Из-за специфических особенностей функционирования агропромышленного комплекса наибольшую опасность представляют природные риски, т.е. вероятность возникновения неблагоприятных последствий воздействия факторов природной среды на ведение предпринимательской деятельности в сфере АПК.
К основным источникам природных рисков можно отнести:
метеорологические и агрометеорологические чрезвычайные события (засуха, заморозки, бури, ураганы, крупный град, сильные дожди, сильные снегопады и т.п.);
геологические чрезвычайные события (оползни, обвалы, лавины, эрозия, пылевые бури, обвалы земной поверхности и т.п.);
природные пожары - чрезвычайная пожарная опасность, лесные, степные пожары;
гидрологические чрезвычайные события (половодье, понижения уровня воды, повышения уровня грунтовых вод и т.п.).
Макроэкономические риски: усиление конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции в условиях увеличения импорта продовольствия; цикличность экономической динамики; сырьевой характер российской экономики.
Цикличность или наличие циклов, волн и колебаний социально-экономической динамики является объективной закономерностью развития экономических систем. Прогностические исследования российских ученых и экспертов свидетельствуют о высокой доли вероятности наступления экономических кризисов в 2013 г., а затем в 2017 (2019) г.
Финансово-экономические кризисы вызывают дефицит кредитных ресурсов и существенное их удорожание. Ограниченность в финансовых средствах на осуществление инвестиционной деятельности, высокие процентные ставки по кредитам приводят к снижению инвестиционной активности сельскохозяйственных организаций.
Сырьевой характер российской экономики, когда государственный бюджет на 80 процентов формируется от доходов, поступающих от реализации сырья и полуфабрикатов на международных сырьевых рынках предполагает, что приоритеты развития экономической структуры будут лежать в области развития инфраструктуры и сферы услуг. Отрасли, производящие товары с высоким уровнем добавленной стоимости, динамично перейдут к стагнирующему типу производства. Это относится в полной мере и к сельскому хозяйству, которое в своей маркетинговой стратегии вынуждено будет ориентироваться на внутренний рынок.
К макроэкономическим рискам относят: диспаритет цен на сельскохозяйственную, промышленную продукцию, энергоносители и готовую продукцию АПК Ростовской области.
Экологические риски
Фактором загрязнения окружающей среды все больше становится ситуация с утилизацией твердых производственных и бытовых отходов. Среди всех отраслей инфраструктуры хуже всего обстоит дело с вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов, которых на сельских территориях Ростовской области ежегодно образуется в количестве около 500 тыс. тонн.
Кроме того, наличие достаточно развитой сети грунтовых дорог приводит к тому, что во многих пригородных районах массовый характер приняло явление вывоза строительного мусора из городов на сельскохозяйственные угодья, овраги и неиспользуемые земли. В результате происходит возгорание мусора с выделением ядовитых газов. Продукты разложения твердых отходов смываются осадками, неочищенные сточные воды от канализационных стоков сбрасываются в открытые водоемы. Это, увеличивая загрязнение воды и почвы, наносит значительный экологический ущерб.
Экологические риски могут привести к тому, что природный потенциал развития сельских районов Ростовской области может быть сведен к нулю, поскольку производимая сельскохозяйственная продукция, создаваемые рекреационные зоны для развития сельского туризма не будут соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, что затруднит ее реализацию за пределы области.
Развитию рыболовства препятствует сокращение объемов воспроизводства водных биоресурсов и, как следствие, сырьевой базы промысла.
Интенсивность движения крупнотоннажного грузового и нефтеналивного флота на нижнем Дону за последние годы увеличилась более чем в три раза и превысила докризисный период 1990-х годов, достигнув 17 500 судопроходов в год.
При этом воздействие на водные биоресурсы оказывает не только непосредственно движение судов, но также перераспределение стока р. Дон в интересах судоходства, химическое и акустическое загрязнения водоема, коренная перестройка ложа реки в ходе дноуглубительных работ и т.д.
