Недействующий


ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ



Об утверждении окружной программы
"О дополнительных мерах по развитию системы образования
Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Губернатора ЯНАО от 01.09.2010 N 181-ПГ.
____________________________________________________________________


В целях развития системы образования автономного округа

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую окружную программу "О дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году".

2. Департаменту финансов администрации автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить финансирование данной программы в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в окружном бюджете.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора автономного округа Мещерина А.Л.


Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.Неёлов


26 февраля  2001 года N 112

г.Салехард

Утверждена
постановлением губернатора
автономного округа
от 26 февраля 2001 года N 112

ОКРУЖНАЯ ПРОГРАММА
"О дополнительных мерах по развитию системы образования
Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году"

     

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

- программа "О дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году"

Основание для
разработки Программы

- пункт 5 статьи 29 Закона РФ "Об образовании", Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 1995 г. N 15 "О ставке сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц"

Государственный заказчик

- департамент образования администрации Ямало-Ненецкого автономного округа

Основные разработчики Программы

- департамент образования администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальные органы управления образованием

Цели и задачи Программы

- развитие системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе в интересах формирования гармонично развитой, социально-активной, творческой личности и обеспечение прав граждан на получение современного образования, соответствующего мировому уровню;
-  создание условий для обеспечения нормального образовательного процесса в сельской местности, в местах проживания коренных малочисленных народов Севера;
-  обеспечение режима развития всех типов образовательных учреждений в соответствии с запросами населения округа и реальными потребностями рынка труда;
-  обеспечение образовательных учреждений современными техническими средствами и учебно-наглядными пособиями;
-  более полное и качественное обеспечение прав граждан на образование, соответствующее мировому уровню

Сроки реализации программы

- 2001 год

Перечень основных мероприятий

- изменение условий воспитания в интернатных и реабилитационных образовательных учреждениях;
-  развитие инновационных учреждений;
-  приобретение и строительство жилья в округе учителям сельских школ и педагогическим работникам высокой квалификации;
-  обеспечение оборудованием, учебными пособиями и современными техническими средствами обучения образовательных учреждений;
-  создание условий для развития начального, среднего и высшего профессионального образования

Исполнители основных мероприятий Программы

- департамент образования администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, соисполнители - муниципальные органы управления образованием

Объемы и источники финансирования

- 154121 тыс.руб. из окружного бюджета за счет сборов на нужды образовательных учреждений

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшение материально-технической базы учреждений образования;
-  существенные изменения в содержании образования, повышение его качества;
-  улучшение жилищно-бытовых условий учителей

Организация контроля за исполнением Программы

- контроль за выполнением Программы осуществляет заместитель губернатора автономного округа Мещерин А.Л.

          

I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными средствами


Развитие системы образования происходит в сложной ситуации. Недостаточное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования.

Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что уровень образовательных услуг  для населения автономного округа не одинаков. В городах он соответствует среднероссийскому стандарту, а по отдельным показателям превосходит. В то же время в сельской местности образовательные учреждения имеют весьма ограниченные возможности: слабую учебно-материальную базу, преобладают старые, подчас аварийные и ветхие школьные здания и помещения. Проблема обостряется тем, что большинство сельских школ обучает и воспитывает детей малочисленных народов Севера, поэтому большая часть выделенных средств направляется на содержание этого контингента.

Не хватает средств на совершенствование учебно-воспитательного процесса, обновление материальной базы и содержания образования. Поэтому одной из задач программы "О дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году" является выравнивание условий функционирования образовательных учреждений на селе по отношению к городу.

Немаловажной проблемой является изменение содержания воспитательной работы в интернатных учреждениях. Традиционная система воспитания в условиях интерната порождает иждивенчество, слабо готовит детей к жизни, не способствует сохранению преемственности между поколениями, в известной степени разрушает семью.

В автономном округе уже несколько лет ведется целенаправленная работа по переводу интернатных учреждений учебных заведений на так называемый "семейный" тип воспитания. Это позволит избежать вышеперечисленных недостатков.

