Недействующий

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 год


Приложение
к постановлению
Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
от 13 сентября 2004 года N 306



Основные направления бюджетной и налоговой политики
Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 год



Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 год направлены на решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, Бюджетном послании Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации от 12 июля 2004 года, и являются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации неотъемлемым элементом процедуры подготовки проекта консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - бюджет автономного округа).

Основные итоги социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа и реализация бюджетной политики в текущем году свидетельствуют о сохранении позитивных тенденций последних лет, формируя условия для динамичного развития региона. Результатом проводимой в автономном округе бюджетной и налоговой политики в 2003 году и первой половине 2004 года стало выполнение поставленных задач и достижение намеченных целей.

Повышено качество бюджетного планирования на основе трехлетнего перспективного финансового плана, внедрены элементы среднесрочного планирования.

Завершен переход к казначейскому исполнению окружного и местных бюджетов.

Увеличена доходная база автономного округа за счет развития несырьевого сектора промышленности и диверсификации экономики.

Профинансированы основные мероприятия, предусмотренные в окружном бюджете, сохранены приоритеты социальной направленности окружного бюджета и повышения уровня социальной защищенности населения.

Проведена плановая индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы, продолжена государственная поддержка социально незащищенных слоев населения автономного округа.

В 2004 году сохранены присвоенные Ямало-Ненецкому автономному округу инвестиционный и кредитный рейтинги.

Проведена работа по совершенствованию структуры государственного долга автономного округа, обеспечен переход от краткосрочных дорогостоящих заимствований к долгосрочным.

Сохранена государственная поддержка приоритетных отраслей экономики автономного округа и организаций традиционной хозяйственной деятельности.

Особенностью следующего бюджетного года будет вступление в силу Федерального закона от 4 июля 2003 года  N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым внесены соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Результатом реализации поправок в законодательство станет существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем и порядок осуществления расходных обязательств будет определяться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

В число основных задач бюджетной политики на 2005 год, в первую очередь, входит решение социальных задач, и в их числе - реализация мероприятий, направленных на повышение уровня жизни населения. Вторая не менее важная задача - это обеспечение сбалансированности окружного  бюджета и бюджетной системы Ямало-Ненецкого автономного округа в целом, а также усиление предварительного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Начиная с 2005 года распределение основных налоговых доходов между уровнями бюджетной системы закреплено на долговременной основе бюджетным законодательством Российской Федерации. Это создаст условия для внедрения среднесрочного бюджетного планирования, обеспечит стабильность и предсказуемость доходов  бюджетов автономного округа, а также повысит ответственность соответствующих уровней власти за реализацию бюджетной политики.

Основной задачей бюджетной и налоговой политики в области доходов в 2005 году остается увеличение налогооблагаемой базы автономного округа, улучшение администрирования неналоговых платежей. В этих целях по каждому виду неналоговых платежей будет закреплен уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа, который будет осуществлять его администрирование.

Необходимо провести работу по решению проблемы взыскания налоговой задолженности с предприятий и организаций, уделив особое внимание организациям, в отношении которых процедуры банкротства, и обеспечить представление интересов автономного округа и муниципальных образований в делах о несостоятельности (банкротстве).

В целях приведения нормативно-правовой базы автономного округа в соответствие с изменениями бюджетного и налогового законодательства, вступающими в силу с 1 января 2006 года, необходимо в 2005 году закончить работу по оценочному зонированию территорий и установлению их кадастровой стоимости для введения земельного налога на территориях муниципальных образований, а также провести переоценку инвентаризационной стоимости имущества физических лиц для введения нового порядка расчета налога на имущество физических лиц.    

Необходимо продолжить работу по созданию благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в том числе малого бизнеса.

В 2005 году одним из основных направлений остается государственная поддержка инвестиционной деятельности. Необходимо обеспечить расширение налогооблагаемой базы за счет реализации новых инвестиционных проектов, разработанных в целях диверсификации экономики. Усилия автономного округа в данном направлении уже привели к росту объемов производства, появлению новых рабочих мест. В следующем году будет продолжено взаимовыгодное сотрудничество с вертикально-интегрированными компаниями.

Направление бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов в сфере строительства будет определяться исходя из возможностей бюджета автономного округа, с учетом приоритетности использования инвестиций на решение социальных задач.

В целях повышения эффективности государственных расходов Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 мая 2004  года  N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", которым одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах (далее - Концепция).

Органам государственной власти автономного округа предстоит разработать и утвердить план работы по реализации принятой Правительством Российской Федерации Концепции.

Формирование консолидированного бюджета автономного округа на 2005 год будет проходить одновременно с реформированием всей системы бюджетного процесса в Российской Федерации. Основными направлениями этой реформы станут реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета, выделение в составе бюджетов всех уровней расходов действующих и принимаемых обязательств, совершенствование среднесрочного финансового планирования, совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов планирования, упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках реализации Концепции бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности администраторов бюджетных средств. Достижение этих целей будет осуществляться путем применения кода администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета и четкого закрепления неналоговых доходов бюджетной системы автономного округа за администраторами соответствующих платежей (бюджетных средств).

Федеральным законом о бюджетной классификации в 2005 году будут закреплены лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы коды, органы власти автономного округа при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год будут иметь право определения дальнейшей структуры классификации.

В 2005 году приоритетной остается задача оптимизации расходов окружного бюджета, в том числе за счет модернизации объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.