____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа
от 30 ноября 2000 года N 44-ЗАО
____________________________________________________________________
1. Целями настоящего закона являются:
- упорядочение применения труда иностранных граждан в интересах социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (в дальнейшем - автономный округ) и его населения;
- защита рынка труда в автономном округе от неконтролируемого и незаконного притока иностранных работников;
- обеспечение законных прав и интересов иностранных граждан при использовании их труда в соответствии с установленными законодательством требованиями;
- пресечение незаконного использования труда иностранных граждан на территории автономного округа, привлечение виновных лиц к установленной настоящим законом ответственности.
Настоящий закон регулирует отношения между органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления, миграционной службой автономного округа, работодателями и иностранными гражданами, возникающие в процессе привлечения и использования труда иностранных работников на территории автономного округа. Определяет порядок найма иностранных работников в автономном округе, условия осуществления их профессиональной деятельности, их права и обязанности, а также устанавливает меры ответственности за нарушение порядка привлечения и использования труда иностранных граждан.
Иностранной рабочей силой по настоящему закону признаются лица (иностранные работники), не являющиеся гражданами Российской Федерации, прибывшие на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа на законных основаниях с целью осуществления оплачиваемой трудовой деятельности на условиях найма по трудовому договору (контракту).
Под иностранной рабочей силой также понимаются иностранные работники, осуществляющие профессиональную деятельность на территории автономного округа по направлению иностранных юридических лиц, реализующих в автономном округе заключенные ими контракты.
Настоящий закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства:
1) постоянно проживающих в автономном округе;
2) граждан бывшего СССР, прибывших или находящихся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на законных основаниях и получивших статус беженца в установленном федеральным законодательством порядке либо подавшие ходатайство о признании их беженцами;
3) корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Федерации и автономном округе;
4) лекторов и инструкторов, приглашенных для чтения лекций в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
5) деятелей науки и культуры, работающих на территории автономного округа в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями и международными соглашениями автономного округа;
6) студентов, проходящих производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования.
7) религиозных деятелей, осуществляющих профессиональную деятельность на территории автономного округа в официально зарегистрированных религиозных объединениях;
8) лиц, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами.
Привлечение иностранных работников моложе 20 лет, а также старше 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин, в автономный округ не допускается.
Иностранные работники не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к российскому гражданству.
Согласно настоящему закону в качестве работодателей могут выступать: российские юридические лица; действующие на территории автономного округа иностранные юридические лица и предприятия с иностранными инвестициями; отдельные российские и иностранные физические лица, а также лица без гражданства.
Правовое регулирование привлечения и использования труда иностранных работников в автономном округе основывается на принципах:
- соблюдения государственных интересов автономного округа при разработке и реализации миграционных программ, установлении квот и выдачи разрешений на привлечение и использование труда иностранных работников;
- равенства трудовых прав иностранных работников и граждан Российской Федерации;
-приоритета общепризнанных норм международного права в регулировании труда иностранных граждан;
- законности использования труда иностранных работников.
Запрещается и преследуется по закону нелегальная трудовая миграция, привлечение и использование труда иностранных работников с нарушением порядка и условий, установленных настоящим законом.
Профессиональные союзы, осуществляющие свою деятельность на территории автономного округа, вправе участвовать в разработке региональной политики по привлечению и использованию иностранной рабочей силы, вносить в органы исполнительной власти автономного округа и органы местного самоуправления предложения о целесообразности установления квот на привлечение и использование труда иностранных работников в целях защиты рынка труда автономного округа.
Привлечение работодателями иностранных работников и осуществление ими профессиональной трудовой деятельности на территории автономного округа производится на основании соответствующих разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и подтверждений на право трудовой деятельности, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
1. Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы из государств участников Содружества Независимых Государств выдаются работодателям миграционной службой автономного округа, а на привлечение иностранной рабочей силы из других государств- федеральной миграционной службой России после получения заключения администрации автономного округа о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
2. Заключение администрации автономного округа о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы основываются на принципе приоритетного права граждан Российской Федерации и населения автономного округа на занятие вакантных рабочих мест и подготавливается с учетом наличия в автономном округе равноценных трудовых ресурсов, возможности их привлечения из других регионов Российской Федерации, предотвращения негативных социально-экономических последствий внешней трудовой миграции для автономного округа и производится с учетом мнения местной службы занятости и профсоюзной организации работодателя.