Перевод на новый тип воспитания предполагает постепенное создание более комфортных условий для детей, возможность использования потенциала семьи в воспитании, отработку механизма по обеспечению самообслуживания подростков, осуществление допрофессиональной подготовки с учетом изменившихся экономических условий, воспитание бережного отношения к государственному имуществу, использование этнопедагогики малочисленных народов Севера для укрепления семьи и подготовки детей к ведению традиционного тундрового хозяйства. В настоящее время в той или иной степени готовности находятся 24 из 34 интернатных учреждений.

Реализация данного подхода рассчитана на десятилетие, так как это связано со значительными финансовыми затратами, а также постепенной переориентацией педагогов, родителей, общественности на другие образовательные ценности.

Полномасштабное решение проблемы должно включить в себя строительство интернатов нового типа, подготовку кадров и постоянное наращивание материальной базы. Однако на 2001 год предлагаемая программа ставит относительно скромные задачи - проведение капитальных ремонтов, закупку оборудования, инвентаря, мебели для вновь созданных интернатов семейного типа и укрепления материальной базы существующих, так как многие из них пока можно назвать условно семейными. Их развитие еще не один год будет требовать к себе повышенного внимания и увеличения финансовых и материальных затрат.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. В округе увеличивается число детей-сирот и детей, нуждающихся в реабилитации. Например, последние пять лет число детей-сирот увеличилось в среднем по автономному округу на 100 человек ежегодно. Возникла необходимость иметь детские дома, реабилитационные центры в каждой территории. Совместными усилиями администрации муниципальных образований, органов управления образованием всех уровней за последние годы удалось открыть 7 реабилитационных учреждений.

Существующие реабилитационные центры (как правило, они открыты на основе перепрофилированных учреждений) требуют целевого финансирования. Это в первую очередь касается города Салехарда, Тазовского, Ямальского, Приуральского, Красноселькупского районов.

Создание условий для детей, имеющих отклонения в развитии, обделенных вниманием родителей, из малообеспеченных семей и потерявших родителей по различным причинам, остается одной из стратегических задач в развитии образования на ближайшие пять лет.

Острейший дефицит финансовых ресурсов мешает нормальному развитию инновационных учреждений. Сегодня в автономном округе функционирует четыре экспериментальных площадки, в текущем учебном году открыто 76 гимназических и лицейских классов, 42 класса развивающего обучения по системе Питерсона. Всего в школах округа в 2000 году работало 159 классов развивающего обучения. Число классов углубленного изучения составило в 2000 году 290, а профильных классов - 159. Данные педагогические эксперименты и новации не всегда однозначны и требуют повышенного внимания, привлечения независимой экспертизы, участия ученых. Вместе с тем понятно, что развитие системы образования без экспериментальной и инновационной работы невозможно.

Остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений автономного округа. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений. В автономном округе имеется около 300 вакансий педагогов. Одной из причин не укомплектованности учебных заведений педагогическими кадрами является отсутствие жилья. Проведенный анализ показывает, что 1230 педагогов (11,5%) проживают в арендованных квартирах, балках, школах-интернатах, всего нуждается в улучшении жилищных условий 3200 человек (28%), в том числе около 210 молодых специалистов.

Данная программа не предусматривает кардинального решения этой проблемы (в силу ограниченности финансовых ресурсов), но позволяет разрешить ряд наиболее острых кадровых проблем, в том числе за счет долевого строительства домов и квартир.

Сегодня ряд учреждений среднего профессионального образования в городе Салехарде размещается в старых, подчас аварийных и ветхих зданиях и помещениях.

Одним из приоритетных направлений развития профессионального образования в автономном округе является развитие интеграционных процессов, выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию всех уровней.

Строительство в окружной столице многопрофильного колледжа, который объединит под одной крышей все учреждения среднего профессионального образования позволит решать эти задачи. Поэтому часть средств Программы планируется направить на реализацию данного мероприятия.

