Развитие системы образования происходит в сложной ситуации. Недостаточное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования.
Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что уровень образовательных услуг для населения автономного округа не одинаков. В городах он соответствует среднероссийскому стандарту, а по отдельным показателям превосходит. В то же время в сельской местности образовательные учреждения имеют весьма ограниченные возможности: слабую учебно-материальную базу, преобладают старые, подчас аварийные и ветхие школьные здания и помещения. Проблема обостряется тем, что большинство сельских школ обучает и воспитывает детей малочисленных народов Севера, поэтому большая часть выделенных средств направляется на содержание этого контингента.
Не хватает средств на совершенствование учебно-воспитательного процесса, обновление материальной базы и содержания образования. Поэтому одной из задач программы "О дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году" является выравнивание условий функционирования образовательных учреждений на селе по отношению к городу.
Немаловажной проблемой является изменение содержания воспитательной работы в интернатных учреждениях. Традиционная система воспитания в условиях интерната порождает иждивенчество, слабо готовит детей к жизни, не способствует сохранению преемственности между поколениями, в известной степени разрушает семью.
В автономном округе уже несколько лет ведется целенаправленная работа по переводу интернатных учреждений учебных заведений на так называемый "семейный" тип воспитания. Это позволит избежать вышеперечисленных недостатков.
Перевод на новый тип воспитания предполагает постепенное создание более комфортных условий для детей, возможность использования потенциала семьи в воспитании, отработку механизма по обеспечению самообслуживания подростков, осуществление допрофессиональной подготовки с учетом изменившихся экономических условий, воспитание бережного отношения к государственному имуществу, использование этнопедагогики малочисленных народов Севера для укрепления семьи и подготовки детей к ведению традиционного тундрового хозяйства. В настоящее время в той или иной степени готовности находятся 24 из 34 интернатных учреждений.
Реализация данного подхода рассчитана на десятилетие, так как это связано со значительными финансовыми затратами, а также постепенной переориентацией педагогов, родителей, общественности на другие образовательные ценности.
Полномасштабное решение проблемы должно включить в себя строительство интернатов нового типа, подготовку кадров и постоянное наращивание материальной базы. Однако на 2001 год предлагаемая программа ставит относительно скромные задачи - проведение капитальных ремонтов, закупку оборудования, инвентаря, мебели для вновь созданных интернатов семейного типа и укрепления материальной базы существующих, так как многие из них пока можно назвать условно семейными. Их развитие еще не один год будет требовать к себе повышенного внимания и увеличения финансовых и материальных затрат.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. В округе увеличивается число детей-сирот и детей, нуждающихся в реабилитации. Например, последние пять лет число детей-сирот увеличилось в среднем по автономному округу на 100 человек ежегодно. Возникла необходимость иметь детские дома, реабилитационные центры в каждой территории. Совместными усилиями администрации муниципальных образований, органов управления образованием всех уровней за последние годы удалось открыть 7 реабилитационных учреждений.
Существующие реабилитационные центры (как правило, они открыты на основе перепрофилированных учреждений) требуют целевого финансирования. Это в первую очередь касается города Салехарда, Тазовского, Ямальского, Приуральского, Красноселькупского районов.
Создание условий для детей, имеющих отклонения в развитии, обделенных вниманием родителей, из малообеспеченных семей и потерявших родителей по различным причинам, остается одной из стратегических задач в развитии образования на ближайшие пять лет.
Острейший дефицит финансовых ресурсов мешает нормальному развитию инновационных учреждений. Сегодня в автономном округе функционирует четыре экспериментальных площадки, в текущем учебном году открыто 76 гимназических и лицейских классов, 42 класса развивающего обучения по системе Питерсона. Всего в школах округа в 2000 году работало 159 классов развивающего обучения. Число классов углубленного изучения составило в 2000 году 290, а профильных классов - 159. Данные педагогические эксперименты и новации не всегда однозначны и требуют повышенного внимания, привлечения независимой экспертизы, участия ученых. Вместе с тем понятно, что развитие системы образования без экспериментальной и инновационной работы невозможно.
Остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений автономного округа. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений. В автономном округе имеется около 300 вакансий педагогов. Одной из причин не укомплектованности учебных заведений педагогическими кадрами является отсутствие жилья. Проведенный анализ показывает, что 1230 педагогов (11,5%) проживают в арендованных квартирах, балках, школах-интернатах, всего нуждается в улучшении жилищных условий 3200 человек (28%), в том числе около 210 молодых специалистов.
Данная программа не предусматривает кардинального решения этой проблемы (в силу ограниченности финансовых ресурсов), но позволяет разрешить ряд наиболее острых кадровых проблем, в том числе за счет долевого строительства домов и квартир.
Сегодня ряд учреждений среднего профессионального образования в городе Салехарде размещается в старых, подчас аварийных и ветхих зданиях и помещениях.
Одним из приоритетных направлений развития профессионального образования в автономном округе является развитие интеграционных процессов, выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию всех уровней.
Строительство в окружной столице многопрофильного колледжа, который объединит под одной крышей все учреждения среднего профессионального образования позволит решать эти задачи. Поэтому часть средств Программы планируется направить на реализацию данного мероприятия.
Необходимость реально учитывать потребности рынка труда, своевременно изменять содержание образования требует дальнейшего развития учреждений начальной и средней профессиональной подготовки, укрепления материальной базы для получения молодыми людьми нужных округу профессий.
В течение прошлого года не удалось полностью решить проблему обновления оборудования кабинетов гуманитарного и естественно-математического цикла. В большинстве из них приборное и техническое оснащение не обеспечивает выполнение общеобразовательных стандартов. Практически все образовательные учреждения автономного округа необходимо дополнительно снабдить комплектами химических реактивов, современными техническими средствами обучения. Большое внимание уделяется оснащению сельских образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием. Поэтому 30% средств, предусмотренных в Программе, предлагается направить на эти цели.