Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2012 года N 105


О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 01.11.2010 N 277

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства РО от 25.09.2013 N 603.
____________________________________________________________________



В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных на финансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры, Правительство Ростовской области  
     


постановляет:


1. Внести в приложение к постановлению Администрации Ростовской области от 01.11.2010 N 277 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы" изменения, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Трифонова С.Ф.


Губернатор
Ростовской области
В.Ю. Голубев

Постановление вносит
министерство жилищно-коммунального
хозяйства Ростовской области


Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 15 февраля 2012 года N 105


ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы"


ПАСПОРТ
Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы"


Наименование Программы

-

Областная долгосрочная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы" (далее - Программа)

Основание
для разработки Программы

-

распоряжение Администрации Ростовской области от 12.08.2010 N 94 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство ЖКХ области)

Государственные заказчики Программы

-

министерство промышленности и энергетики Ростовской области (далее - минпромэнерго Ростовской области);

министерство транспорта Ростовской области (далее - минтранс РО)

Разработчик Программы

-

министерство ЖКХ области

Основная цель
Программы

-

создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Ростовской области, улучшение экологической ситуации

Основные задачи
Программы

-

создание системы эффективного управления в коммунальном секторе;

государственная поддержка муниципальных образований в реализации инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры и электрических сетей наружного (уличного) освещения;

стимулирование долгосрочных частных инвестиций путем создания эффективных механизмов тарифного регулирования коммунальных организаций;

повышение эффективности деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства и ресурсосбережение;

создание безопасных условий эксплуатации объектов при предоставлении коммунальных услуг;

снижение негативного воздействия на окружающую среду;

создание информационно-аналитической базы данных о состоянии жилищно-коммунального хозяйства

Сроки реализации Программы

-

2011-2014 годы

Структура Программы, основные мероприятия Программы

-

Структура Программы:

паспорт Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы";

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые показатели;

III. Система программных мероприятий. Ресурсное обеспечение Программы;

IV. Нормативное обеспечение;

V. Механизм реализации Программы. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы;

VI. Оценка эффективности реализации Программы;

приложение N 1. Прогнозируемые значения показателей и индикаторов реализации Программы;

приложение N 2. Система программных мероприятий;

приложение N 3. Объемы и источники финансирования Программы;

приложение N 4. Методика отбора муниципальных образований (проектов) и расчета межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики, включая разработку проектно-сметной документации;

приложение N 5. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета на строительство и реконструкцию объектов размещения отходов потребления, включая разработку проектно-сметной документации;

приложение N 6. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета на строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации;

приложение N 7. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного и федерального бюджетов на софинансирование мероприятий по приведению объектов г.Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;

приложение N 8. Методика расчета межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции муниципальных объектов инженерной инфраструктуры, направленных на реализацию инвестиционных проектов, в рамках соглашения государственно-частного партнерства;

приложение N 9. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета на строительство, реконструкцию объектов электрических сетей наружного (уличного) освещения муниципальных образований Ростовской области, включая разработку проектно-сметной документации;

приложение N 10. Методика расчета субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ростовской области на реализацию мероприятий по обеспечению объектов жизнеобеспечения резервными источниками электроснабжения за счет средств областного бюджета;

приложение N 11. Методика расчета субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ростовской области на закупку коммунальной техники за счет средств федерального бюджета;

приложение N 12. Перечень объектов строительства и реконструкции в рамках мероприятий, запланированных к реализации в 2011 году;

приложение N 13. Перечень объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта в рамках мероприятий, запланированных к реализации в 2012 году;

приложение N 14. Распределение бюджетам муниципальных образований Ростовской области субсидий за счет средств федерального бюджета и Фонда софинансирования расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, включая разработку проектно-сметной документации, на 2011-2014 годы;

приложение N 15. Распределение средств областного бюджета на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, включая разработку проектно-сметной документации, на 2011 - 2014 годы;

приложение N 16. Распределение субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных образований за счет средств Фонда софинансирования расходов на реализацию мероприятий по обеспечению резервными источниками электроснабжения объектов жизнеобеспечения;

приложение N 17. Распределение бюджетам муниципальных образований Ростовской области субсидий за счет средств федерального бюджета, Фонда софинансирования расходов на строительство и реконструкцию муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, теплоэнергетики и на строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации, на 2011-2014 годы;

приложение N 18. Распределение субсидий федерального бюджета бюджетам муниципальных образований за счет средств Фонда софинансирования расходов на закупку коммунальной техники с передачей техники в собственность организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке на 2011 год;

приложение N 19. Распределение средств по государственным заказчикам Программы;

приложение N 20. Методика оценки эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы".

