____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 января 2004 года N 2-ЗАО
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
29 мая 1997 года
Настоящий Закон устанавливает общий порядок регулирования отношений, возникающих в процессе наделения отдельными государственными полномочиями органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), передачи для их осуществления материальных и финансовых средств, подконтрольности исполнения закрепленных за органами местного самоуправления в автономном округе отдельных государственных полномочий и использования ими соответствующих средств.
В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
- государственные полномочия - наличие законных полномочных прав государственных органов, которыми органы наделены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, другими нормативно-правовыми актами;
- органы государственной власти - законодательный (представительный) орган государственной власти автономного округа и исполнительный орган государственной власти автономного округа;
- органы местного самоуправления - выборные и другие органы местного самоуправления муниципального образования.
1. Целями настоящего Закона являются:
1.1. Наиболее полное обеспечение законных прав и интересов граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территориях муниципальных образований в автономном округе на основе расширения прав органов местного самоуправления;
1.2. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в автономном округе путем наделения их отдельными государственными полномочиями, способствующими решению вопросов местного значения;
2. Задачами настоящего Закона является установление:
2.1. Порядка наделения органов местного самоуправления в автономном округе отдельными государственными полномочиями;
2.2. Форм взаимодействия органов государственной власти автономного округа с органами местного самоуправления в автономном округе при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.
Органы государственной власти автономного округа осуществляют наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ямало-Ненецкого автономного округа и законами автономного округа.
Наделение органов местного самоуправления в автономном округе отдельными государственными полномочиями осуществляется на принципах:
- законности;
- добровольности;
- приоритетности интересов населения, учёта исторических и иных местных традиций;
- учета особенностей конкретных муниципальных образований;
- организационной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти;
- ответственности за соблюдение договоров;
- согласованности принимаемых решений и действий, затрагивающих интересы друг друга;
- этапности наделения отдельных государственных полномочий;
- подконтрольности органам государственной власти автономного округа реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законодательством;
- возможности изъятия у органов местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий или их перераспределения;
- урегулирования спорных вопросов в процессе наделения и исполнения отдельных государственных полномочий посредством согласительных процедур или в порядке, установленном законодательством.
1. В систему государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, входят:
1.1. Полномочия органа исполнительной власти автономного округа;
1.2. Государственные полномочия автономного округа по предметам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа, закрепленные за ним договором (соглашениями) о разграничении полномочий между Российской Федерацией и автономным округом или соответствующим федеральным законом;
2. Наделение органов местного самоуправления в автономном округе государственными полномочиями, указанными в пункте 1.2 части 1 настоящей статьи, производится после заключения договоров и соглашений между Российской Федерацией и автономным округом о разграничении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа, и передаче органу исполнительной власти автономного округа части полномочий федеральных органов исполнительной власти и принятия соответствующего федерального закона.
Наделение отдельными государственными полномочиями со стороны органов исполнительной власти других субъектов РФ органов местного самоуправления в автономном округе и принятие ими данных полномочий не допускается.
1. Процесс наделения органа местного самоуправления в автономном округе отдельными государственными полномочиями включает последовательно осуществляемые этапы:
1.1. Инициирование процесса наделения отдельными государственными полномочиями;
1.2. Подготовку и подписание двустороннего договора между органом исполнительной власти автономного округа и органом местного самоуправления;
1.3. Вступление двустороннего договора в силу.
1. Орган исполнительной власти автономного округа может изымать отдельные государственные полномочия, которыми был наделен орган местного самоуправления в автономном округе, изменять их перечень и объем в случаях:
1.1. Систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения;
1.2. Объединения и присоединения двух и более муниципальных образований, а также при их разделении, связанных с появлением новых муниципальных образований;
1.3. Упразднения муниципального образования;
1.4. Иных случаях.
2. Порядок изменения и перераспределения отдельных государственных полномочий определяется новым двусторонним договором.
Органам местного самоуправления могут делегироваться полномочия органа исполнительной власти автономного округа по одному и нескольким вопросам, а также отдельные полномочия, связанные с привлечением органов местного самоуправления к реализации программ социально-экономического развития автономного округа.
