Недействующий

Об окружной целевой программе "Молодежь Ямала (2004-2006 годы)"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Окружная целевая программа "Молодежь Ямала (2004-2006 годы)" разработана на основании федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года. N 1015, решения Координационного совета при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа и является продолжением программы "Молодежь Ямала (2002-2003 годы)".

Программа "Молодежь Ямала (2002-2003 годы)" смогла заложить основы для будущего развития, создать необходимые предпосылки для объединения молодежи и органов управления, развить новые формы проведения свободного времени подростками и молодежью, улучшить работу по профилактике наркомании и безнадзорности, поднять на новый качественный уровень проведение летней оздоровительной кампании, работу детских и молодежных общественных организаций.

На современном этапе молодежная политика автономного округа должна ориентироваться на создание механизмов, направленных на закрепление и дальнейшее развитие достигнутых результатов.

Несмотря на достаточно хороший итог реализации программы "Молодежь Ямала (2002-2003 годы)", в настоящее время государственная молодежная политика в автономном округе осуществляется в условиях обострения социальных проблем молодежи: роста безработицы, высокого уровня вовлечённости молодёжи в процесс наркотизации и алкоголизма, преступную деятельность, ухудшения физического развития и здоровья, проблем с жильем, роста числа разводов и т.д. Ориентация на материальные ценности отбрасывает на задний план ценности духовного развития и патриотизма молодежи. Данная ситуация усугубляется дефицитом ресурсных возможностей, скудностью материально-технической базы учреждений и организаций сферы молодежной политики, нехваткой управленческих кадров в сфере молодежной политики.

По данным Комитета государственной статистики Ямало-Ненецкого автономного округа на 01 января 2003 года доля молодёжи от 14 до 30 лет составила 28 процентов, или 116743 человека, а вместе с детьми и подростками 62 процента, или 322 216 человек. Это больше половины населения автономного округа. Из общего количества молодежи резко выделяются 14-15-летние - 21562 человека и 20-24-летние - 46 997 человек. В ближайшей перспективе доля молодёжи в составе населения округа будет возрастать, что обусловлено стабильным уровнем рождаемости (5933 человека за 2000 год, 6781 человек за 2002 год, 3100 человек - за 5 месяцев 2003 года). Определенно сказывается на рождаемости положение с брачностью населения. По данным главного управления записи актов гражданского состояния Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа основной возраст вступления в брак - от 18 до 24 лет (см. таблицу 1).

Таблица 1. Регистрация заключения брака по Ямало-Ненецкому автономному округу

Год регистрации

Количество браков

В том числе в  возрасте (лет)

Пол

До 18 лет

18-24

25-34

В то же время вызывает тревогу негативная тенденция увеличения числа разводов. Так, количество зарегистрированных разводов от количества зарегистрированных браков составляет: в 2001 году - 76 процентов, в 2002 году - 85 процентов, за 4 месяца 2003 года - 89 процентов (см. таблицу 2).

Таблица 2. Регистрация расторжения брака по Ямало-Ненецкому автономному округу

Год регистрации

Количество  разводов

В том числе в  возрасте (лет)

Пол

До 18 лет

18-24

25-34

Сегодня актуальными являются вопросы, отражающие проблемы создания семьи и указывающие на необходимость социальной поддержки молодой семьи. В связи с этим следует выделить несколько причин социально-экономического характера, приводящих к сохранению высокого показателя разводов среди молодых семейных пар. Во-первых, это отсутствие окружной целевой поддержки молодых семей; во-вторых - трудности материального обеспечения семьи и проблема трудоустройства, в третьих - отсутствие жилья. Как показывает практика, именно эти трудноразрешимые сегодня проблемы становятся первопричиной конфликтов в молодых семьях, делают их неустойчивыми.

Среди наиболее актуальных вопросов развития молодежи следует выделить и проблемы обеспечения занятости молодежи. Если на 01.04.2001 года численность молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, состоящих на учёте в Центре занятости населения, составила 2915 человек, то на конец 2002 года она достигла уже 7951 человек. Многие выпускники высших и средних специальных учебных заведений испытывают трудности в устройстве на работу. Сложно проходит процесс социальной адаптации, перехода к самостоятельной трудовой жизни у выпускников средних общеобразовательных школ, демобилизованных после срочной службы военнослужащих.

