Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 16.12.2013)

2.5. Кадровое и научное обеспечение развития регионального образования


Развитие педагогического потенциала, повышение престижа педагогического труда - важное направление развития образования, без которого невозможна его модернизация.

Действующая региональная система педагогического образования представлена сетью учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечивающей педагогам свободу выбора образовательных программ профессионального продвижения.

В системе педагогического образования Ростовской области действуют 2 педагогических вуза, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, и 8 педагогических колледжей, находящихся в ведении области, и 1 учреждение дополнительного профессионального образования - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО).

Повышению квалификации педагогических работников в значительной степени способствует их аттестация. С 2011 года аттестация педагогических работников в Ростовской области осуществляется в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Обновление данной процедуры, учитывающее требования новых федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ, позволяет в большей степени стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня компетентности педагогических работников, способствует личностному профессиональному росту и методологической культуре педагогов, использованию ими современных педагогических технологий.

Благодаря мерам, предпринимаемым на федеральном и региональном уровнях, некоторые тревожные тенденции в кадровом обеспечении образовательного комплекса удалось переломить. Существенное повышение уровня заработной платы учителей до уровня средней зарплаты в экономике, ряд мер социальной поддержки молодых педагогов, увеличение материального и морального стимулирования лучших педагогов области привели к повышению значимости роли педагога в обществе. Так, впервые за последние годы отмечается рост доли молодых специалистов со стажем до 5 лет среди учителей общеобразовательных учреждений. Эта доля составила в 2011 году 9 процентов (в 2010 году - 7,9 процента).

В то же время в обеспечении квалифицированными кадрами системы образования имеется ряд проблем:

старение учительского корпуса (доля учителей пенсионного возраста составила в 2007 году 15,7 процента, в 2011 году - 16,9 процента, средний возраст педагогов - 43 года);

невысокий уровень оплаты труда и социальной поддержки молодых специалистов, как следствие - низкая закрепляемость выпускников педагогических вузов;

недостаточный уровень профессиональной подготовки управленческих кадров, прежде всего в экономической, юридической, психологической и коммуникативной областях;

отсутствие эффективных механизмов персонификации и финансового стимулирования непрерывного профессионального педагогического образования.