Не могут делегироваться государственные полномочия, обеспечивающие защиту прав и свобод граждан.
Не допускается передача государственных полномочий, изменяющих Устав (Основной Закон) Ямало-Ненецкого автономного округа.
Государственные полномочия могут делегироваться всем муниципальным образованиям субъекта автономного округа или отдельным муниципальным образованиям. При этом должны учитываться организационные, кадровые, информационные и иные возможности органов местного самоуправления.
Делегирование государственных полномочий может быть разовое, на определенный срок или бессрочное.
1. Под материальными средствами для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий понимаются объекты производственной и социальной инфраструктуры, окружающей природы и иные объекты, находящиеся на территории муниципального образования, отнесенные к государственной собственности автономного округа:
1.1. Здания, сооружения, другое имущество, а также предприятия, являющиеся государственной собственностью автономного округа или совместной его собственностью с муниципальным образованием;
1.2. Земельные участки, отдельные объекты природопользования и недропользования, которым установлен статус окружных природных ресурсов;
1.3. Иные объекты, являющиеся государственной собственностью автономного округа и необходимые органу местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми он наделен;
1.4. Отдельные объекты природопользования, которым установлен статус федеральных природных ресурсов, после передачи прав на управление ими органу исполнительной власти автономного округа.
1. Под финансовыми источниками осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий понимаются установленные федеральными законами и законами автономного округа:
1.1. Средства окружного бюджета;
1.2. Окружные внебюджетные фонды;
1.3. Привлеченные финансовые средства под гарантии Губернатора автономного округа;
1.4. Средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
2. По предложению органа местного самоуправления Губернатор автономного округа может выступать гарантом в получении органом местного самоуправления ссуд, кредитов в учреждениях банков, в том числе коммерческих, в качестве дополнительно привлеченных финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий.
3. По предложению органа местного самоуправления Губернатор автономного округа может обращаться в федеральные органы исполнительной власти по вопросу выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и внебюджетных фондов для осуществления отдельных государственных полномочий.
Статья 12. Этап инициирования процесса наделения отдельными государственными
полномочиями
1. С инициативой о наделении органов местного самоуправления в автономном округе отдельными государственными полномочиями могут выступать Губернатор автономного округа и главы муниципальных образований в автономном округе.
2. Если инициатором процесса наделения отдельными государственными полномочиями выступает Губернатор автономного округа, то он направляет главе муниципального образования предложение с указанием перечня отдельных государственных полномочий, которыми целесообразно наделить соответствующий орган местного самоуправления и необходимых для их осуществления материальных средств и финансовых источников.
3. В случае инициирования вопроса о наделении отдельными государственными полномочиями главой муниципального образования письменное предложение направляется Губернатору автономного округа.
В предложении главы муниципального образования должен содержаться перечень отдельных государственных полномочий, которыми следует наделить соответствующий орган местного самоуправления, необходимые для их осуществления финансовые источники и материальные средства, сроки, в течение которых должен завершиться процесс наделения государственными полномочиями.
4. В случае несогласия с предложенным главой муниципального образования перечнем отдельных государственных полномочий Губернатор автономного округа принимает решение об отказе в наделении органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и направляет мотивированное решение главе муниципального образования, в случае возникновения разногласий Губернатор принимает решение о создании согласительной комиссии из числа представителей органа исполнительной власти автономного округа и органа местного самоуправления муниципального образования, которая в срок не более двух месяцев рассматривает спорные вопросы.
5. Имеющиеся разногласия сторон согласительной комиссии фиксируются в протоколе разногласий. К вопросу о наделении соответствующего органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями стороны могут возвратиться не ранее чем через шесть месяцев, используя установленный срок для сближения своих позиций.
6. При достижении согласия между Губернатором автономного округа и главой муниципального образования о перечне отдельных государственных полномочий, которыми намечается наделить соответствующий орган местного самоуправления и необходимых для их осуществления материальной основы и финансовых источников стороны переходят к этапу подготовки и подписания договора.