Молодежь остается категорией, которая в силу отсутствия практического опыта работы по специальности не устраивает работодателей. Не менее важной проблемой является также и то, что среди молодежи, впервые выходящей на рынок труда, значительную долю составляют выпускники высших и среднеспециальных учебных заведений, которые не имеют трудового стажа. В 2002 году из 7 951 из обратившихся в Центры занятости населения округа трудоустроено 3 956 чел. (49,7 %). Одним из эффективных путей обеспечения занятости молодежи является развитие сезонных и общественных работ: в 2002 году было занято 8012 подростков 14-17 лет из 8989 обратившихся.

Активной формой социальной защиты может быть обучение молодежи на курсах профессиональной подготовки с целью приобретения какой-либо специальности (например, предпринимательская деятельность).

До настоящего времени в сфере молодежной политики не велась целенаправленная работа с сельской молодежью, которая в современных условиях становится наиболее незащищенной в социальном плане. Приток сельской молодежи в города не позволит в будущем сохранить на должном уровне традиционные формы хозяйствования, возродить национальные художественные промыслы, развить молодежное предпринимательство на селе.

Ключевым аспектом полноценного развития молодежи в округе продолжают оставаться вопросы формирования здорового образа жизни. Загрязнение окружающей среды, экстремальные для проживания природно-климатические условия, распространение социально опасных значимых заболеваний, таких как туберкулёз, наркомания, алкоголизм, гепатит, ВИЧ, негативно сказываются на состоянии здоровья детей, подростков и молодёжи. Специалисты выказывают обеспокоенность по поводу состояния здоровья подрастающего поколения.

Первое место занимают заболевания органов дыхания, второе место - болезни нервной системы и органов чувств, на третьем месте - инфекционные паразитарные болезни.

Среди молодежи увеличивается количество заболеваний психоэмоциональной сферы, что является, в частности, следствием алкоголизации и наркотизации населения. На профилактическом и диспансерном учете у психиатров-наркологов лечебно-профилактических учреждений автономного округа в 2002 году состояло 367 подростков и детей (в 2001 году - 357 чел.), из них страдающих хроническим алкоголизмом - 20 чел. ( в 2001 г. - 11 чел.), токсикоманией - 28 чел., злоупотреблением ненаркотическими веществами - 25 чел., наркотиками - 9 чел., алкоголем - 283 чел.

В возрастной структуре инфицированных ВИЧ преобладают молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет, которые составляют 84,7 % от общего количества случаев заболевания в (2002 году - 78,7%). Тем не менее, необходимо отметить, что в прошедшем году выявлен благоприятный эпидемиологический признак - снижение в общей структуре ВИЧ количества 15 - 19-летних подростков (с 15,4 % в 2001 г. до 8,0 % в 2002 г.). Подтвержден диагноз "ВИЧ-инфекция" ребенку в возрасте 1 года.

В округе отмечается рост преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. В данной ситуации необходимо применение комплекса мер по профилактике различных заболеваний, предупреждению болезней и формированию здорового образа жизни. Важным, перспективным направлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является координация усилий всех заинтересованных ведомств в создании единой системы профилактики, которая должна иметь главной целью не наказание, а социальную адаптацию молодых людей путем оказания помощи и поддержки. Необходимо признать значимость любых форм, способствующих позитивной социализации детей и подростков (клубы по месту жительства, секции, кафе и т.д.). Сами молодые люди называют в первой пятерке следующие виды помощи, услуг и специализированных служб: 1) молодежные биржи труда; 2) центры правовой помощи; 3) информационно-справочно-консультационные пункты; 4) телефоны доверия и консультации психологов; 5) службы молодой семьи; 6) социальные молодежные службы. Осуществление индивидуальных реабилитационных и адаптационных программ, широкое внедрение социальных тренингов будет служить альтернативой административному и уголовному наказанию.

Как показывает практика, содержательный досуг - это наиболее эффективная и результативная форма профилактической работы по преодолению асоциальных явлений в молодежной среде. В настоящее время следует усилить работу по финансовому обеспечению мероприятий, направленных на поддержку талантов, а также содействовать их непрерывному дальнейшему развитию.

Неотъемлемой частью успешного проведения молодежной политики является ее материально-техническое обеспечение. Имеющаяся материальная база учреждений является в большинстве случаев отсталой в техническом отношении, что не позволяет на достаточном уровне организовать работу с детьми и молодежью.

Как видно из вышесказанного, проблемы в молодежной среде необходимо решать только на основе программных методов. Объективная необходимость принятия данной Программы обоснована результатами анализа ситуации, сложившейся в молодежной среде Ямала.

Дефицит ресурсных возможностей требует расстановки приоритетов и выделения основных направлений молодежной политики посредством разработки и выполнения целевой программы.