Необходимость реально учитывать потребности рынка труда, своевременно изменять содержание образования требует дальнейшего развития учреждений начальной и средней профессиональной подготовки, укрепления материальной базы для получения молодыми людьми нужных округу профессий.

В течение прошлого года не удалось полностью решить проблему обновления оборудования кабинетов гуманитарного и естественно-математического цикла. В большинстве из них приборное и техническое оснащение не обеспечивает выполнение общеобразовательных стандартов. Практически все образовательные учреждения автономного округа необходимо дополнительно снабдить комплектами химических реактивов, современными техническими средствами обучения. Большое внимание уделяется оснащению сельских образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием. Поэтому 30% средств, предусмотренных в Программе, предлагается направить на эти цели.

II. Цели и задачи Программы


Основная цель данной Программы - дальнейшее развитие системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе в интересах формирования гармонично развитой, социально-активной, творческой личности и обеспечение прав граждан на получение современного образования, соответствующего мировому уровню.

Программа ориентирована на реализацию государственной политики в области образования, перехода от стабилизации к развитию части образовательных учреждений. Ее реализация позволит улучшить содержание сельской школы, несколько выровнять ее функционирование и развитие, поддержать инновационные учреждения, улучшить материальную базу кабинетов естественно-математического цикла, частично решить проблему введения новых специальностей в профессиональных училищах и средних профессиональных учебных заведениях, решить некоторые наиболее острые проблемы в обеспечении образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Эта Программа является составной частью окружной программы развития образования автономного округа до 2005 года, которая в настоящее время проходит заключительный этап разработки.

III. Система программных мероприятий


Реализация Программы позволит осуществить не только поддержку системы образования, но прежде всего ее развитие.

В Программе выбраны такие направления совершенствования и развития, которые являются в настоящее время жизненно необходимыми и приоритетными. Предстоит осуществить мероприятия:

- по постепенному переводу интернатных учреждений на семейный тип воспитания;

- по поддержке инновационных учреждений;

- по оснащению детских  домов и учреждений, работающих с больными детьми;

- по укреплению материальной базы кабинетов естественно-математического цикла;

- по созданию более благоприятных условий для введения новых специальностей в профессиональные училища и средних специальных учебных заведениях;

- по улучшению обеспечения учреждений образования педагогическими кадрами высокой квалификации;

- по строительству многопрофильного колледжа в г.Салехарде.

IV. Ресурсное обеспечение Программы


Программа рассчитана на средства, выделяемые из окружного бюджета в объеме 154121 тыс. руб. Это позволит работникам системы образования округа без привлечения дополнительных трудовых ресурсов обеспечить выполнение запланированных мероприятий.     

V. Оценка ожидаемой социально-экономической эффективности
от реализации Программы


Реализация Программы направлена на улучшение условий функционирования и дальнейшее развитие системы образования:

Ожидаются  существенные изменения в содержании образования, повышение его качества. Этому будет способствовать укрепление материальной базы учреждений, оснащение их современным оборудованием, техническими средствами обучения, финансовая поддержка инновационных процессов. На средства, выделенные на выполнение Программы, планируется приобрести более 160 комплектов оборудования кабинетов гуманитарного и естественно-математического цикла, кабинетов начальных классов, а также оснастить образовательные учреждения современными техническими средствами обучения, комплектами химреактивов.

Укрепление материально-технической базы школ-интернатов, детских домов, реабилитационных учреждений позволит создать более комфортные условия воспитания детей из числа малочисленных народов Севера, детей-сирот, детей, имеющих отклонения в развитии.

Предполагается улучшить жилищные условия  примерно 80 педагогических работников, укомплектовать  сельские образовательные учреждения квалифицированными  специалистами, сократить количество вакансий и уменьшить среднюю педагогическую нагрузку, то есть повысить качество обучения.

Своевременное изменение содержания образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом рынка труда обеспечит получение молодыми людьми востребованных в округе профессий, а следовательно их адаптацию в обществе.

VI. Контроль за выполнением Программы


Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мещерин А.Л.

