___________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2004 года N 75-ЗАО
___________________________
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий закон устанавливает правовую основу для оказания гражданам, проживающим в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), адресной социальной помощи, механизм ее реализации и источники финансирования.
1. Адресная социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме (в виде услуг или льгот), дополнительной поддержки проживающих в автономном округе граждан, нуждающихся в ней, и не имеющих в силу объективных причин источников средств существования.
2. Адресный характер социальной помощи состоит в ее предоставлении только действительно нуждающимся конкретным лицам на основании достоверной информации.
3. Целями социальной помощи являются:
- предоставление помощи с учетом необходимых потребностей конкретного гражданина либо его семьи;
- создание условий, позволяющих трудоспособным гражданам собственным трудом поддерживать свое благосостояние.
1. К ведению органов законодательной (представительной) власти автономного округа относятся:
- установление круга лиц, имеющих право на адресную социальную помощь;
- определение видов и порядка реализации адресной социальной помощи;
- определение организационно-правового механизма реализации адресной социальной помощи, предоставляемой за счет средств окружного бюджета;
2. К ведению органов исполнительной власти автономного округа относятся:
- анализ социально-экономических процессов, влияющих на уровень жизни населения автономного округа;
- представление при подготовке проекта окружного бюджета на очередной бюджетный год предложения о финансировании расходов на адресную социальную помощь;
- формирование банка данных о гражданах, нуждающихся в адресной социальной помощи;
- организация работы по осуществлению адресной социальной помощи в автономном округе.
3. К ведению органов местного самоуправления в автономном округе относятся:
- формирование на территории муниципального образования системы адресной социальной помощи;
- анализ социально-экономических процессов, влияющих на уровень жизни населения муниципального образования;
- формирование и накопление банка данных по категориям граждан, нуждающихся в адресной социальной помощи;
- предоставление гражданам различных видов адресной социальной помощи;
- координация действий по адресной социальной помощи с организациями, расположенными на территории муниципального образования автономного округа.
Источником финансирования адресной социальной помощи, предоставляемой в соответствии с настоящим законом, являются:
- окружной и территориальные фонды социальной защиты (поддержки) населения;
- окружной бюджет;
- местные бюджеты;
- внебюджетные средства.
Право на адресную социальную помощь имеют граждане в малообеспеченных семьях и отдельные граждане из числа лиц, указанных в статье 5 настоящего закона, проживающие на территории автономного округа и имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, определяемого в порядке, установленном законом автономного округа “О прожиточном минимуме в Ямало-Ненецком автономном округе”.
Статья 5. Круг лиц, имеющих право на адресную социальную помощь
1. К гражданам в малообеспеченных семьях и отдельным гражданам, имеющим право на адресную социальную помощь за счет средств источников финансирования указанных в статье 3 настоящего закона, относятся:
1.1. неработающие пенсионеры по возрасту;
1.2. получающие пенсии по случаю потери кормильца;
1.3. инвалиды I-II групп, неработающие инвалиды III группы, дети - инвалиды и осуществляющие за ними уход неработающие родители;
1.4. дети в неполных семьях;
1.5. дети из семей с тремя и более несовершеннолетними детьми;
1.6. сироты - студенты общеобразовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
1.7. студенты очного обучения, имеющие детей;
1.8. беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет;
1.9. демобилизованные воины;
1.10. молодые семьи (при наличии одного члена семьи в возрасте до 30 лет);
1.11. дети из социально-неблагополучных семей (неработающих родителей, страдающих хроническими заболеваниями);
1.12. дети - сироты, проживающие в семьях на условиях опеки и попечительства;
1.13. дети из малообеспеченных семей, в которых родители не работают и не состоят на учете в центре занятости населения, по предложению общественных комиссий, сформированных органами местного самоуправления;
1.14. лица, получающие социальные пенсии;
1.15. лица, пострадавшие от стихийных бедствий;
1.16. другие лица, попавшие в экстремальные ситуации.
2.Оказание адресной социальной помощи гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи производится на условиях и в порядке, определяемом органами социальной защиты населения совместно с органами местного самоуправления автономного округа.
Адресная социальная помощь оказывается в виде:
- разовой помощи в денежном выражении;
- предоставления на определенный период различных видов денежной и натуральной помощи, социальных услуг и льгот через систему органов социальной защиты населения и сети социальных учреждений.
