимся категориям граждан. Несмотря на то, что численность семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, уменьшилась за период 1999-2003 годов с 41,1 тыс.семей до 37,8 тыс.семей, острота жилищной проблемы в автономном округе не снизилась. Обеспеченность жильем в среднем по автономному округу отстает от среднероссийской на 15%, и составила в 2003 году 17,5 кв.м./чел.
Среди объективных причин недостаточных объемов ввода нового жилищного строительства на первом месте стоит ежегодное увеличение цены сооружения одного квадратного метра общей площади жилья. Средняя стоимость строительства одной квартиры площадью 70 м(2) в 2003 году составляла по округу 1,9 млн.рублей (в 2002 году - около 1,8 млн.рублей.). Вполне очевидно, что даже при использовании всего ежегодного накопления финансовых средств домохозяйствами округа (7,4% всех расходов домохозяйств) на выплату всей стоимости вновь построенной квартиры потребуется более 15 лет.
В среднем на территории автономного округа за счет бюджетных средств и средств предприятий ежегодно улучшают свои жилищные условия 2,6 тыс.семей, что составляет 6-7% от общего числа очередников. При таких темпах ожидать решения жилищной проблемы в автономном округе можно не ранее чем через 16 лет (при условии, что очередь больше не будет расти).
Сложившаяся ситуация требует разработки новой стратегии реализации жилищной политики в автономном округе, ориентированной прежде всего на привлечение населения к участию в решении жилищной проблемы.
На основании результатов краткого анализа состояния жилищной сферы автономного округа за 5 лет можно сделать вывод, что наряду с положительными тенденциями преобразований в жилищной сфере ряд поставленных задач не удалось решить в полном объеме. Темпы решения жилищной проблемы оказались недостаточными, в связи с чем необходимо ускорить внедрение новых экономических подходов, финансовых механизмов при реализации жилищной политики в автономном округе.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
- входят в число приоритетных задач исполнительной власти;
- их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения; создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса, эффективного функционирования рынка жилья;
- указанные проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера в течение долгосрочного периода;
- указанные проблемы носят комплексный характер, и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие и общее экономическое развитие автономного округа.