Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 16.12.2013)

4.10. Удовлетворение потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах и формирование системы непрерывного профессионального образования


Необходимым условием для формирования инновационной экономики Ростовской области является модернизация системы профессионального образования - основы динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором благополучия его граждан.

Система профессионального образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям регионального рынка труда.

Возможность получения качественного профессионального образования остается одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях профессионального образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития региона и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.

Подготовка кадров в учреждениях профессионального образования предусматривает обязательное участие работодателей во всех этапах образовательного процесса.

Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики регионов. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.

Формирование системы непрерывного профессионального образования, создание регионального сегмента системы сертификации квалификаций, разработка и реализация модульных программ позволят максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. В этих целях необходимо:

внедрять модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования;

создавать и развивать региональные отраслевые ресурсные центры подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов;

организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений для развития мобильности в сфере профессионального образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

обеспечить развитие социального партнерства в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих кадров и специалистов, востребованных на региональном рынке труда;

внедрять модели непрерывного профессионального образования, обеспечивающие каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

развивать государственно-общественное управление образовательными учреждениями в целях повышения открытости и инвестиционной привлекательности профессионального образования.

Целью развития системы профессионального образования Ростовской области является кадровое обеспечение инновационного развития региона, удовлетворение потребности личности в качественных образовательных услугах, решение задач социально-экономического развития области за счет формирования общественно-государственного формата управления региональной системой профессионального образования.

Проблема кадрового обеспечения экономики региона требует формирования системы профессионального образования, отвечающей потребностям регионального рынка труда, что предполагает управленческое воздействие на два аспекта баланса кадрового спроса и предложения:

количественное соответствие объемов подготовки в региональной системе профессионального образования перспективам развития экономики (в профессионально-отраслевом разрезе);

качественное соответствие образовательных результатов актуальным и прогнозируемым требованиям рабочих мест предприятий (организаций) области (профессионально-квалифицированный разрез).

Реализация поставленной перед системой профессионального образования области цели предполагает ее развитие в следующих приоритетных направлениях.

Первое направление - формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда в целях адаптации сети учреждений профессионального образования к инновационному развитию экономики области, достижения динамического баланса между кадровыми потребностями регионального рынка труда и объемами подготовки в региональной системе профессионального образования, повышения эффективности использования материально-технических, методических и кадровых ресурсов системы профессионального образования области. Для этого необходимо обеспечить:

изменение структуры подчинения учреждений профессионального образования;

изменение организационно-правовых форм учреждений профессионального образования;

интеграцию учреждений профессионального образования как по горизонтали, так и по вертикали;

оптимизацию объемов и профилей подготовки кадров с учетом требований регионального рынка труда;

внедрение и развитие механизмов сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования различного уровня и подчиненности;

расширение номенклатуры образовательных программ;

разработку и реализацию модульных образовательных программ.

Второе направление - повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда, в целях поэтапного преодоления дисбаланса в подготовке кадров в системе профессионального образования, достижения сбалансированности между профессиональными интересами обучающихся и возможностями регионального рынка труда. Для этого необходимо обеспечить:

популяризацию рабочих профессий и технических специальностей, востребованных на региональном рынке труда, их пропаганду с использованием средств массовой информации;