 Приложение N 1
к окружной программе "О дополнительных
                  мерах по развитию системы образования
            Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году"


МЕРОПРИЯТИЯ ОКРУЖНОЙ ПРОГРАММЫ
"О дополнительных мерах по развитию системы образования
Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году"


                                                                                                                                                                                                  в тыс.руб.

Мероприятия

Объем
финан-
сирова-
ния на
2001 г -
всего

Сале-
хард

Лабыт
нанги

На-
дым

Н-Уре
нгой

Нояб
рьск

Му-
рав-
ленко

Губ-
кинс-
кий

Красносель
купс
кий

Приу
раль
ский

Пуров
ский

Тазов
ский

Шурышкар
ский

Ямальский

Фонд
струк
турн.
подразделе
ний ок
руга

1.  Изменение условий воспитания в интернатных и реабилитационных
учреждениях

50000

3500

3500

3000

1200

2000

600

1700

4500

4500

3000

6500

7500

6500

2000

в том числе:

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1.1 Укрепление материальной базы учреждений ( приобретение мебели, технологического оборудования, станочного оборудования, автотранспортных средств, спортивного инвентаря, дидактических  и технических средств воспитания и обучения , игр и игрушек и т.д.)

30300

2000

2000

2000

700

1000

600

600

3000

3000

2000

4000

4000

4000

1400

1.2  Приобретение для реабилитационных образовательных учреждений  наборов трудовой реабилитации, комплектов коррекционно-развивающего оборудования, логопедических тренажеров, оборудования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.

3000

  

  

  

500

1000

  

500

  

  

  

  

1000

  

  

1.3 Проведение капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений

16700

1500

1500

1000

  

  

  

600

1500

1500

1000

2500

2500

2500

600

2. Развитие инновационных учреждений, в том числе:

6250

500

500

800

800

800

620

620

150

150

500

160

160

160

330

2.1 Развитие новых типов образовательных учреждений

2850

200

200

400

400

400

300

300

50

50

200

50

50

50

200

2.2  Открытие окружных экспериментальных площадок

1270

100

100

150

150

150

120

120

50

50

100

60

60

60

  

2.3 Научное обоснование, экспертиза экспериментов, проектов, программ, концепций

530

50

50

50

50

50

50

50

20

20

50

20

20

20

30

2.4 Подготовка и переподготовка педагогических кадров для новых типов образовательных  учреждений

1600

150

150

200

200

200

150

150

30

30

150

30

30

30

100

3  Приобретение и строительство жилья в округе учителям сельских школ и педагогическим работникам высокой квалификации

25000

  

  

  

  

  

  

  

3200

4200

  

4700

5400

4500

3000

4. Обеспечение образовательных учреждений учебными пособиями, современными средствами обучения, оборудованием кабинетов гуманитарного и естественно-математического цикла

44271

3700

3700

2900

2900

2900

2200

2200

2200

2200

4600

3600

3600

3750

3821

5. Создание условий для развития начального, среднего и высшего профессионального образования

15600

300

300

1200

2900

2500

1300

  

  

  

  

  

  

  

7100

В том числе:

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

5.1 Укрепление материальной базы учреждений

3400

200

200

500

1000

600

300

  

  

  

  

  

  

  

600

5.2 Приобретение учебно-наглядных пособий, пополнение фонда учебной и учебно-методической литературы

1600

100

100

200

300

400

200

  

  

  

  

  

  

  

300

5.3 Создание материальной базы  для открытия  новых специальностей

5600

  

  

500

1600

1500

800

  

  

  

  

  

  

  

1200

5.4. Развитие дистанционного образования в округе

5000

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

5000

6. Строительство окружного многопрофильного колледжа в г Салехарде

13000

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

13000

Всего по программе:

154121

8000

8000

7900

7800

8200

4720

4520

10050

11050

8100

14960

16660

14910

29251

в том числе окружной бюджет

154121

8000

8000

7900

7800

8200

4720

4520

10050

11050

8100

14960

16660

14910

29251

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»