Программа не содержит подпрограмм.

Основные мероприятия Программы:

строительство, реконструкция и капитальный ремонт областных и муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, включая разработку проектно-сметной документации, в том числе реализация мероприятий в рамках государственной поддержки комплексного инвестиционного плана модернизации г.Гуково;

строительство, реконструкция и капитальный ремонт муниципальных объектов теплоэнергетики, включая разработку проектно-сметной документации;

строительство и реконструкция объектов размещения отходов потребления, включая разработку проектно-сметной документации;

строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации;
мероприятия по приведению объектов г.Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;

строительство и реконструкция муниципальных объектов инженерной инфраструктуры, направленных на реализацию инвестиционных проектов, в рамках соглашения государственно-частного партнерства;

строительство, реконструкция объектов электрических сетей наружного (уличного) освещения муниципальных образований области, включая разработку проектно-сметной документации;

мероприятия по обеспечению резервными источниками электроснабжения объектов жизнеобеспечения;
закупка коммунальной техники в собственность организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

информационно-аналитическое сопровождение Программы

Исполнители
Программы

-

министерство ЖКХ области;

минпромэнерго Ростовской области;

минтранс РО;

органы местного самоуправления, в случае принятия их представительными органами соответствующих решений;

организации коммунального комплекса (по согласованию)

Объемы
и источники финансирования Программы

-

15685235,4 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 4432724,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2011 году - 4180464,0 тыс. рублей;

в 2012 году - 77470,0 тыс. рублей;

в 2013 году - 83830,0 тыс. рублей;

в 2014 году - 90960,0 тыс. рублей;

за счет средств областного бюджета - 2894338,5 тыс. рублей, в том числе:

в 2011 году - 2089246,4 тыс. рублей;

в 2012 году - 211127,8 тыс. рублей;

в 2013 году - 300741,8 тыс. рублей;

в 2014 году - 293222,5 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов - 583172,9 тыс. рублей, в том числе:

в 2011 году - 398051,2 тыс. рублей;

в 2012 году - 45178,5 тыс. рублей;

в 2013 году - 68865,2 тыс. рублей;

в 2014 году - 71078,0 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 7775000,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2011 году - 3110000,0 тыс. рублей;

в 2012 году - 1555000,0 тыс. рублей;

в 2013 году - 1555000,0 тыс. рублей;

в 2014 году - 1555000,0 тыс. рублей.

Программа финансируется из областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию областным законом об областном бюджете.

Средства местных бюджетов, объемы финансирования и направления мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
(целевые показатели)

-

в результате реализации Программы планируется:

повышение доли городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек до 100,0 процента;

снижение потерь организаций коммунального комплекса вследствие перерасчета платежей потребителей из-за предоставления коммунальных ресурсов и услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в расчете на единицу доходов от реализации услуг по основному виду деятельности до 0,0 процента;

повышение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения области до 87,0 процента;

снижение доли утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, до 37,2 процента;

снижение доли потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии до 10,2 процента;
снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 47,5 процента;

снижение расходов консолидированного бюджета Ростовской области на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в части компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и покрытия убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги, до 0,0 тыс. рублей;

повышение уровня возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам до 100,0 процента;

повышение доли организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале Ростовской области и (или) муниципальных образований не более чем 25 процентов, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, а также эксплуатацию объектов для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению, до 63,0 процента;

снижение доли доходов от реализации услуг по основному виду деятельности убыточных организаций коммунального комплекса в общем объеме доходов от реализации услуг по основному виду деятельности организаций коммунального комплекса области до 12,9 процента;

снижение отношения финансового результата от реализации услуг по основному виду деятельности убыточных организаций коммунального комплекса к доходам от реализации услуг по основному виду деятельности убыточных организаций коммунального комплекса области до 13,6 процента;

снижение доли убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства до 31,9 процента;

повышение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 45,2 процента;