3. Условия и порядок выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и утверждаемым Губернатором автономного округа положением.
1. Иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию и находящемуся на территории автономного округа с целью осуществления трудовой деятельности на основании разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, полученного работодателем, миграционной службой автономного округа выдается подтверждение на право трудовой деятельности.
2. Подтверждение является документом, дающим право на законное осуществление трудовой деятельности на территории автономного округа.
3. При привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов (в случае найма руководителями предприятий, их заместителями, руководителями филиалов и представительств иностранных юридических лиц и предприятий с иностранными инвестициями действующими на территории автономного округа) подтверждение выдается без оформления соответствующего разрешения.
4. Порядок выдачи и оформления подтверждений на право трудовой деятельности устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и утверждаемым Губернатором автономного округа положением.
1. За рассмотрение заявления о выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и подтверждений на право трудовой деятельности не требующих оформления разрешений взимается плата в размере установленного федеральным законом минимального месячного размера оплаты труда на день подачи заявления.
Взимаемые средства за рассмотрение заявлений зачисляются в окружной бюджет автономного округа.
2. За выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы с работодателей взимается плата:
- при привлечении иностранной рабочей силы из государств участников Содружества Независимых Государств в 10 кратном размере установленного федеральным законом минимального месячного размера оплаты труда за каждого привлекаемого иностранного работника;
- при привлечении иностранной рабочей силы из других государств в 20 кратном размере установленного федеральным законом минимального месячного размера оплаты труда за каждого привлекаемого иностранного работника;
Взимаемые средства за выдачу разрешений при привлечении иностранной рабочей силы из государств участников Содружества Независимых Государств распределяются в следующем порядке:
- 50 процентов в окружной бюджет автономного округа;
- 50 процентов миграционной службе автономного округа.
Взимаемые средства за выдачу разрешений при привлечении иностранной рабочей силы из других государств распределяются в следующем порядке:
- 50 процентов в окружной бюджет автономного округа;
- 50 процентов Федеральной миграционной службе России.
3. Подтверждения на право трудовой деятельности иностранным гражданам, нанятым работодателями в пределах установленной разрешением численности привлекаемых иностранных работников, выдаются без взимания платы.
4. За выдачу подтверждения на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, когда оформление разрешения не требуется с работодателя взимается плата в 20 кратном размере установленного федеральным законом минимального месячного размера оплаты труда.
Взимаемые средства за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам и лицам без гражданства зачисляются в окружной бюджет автономного округа.
5. Полученные миграционной службой денежные средства используются для реализации мероприятий, связанных с выполнением Федеральной миграционной программы в автономном округе, а так же на возмещение затрат миграционной службы в связи с оформлением и выдачей разрешений и подтверждений.
1. Органы местного самоуправления автономного округа вправе устанавливать плату за использование иностранными работниками объектов социально-бытовой сферы, находящихся в муниципальной собственности.
2. Плата за использование иностранными работниками объектов социально-бытовой сферы устанавливается в соответствии с нормативами затрат на обеспечение условий проживания привлекаемых иностранных работников, определяемых для каждого муниципального образования.
1. Въезд иностранных работников на территорию автономного округа из иностранных государств, с которыми установлен визовый порядок въезда-выезда, осуществляется на основании въездной-выездной визы с правом работы по найму. Порядок выдачи виз, въезда и выезда, ввоза и вывоза принадлежащих иностранным работникам инструментов, оборудования и иного имущества, необходимого для трудовой деятельности и проживания, устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Въезд иностранных работников на территорию автономного округа из иностранных государств, с которыми не установлен визовый порядок въезда-выезда, регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Обязательным условием и пребывания на территории автономного округа иностранных работников является их регистрация, осуществляемая в порядке установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Работодатели вносят в местный бюджет соответствующего муниципального образования на каждого иностранного работника финансовые средства в размере 50 процентов стоимости обратного проезда в страну постоянного проживания.
Указанные финансовые средства возвращаются работодателям после окончания (прекращения) трудового договора (контракта) заключенного ими с иностранными работниками.
1. Иностранные работники обязаны: