____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа
от 13 февраля 2001 года N 13-ЗАО
____________________________________________________________________
Настоящий закон устанавливает правовые основы содержания и использования объектов жилищно-коммунального хозяйства, определяет состав и границы жилищно-коммунального хозяйства в системе отраслей экономики и территориальной инфраструктуры, задачи, принципы его хозяйствования как системы жизнеобеспечения городских и сельских поселений, обеспечения защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также методов и форм государственного контроля и регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс отраслей и видов деятельности (собирательная отрасль экономики), осуществляющих жизнеобеспечение городских и сельских поселений путем предоставления услуг, создающих удобство и комфортабельность проживания в квартире, доме, поселении.
Объект жилищно-коммунального хозяйства - жилищный фонд, сооружения, инженерные коммуникации, здания и технологические звенья производственного цикла, непосредственно осуществляющие процесс предоставления услуг.
Организации основного производства - юридические лица независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, непосредственно обслуживающие объекты жилищно-коммунального хозяйства и осуществляющие предоставление услуг потребителям.
Специализированные и вспомогательные организации, способствующие нормальному функционированию организаций основного производства - государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, ассоциации и иные юридические лица других организационно-правовых форм, осуществляющие материально-техническое, транспортное, строительно-монтажное, организационно-наладочное, нормативно-методическое и иное обеспечение организаций основного производства.
Потребитель жилищно-коммунальных услуг - гражданин или организация, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугами жилищно-коммунального хозяйства.
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг - организация, в обязанности которых входит предоставление потребителю жилищно-коммунальных услуг. Исполнителем жилищно-коммунальных услуг может быть организация, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Служба заказчика - орган местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления, наделенные полномочиями для решения вопросов формирования муниципального заказа на жилищно-коммунальное обслуживание, установления нормативов потребления коммунальных услуг, разработки тарифов, заключения договоров, контроля их выполнения.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги - система ставок платы за обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг.
Инвестиционная составляющая тарифа - часть тарифа, предназначенная для финансирования развития объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Нормативы потребления коммунальных услуг - государственный минимальный социальный стандарт, характеризующий объективно необходимый минимальный объем и качество предоставляемых услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения и муниципального поселения в целом. В пределах указанного норматива осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Надежность работы объектов жилищно-коммунального хозяйства - способность объектов выполнять функции по обеспечению жизнедеятельности населенного пункта без существенного снижения качества среды обитания при любых воздействиях извне. Надежность работы объектов жилищно-коммунального хозяйства измеряется интенсивностью отказов: количеством аварий и повреждений на единицу измерения масштаба объекта - на 1 км инженерных сетей в год или обобщенно на 1 тыс. рублей стоимости основных фондов (в сопоставимых ценах).
Устойчивость работы объектов жилищно-коммунального хозяйства - способность объектов восстанавливать свои функции жизнеобеспечения муниципального поселения после временной потери функциональных свойств под воздействием внешних негативных факторов. Устойчивость работы объектов жилищно-коммунального хозяйства измеряется продолжительностью среднего (максимального) времени восстановления функциональных свойств указанных объектов.
Основными целями законодательства о жилищно-коммунальном хозяйства являются:
- обеспечение высокого качества среды обитания человека путем предоставления услуг потребителям и обеспечения сохранности объектов жилищно-коммунального хозяйства, поддержания необходимого санитарного состояния городских и сельских поселений, надежности и устойчивости работы указанных объектов;
- обеспечение государственного контроля за состоянием и использованием объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Задачами законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
- регулирование отношений по производству и реализации жилищно-коммунальных услуг между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, исполнителями и потребителями услуг;
- установление ответственности за состояние и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- регламентация основных положений по оценке и стимулированию результатов обслуживания, определению параметров качества жилищно-коммунальных услуг, их надежности и экологической безопасности;
- определение условий и порядка обеспечения гарантированной надежности и устойчивости работы систем жизнеобеспечения;
- установление механизма защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Правовую основу деятельности жилищно-коммунального хозяйства составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа, законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, правовые акты органов местного самоуправления принятые в пределах их полномочий.
Основными принципами деятельности жилищно-коммунального хозяйства являются:
- интеграция развития и текущего функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, оценка и стимулирование этих процессов исходя из приоритета интересов потребителей;
- разграничение полномочий в области регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства между органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения баланса интересов потребителей услуг, их исполнителей, собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства и государства;
- взаимная ответственность исполнителей жилищно-коммунальных услуг, их потребителей, собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства и государства за нарушения законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, несоблюдения правил и норм обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и предоставления услуг;
- рациональное сочетание экономических, социальных и экологических критериев управления, обеспечивающих реальные гарантии прав граждан на здоровую и благоприятную среду обитания;
- применение методов и технических средств, обеспечивающих рациональное использование природных и энергетических ресурсов;
- построение взаимоотношений между органами местного самоуправления и организациями основного производства, исполнителями жилищно-коммунальных услуг на договорных началах, обеспечивающих выполнение профилактических работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, своевременной замены основных фондов для поддержания их необходимой надежности и устойчивости.
1. К жилищно-коммунальному хозяйству относятся виды деятельности, характеризующиеся общим целевым назначением и характером потребления услуг: индивидуальным и общественным.
2. Услугами индивидуального (семейного) потребления являются услуги, доводимые непосредственно до каждого потребителя в жилище (квартире, индивидуальном доме): водоснабжение, водоотведение, тепло -, энерго-, газоснабжение. Данные услуги создают комфортабельность проживания в жилище конкретного человека (семьи).
3. Услугами общественного потребления являются услуги, предоставляемые в многоквартирном доме (обслуживание и ремонт мест общего пользования, лифтового хозяйства, внеквартирного инженерного оборудования), на придомовой территории (уборка и снегоочистка придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов) и территории муниципального образования в целом (уборка улиц, строительство, ремонт и уборка дорог, мостов и тротуаров, озеленение, уличное освещение, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов, перевозки городскими транспортом, бани, прачечные, ритуальные услуги, гостиницы). Данные услуги создают комфортабельность проживания, качество среды обитания на территории муниципального образования.
4. Исходя из функциональных и технологических особенностей жилищно-коммунальное хозяйство включает в свой состав виды деятельности по оказанию следующих услуг:
а) промышленно-индустриального характера:
- водоснабжение;
- водоотведение, включая ливневую канализацию;
- теплоснабжение;
- электроснабжение;
- газоснабжение (включая сжиженный и природный газ);
б) обеспечивающих санитарно-экологическую безопасность территории муниципального образования:
- очистка сточных вод, включая утилизацию осадков сточных вод;
- сбор, вывоз, утилизация и захоронение бытовых отходов;
- уборка улиц и дорог (зимняя и летняя);
в) обеспечивающих благоустройство населенных пунктов:
- строительство и ремонт дорог, тротуаров, мостов, тоннелей и берегозащитных сооружений;
- озеленение улиц и дорог, лесопарковое хозяйство;
- уличное освещение;
г) по обслуживанию жилищного фонда:
- содержание и ремонт жилого дома, включая его лифтовое хозяйство;
- уборка и благоустройство придомовых территорий;
д) коммунально-бытового характера:
- бани;
- прачечные;
- гостиницы;
- ритуальные услуги;
е) транспортные:
- автобус;
- маршрутное такси.
1. Объекты жилищно-коммунального хозяйства могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, а также общей собственности.
2. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в государственной собственности, могут быть переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным предприятиям или учреждениям.
3. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным предприятиям или учреждениям.
4. Объекты жилищно-коммунального хозяйства могут находиться в частной собственности юридических лиц и граждан, за исключением тех видов объектов, которые в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа не могут принадлежать на праве частной собственности юридическим лицам и гражданам.
5. Головные сооружения и инженерные коммуникации водо-, энергоснабжения поселений являются муниципальной или государственной собственностью.
6. Собственники жилищно-коммунальных объектов, а также предприятия, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства, несут бремя содержания этих объектов, если иное не предусмотрено законом или договором.
1. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых направлена на обслуживание потребителей на территории одного муниципального образования и созданные за счет средств бюджета этого муниципального образования, подлежат регистрации как муниципальная собственность.
2. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых направлена на обслуживание потребителей на территории нескольких муниципальных образований, подлежат регистрации:
- как муниципальная собственность одного муниципального образования, в случае, если объекты созданы за счет средств местного бюджета этого муниципального образования, а обслуживание иных муниципальных образований осуществляется на основе договора;
- как общая собственность нескольких муниципальных образований, в случае, если объекты созданы за счет средств местных бюджетов всех указанных муниципальных образований или нескольких из них;