Компоненты экосистем Азово-Донского рыбохозяйственного района, обладающие повышенной уязвимостью к антропогенным воздействиям, быстро деградируют в результате промышленного и хозяйственного освоения.
Перераспределение стока р. Дон без учета интересов рыбохозяйственного комплекса привело к тому, что пойменные нерестилища нижнего Дона были уничтожены и единственными местами естественного воспроизводства водных биоресурсов Азово-Донского бассейна остались русловые нерестилища и нерестилища, расположенные на притоках Дона. Однако использование этих нерестилищ затруднено. Отсутствие рыбохозяйственных водопопусков из Цимлянского водохранилища в совокупности с интенсивным судоходством привело к заилению ериков и устьев нерестовых рек, что препятствует нерестовому ходу и снижает эффективность состоявшегося нереста.
Инфраструктурные риски
Основой для устойчивой жизнедеятельности сельского населения и развития сельских территорий является наличие достаточной инфраструктурной обеспеченности, которая дает возможность собрать и переработать сельскохозяйственную продукцию, доставить продукты ее переработки до рынков сбыта, а также обеспечить получение сельхозтоваропроизводителями и сельским населением электроэнергии, питьевой и технической воды, других материально-технических ресурсов, а также доступность социальных услуг и благ.
Однако результаты анализа развития инфраструктуры в сельских районах Ростовской области позволили выявить серьезную угрозу инфраструктурных рисков, которые могут парализовать всю хозяйственную деятельность на сельских территориях. К числу таких инфраструктурных рисков следует отнести риски производственной инфраструктуры, транспортной и социальной.
Например, в молочной промышленности, в плодоовощной консервной отрасли (осталось только 7 консервных заводов из 11, суммарная производственная мощность которых составляет менее 30 процентов от производственных мощностей, имевшихся в 1991 году).
При интенсивном вводе мощностей по производству муки и выработке подсолнечного масла в Ростовской области нет промышленного производства макаронных изделий (имеются только малые цеха) и маргарина. В итоге до 80 процентов макаронных изделий и весь маргарин ввозится в Ростовскую область из других регионов.
Транспортное обеспечение АПК Ростовской области неудовлетворительно. По плотности железнодорожных путей на 10 тыс. кв. км территории - 182 км (в 2000 году было 184) Ростовская область находится на31-м месте среди регионов Российской Федерации. Плотность автодорог в Ростовской области составляет 142,1 км/тыс. кв. м территории. По этому показателю область находится на 37-м месте в Российской Федерации. В результате 45 процентов сельских территорий Ростовской области расположены в зоне транспортной дискриминации, поскольку время поездки до областных или межрегиональных центров превышает 4 часа. Исходя из мероприятий реализуемой Областной долгосрочной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010-2014 годы", в этот период планируется введение в строй 94 км региональных и муниципальных дорог, что увеличит протяженность дорожной сети на 0,6 процента, но не решит проблему транспортного обустройства сельских территорий. В результате остается затрудненным доступ сельского населения и агробизнеса к центрам предоставления социальных услуг и рынкам сбыта продукции.
Уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом в Ростовской области к началу 2011 года составлял 52,2 процента. При реализации новой редакции Концепции участия ОАО "Газпром" в газификации регионов Российской Федерации темпы газификации могут быть повышены в 2-3 раза, и таким образом уровень газификации сельских районов Ростовской области может достичь к 2020 году 71,3 процента. Однако из-за финансовых проблем не все жители сельских населенных пунктов могут подключиться к построенным газовым сетям.
На 1 января 2011 г. уровень обеспеченности сельского населения, проживающего в жилых помещениях, оборудованных водопроводом, составил 53,3 процента. При этом в настоящее время динамика строительства водопроводов такова, что даже при удвоении темпов ввода водопроводных объектов уровень обеспеченности водой из централизованных систем водоснабжения с водоочисткой может быть доведен до 82,3 процента к 2020 году. Таким образом, в социальной сфере села ситуация с инфраструктурным обеспечением останется неблагоприятной.