Прогноз производства пищевых продуктов, включая напитки и табака
Наименование показателя | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Мясо и субпродукты (тыс. тонн) | 127,0 | 131,0 | 136,0 | 138,0 | 139,0 | 140,0 | 142,0 | 143,0 | 145,0 |
Колбасные изделия (тыс. тонн) | 50,5 | 51,0 | 51,5 | 52,0 | 52,5 | 53,0 | 54,0 | 54,5 | 55,0 |
Цельномолочная продукция (тыс. тонн) | 91,0 | 91,0 | 92,0 | 93,0 | 94,0 | 95,0 | 96,0 | 97,0 | 98,0 |
Масло животное (тыс. тонн) | 2,3 | 2,4 | 2,4 | 2,45 | 2,5 | 2,55 | 2,6 | 2,65 | 2,7 |
Сыры и творог (тыс. тонн) | 12,8 | 12,9 | 13,0 | 13,2 | 13,5 | 13,7 | 13,9 | 14,0 | 14,2 |
Хлеб и хлебобулочные изделия (тыс. тонн) | 207,0 | 208,0 | 209,0 | 210,0 | 210, | 211,0 | 212,0 | 212,0 | 212,0 |
Масло растительное (тыс. тонн) | 512,0 | 515,0 | 515,0 | 516,0 | 517,0 | 517,0 | 518,0 | 519,0 | 520,0 |
Консервы плодоовощные (муб.) | 50,0 | 55,0 | 60,0 | 65,0 | 70,0 | 70,0 | 80,0 | 100,0 | 100,0 |
Мука (тыс. тонн) | 206,0 | 207,0 | 208,0 | 210,0 | 211,0 | 212,0 | 213,0 | 214,0 | 215,0 |
Крупа (тыс. тонн) | 35,0 | 35,0 | 40,0 | 45,0 | 50,0 | 50,0 | 52,0 | 55,0 | 60,0 |
Макаронные изделия (тыс. тонн) | 1,4 | 1,5 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,0 | 2,2 | 2,3 | 2,5 |
Минеральная вода (млн. полулитров) | 355,0 | 360,0 | 375,0 | 375,0 | 375,0 | 377,0 | 379,0 | 379,0 | 380,0 |
Воды газированные (млн. дкл) | 15,5 | 18,0 | 20,0 | 20,0 | 20,5 | 21,0 | 21,0 | 22,0 | 22,0 |
Кондитерские изделия (тыс. тонн) | 80,0 | 82,0 | 85,0 | 85,0 | 85,0 | 86,0 | 87,0 | 89,0 | 90,0 |
Комбикорм (тыс. тонн) | 409,0 | 412,0 | 430,0 | 450,0 | 460, | 465,0 | 470,0 | 480,0 | 490,0 |
Крахмалопаточные продукты (тыс. тонн) | 60,0 | 60,0 | 62,0 | 65,0 | 66,0 | 67,0 | 69,0 | 70,0 | 70,0 |
Развитие рыбохозяйственной отрасли
Основная цель развития рыбохозяйственной отрасли - удовлетворение спроса населения на рыбную продукцию. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых сырьевых ресурсов.
Для достижения названной цели необходимо решение следующих задач:
восстановление и развитие производственно-технической базы рыбопромысловых предприятий, предприятий аквакультуры и рыбопереработки;
восстановление рыбопортовой инфраструктуры в районах, приближенных к промыслу в Азово-Черноморском бассейне;
развитие новых направлений аквакультуры;
улучшение условий естественного воспроизводства водных биологических ресурсов.
В направлении аквакультуры планируется внедрение в производство новых объектов выращивания (товарные осетровые, форель, сомовые и другие объекты) при дальнейшем общем увеличении объемов производства.
Стратегическим направлением развития рыболовства и рыбоводства является сохранение рыбопромыслового флота и увеличение объемов добычи водных биоресурсов. Важным является увеличение биопотенциала внутренних водоемов Ростовской области. Для этого необходимо разработать комплекс мер, направленных на воспроизводство биоресурсов в Цимлянском и Маныческом водохранилищах, реках Дон, Маныч и других водоемах.
Основным показателем, отражающим развитие рыбохозяйственной отрасли, определен объем производства рыбы-сырца, то есть рыбы, выловленной в естественных водоемах или выращенной в искусственных и полувольных условиях (аквакультура), впоследствии направляемой на переработку или реализуемой в свежем виде. В последние годы данный показатель стабильно увеличивается, главным образом за счет составляющей аквакультуры. Величина промысловой составляющей менее стабильна в связи с наличием большого количества рисков при осуществлении хозяйственной деятельности в неконтролируемых природных условиях. Имеющиеся прудовые мощности на территории области позволяют получать 25 тыс. тонн продукции в год.
Объемы вылова зависят от состояния запасов водных биоресурсов и по прогнозам рыбохозяйственной науки их существенного увеличения в ближайшие годы не ожидается. В связи с чем добыча рыбы в естественных водоемах не превысит 14-15 тыс. тонн в год. Совокупный целевой показатель по производству рыбы-сырца в Ростовской области в 2020 году может достичь 35 тыс. тонн.
Для охраны водных биологических ресурсов необходима расчистка нерестовых рек в объеме 1683,88 куб. м. Учитывая рекомендации проектных организаций по первоочередным участкам работ, а также то, что расчищенные участки сохраняют оптимальный режим работы в течение 10 - 15 лет, оптимальный ежегодный объем работ по расчистке должен составлять 25-30 тыс. куб. м грунта в год.
В целях решения возникающих проблем в рыбохозяйственной отрасли предусмотрена государственная поддержка в Областной долгосрочной целевой программе развития аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки.
Устойчивое развитие сельских территорий
Одним из факторов, влияющих на развитие сельских территорий, формирование кадрового потенциала отрасли, является уровень оплаты труда работников сельского хозяйства.
С учетом модернизации сельскохозяйственного производства и роста объемов производства продукции, а также повышения производительности труда предполагается увеличение среднего размера заработной платы к 2020 году в 3 раза по отношению к уровню 2011 года - до 33426 рублей.
Устойчивое развитие сельских территорий предусматривает не только стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рациональное использование земель, но и повышение уровня жизни сельского населения.
С учетом организации новых рабочих мест в сельских районах будет продолжена практика государственной поддержки приобретения жилья работниками агропромышленного комплекса и социальной сферы.
Обеспечение сельского населения услугами социальной инфраструктуры должно носить системный характер, так как при наличии всех элементов обслуживания и их согласованного взаимодействия возникает синергетический эффект. Повышение уровня и качества жизни сельского населения Ростовской области будет обеспечено при условии совместных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области и бизнеса в вопросах развития образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культурно-досуговой деятельности, газификации, водоснабжения сельских населенных пунктов, транспортной инфраструктуры.
Это позволит решать задачи улучшения состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта, материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности, активизации культурной деятельности на селе.
Инженерная и транспортная инфраструктура, отвечающая современным технологическим требованиям производства и сферы услуг, использующая альтернативные, инновационные природосберегающие технологии, повысит инвестиционную составляющую сельских территорий, уровень и качество водо- и газоснабжения, транспортного сообщения.
В решении социальных проблем села, формировании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения важную роль играют личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельские предприниматели способствуют сохранению сельского расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия региона. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.
В силу того, что преобладающая часть крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств ведет менее специализированное, по сравнению с крупными предприятиями, аграрное производство и выращивает относительно более широкий набор сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный вклад в сохранение биоразнообразия производства продукции, улучшение экологической ситуации в сельской местности.