1. Структурные подразделения по социальной политике органов исполнительной власти автономного округа обеспечивают на уровне автономного округа формирование банка данных о субъектах адресной социальной помощи с целью последующего планирования основных направлений по оказанию социальной помощи и ее финансированию.
2. Практическая работа по сбору информации для банка данных автономного округа о субъектах адресной социальной помощи возлагается на органы местного самоуправления.
1. Адресная Социальная помощь предоставляется по инициативе органов социальной защиты населения категориям лиц указанным в статье 4 настоящего закона.
2. Во всех остальных случаях социальная помощь предоставляется по заявлению действительно нуждающихся конкретных лиц на основании достоверной информации, по решению Совета соответствующего территориального Фонда социальной защиты (поддержки) населения или, в случае его отсутствия, по решению органов местного самоуправления.
1. Для определения права на адресную социальную помощь и исчисления среднедушевого дохода, в составе семьи учитываются:
1) муж, жена, состоящие в зарегистрированном браке, совместно проживающие с ними дети, а также проживающие совместно с этой семьей и ведущие общее хозяйство другие родственники;
2) Лица, не состоящие в зарегистрированном браке, но совместно проживающие, ведущие общее хозяйство и совместно воспитывающие детей, при подсчете (расчете) среднедушевого дохода рассматриваются как члены семьи.
2. Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, а также военнослужащие срочной службы в составе семьи не учитываются.
3. В неполных семьях в составе семьи учитывается только тот родитель, который воспитывает ребенка и проживает совместно с ним.
4. Среднедушевой доход на члена семьи (одинокого гражданина) исчисляется путем деления общей суммы доходов всех членов семьи (одинокого гражданина) за три календарных месяца, непосредственно предшествовавших обращению за предоставлением адресной социальной помощи, на число месяцев (на 3), а затем на число членов семьи.
5. Если совокупный среднедушевой доход члена семьи (одинокого гражданина) менее установленного на день обращения за назначением адресной социальной помощи прожиточного минимума соответствующей территории автономного округа, то такая семья (одинокий гражданин) признаются малообеспеченными и имеют право на обращение в органы социальной защиты населения за получением адресной социальной помощи.
1. При исчислении совокупного среднедушевого дохода семьи (одинокого гражданина) учитываются все виды доходов членов семьи, указанные в законе РФ “О подоходном налоге”, а также пенсии, пособия, стипендии, алименты, доходы по вкладам в банках, от благотворительных организаций. Подлежат учету выплаты и компенсации из фондов предприятий, иные доходы семьи, учет которых возможен (от сдачи имущества по договорам имущественного найма, аренды, от занятия сельским хозяйством, подсобными промыслами и т.д.). В качестве доходов учитывается денежное содержание лиц рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны Российской Федерации (кроме военнослужащих срочной службы).
Алименты, выплачиваемые гражданами, из их доходов исключаются и учитываются по месту их получения.
2. Исчисление совокупного среднедушевого дохода осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя на основании справок об оплате труда на постоянной работе и с других мест работы, справок о размере стипендии, пенсии, пособия, иных доходов, справок о составе семьи и с места постоянного жительства, данных налоговой инспекции.
3. При исчислении совокупного среднедушевого дохода принимаются во внимание результаты обследования материального положения семьи (одинокого гражданина), зафиксированные в акте работника органов социальной защиты населения.
1. Заявление о предоставлении адресной социальной помощи подается в орган социальной защиты населения по месту постоянного жительства заявителя.
2. Днем обращения за предоставлением социальной помощи считается день приема органом социальной защиты населения заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление пересылается по почте и при этом также прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за социальной помощью считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявления.
3. Перечень необходимых документов устанавливают соответствующие органы социальной защиты населения.
1. Заявление о предоставлении адресной социальной помощи рассматривается органом социальной защиты населения в течение 10 дней со дня поступления всех необходимых документов с вынесением мотивированного решения о предоставлении адресной социальной помощи либо об отказе в ее предоставлении.
2. По решению органа социальной защиты населения адресная социальная помощь может предоставляться непосредственно в виде денежных сумм. Денежные выплаты могут заменяться полностью или частично талонами на питание, продажей продуктов, одежды, обуви, предметов домашнего обихода по социально низким ценам, компенсацией расходов по содержанию детей в детских учреждениях, на питание в школах, предоставлением социальных услуг на льготных условиях.