увеличение доли частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры в общем объеме инвестиций в коммунальный сектор до 60,0 процента;

снижение количества встроенных газовых котельных, не отвечающих требованиям безопасности, до 46 единиц;
повышение уровня газификации населения области до 83,5 процента;

повышение доли фактически освещенных улиц в общей протяженности улиц населенных пунктов муниципальных образований области до 47,4 процента;

увеличение количества многоквартирных жилых домов, в которых завершены работы по повышению эксплуатационной надежности (реконструкции), до 6 единиц;

повышение количества муниципальных районов, в которых выполнены мероприятия по обеспечению резервными источниками электроснабжения объектов жизнеобеспечения, до 12 единиц

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за ходом реализации Программы осуществляют Правительство Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Данная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.

Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.

Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.

По многим муниципальным образованиям отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.

Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.

Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

В 2009 году, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (далее - Ростовстат), объем инвестиций в коммунальный сектор Ростовской области, освоенный крупными и средними организациями, составил 4865,9 млн. рублей, из них на долю внебюджетных средств (частных инвестиций) приходилось 2142,3 млн. рублей, или 44 процента.

Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 15,0 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.

В настоящее время в Ростовской области эксплуатируются 1 574 водопровода и отдельных водопроводных сетей, в том числе 1 440 (91,5 процента) - в сельской местности. Сельские водопроводы, как правило, небольшой производительности, имеют высокий уровень износа сетей и подают воду, 47 процентов которой не соответствует нормативам СанПиНа по качеству питьевой воды. Доля населенных пунктов области, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, в 2009 году составила 67,6 процента.

Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют более 40 процентов, а в ряде шахтерских городов достигают 60 процентов. Одним из последствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Для сравнения, в целом по Российской Федерации доля непроизводительных потерь воды, не приносящих прибыль, составляет 25 процентов от общего объема забора. Потери воды в сетях водоснабжения составляют, в среднем, 20 процентов от общего объема подачи воды в сеть.

Основными причинами высоких потерь воды являются изношенность сетей и отсутствие систем противоаварийной защиты.

В области по итогам 2009 года (данные Ростовстата) объем подачи воды насосными станциями 1-го подъема составил 482 млн. куб. метров, при этом их установленная производственная мощность составляет 4,2 млн. м(3)/сут., или 1 533 млн. м(3)/год. Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений - 1,7 млн. м(3)/сут., или 615 млн. м(3)/год. Пропуск воды через очистные сооружения водоснабжения за 2009 год составил 382 млн. м(3), в том числе нормативно очищенной - 358 млн. м(3).

Одиночное протяжение водопроводных сетей составляет:

водоводов - 5889,9 км, в том числе нуждающихся в замене - 2364,4 км (40 процентов);

уличной водопроводной сети - 15903,2 км, в том числе нуждающейся в замене - 8144,7 км (51 процент);

внутриквартальной и внутридворовой сети - 2523,8 км, в том числе нуждающейся в замене - 1059,6 км (42 процента).

В целом по Ростовской области 47,6 процента водопроводных сетей нуждаются в замене. По данным технической инвентаризации, на 1 января 2009 г. в Российской Федерации 30 процентов сетей водоснабжения и канализации требовали замены.

В 2009 году заменено 381,8 км водопроводных сетей, или 1,6 процента от общей протяженности, в том числе:

водоводов - 54,2 км;

уличной водопроводной сети - 295,9 км;

внутриквартальной и внутридворовой сети - 31,7 км.

Количество аварий и прорывов на объектах водоснабжения в области за последние годы увеличивается. В целом по области на трубопроводах систем водоснабжения, по данным мониторинга, в 2009 году оно составило 49 095 единиц (2 аварии на 1 км).

Централизованным водоснабжением охвачено 80,7 процента населения Ростовской области, в городах области - 91,9 процента, в сельской местности - 65,9 процента. Для сравнения, в Российской Федерации 22 процента населения не обеспечены услугами централизованного водоснабжения.

Количество сельских населенных пунктов, имеющих централизованное водоснабжение, составляет 1 288 - 56,8 процента от их общего числа.

Для питьевых целей более 7 процентов населения области используют воду из общественных и индивидуальных колодцев, качество воды из которых не отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде, по химическим и микробиологическим показателям.

В целом по области около 100 тыс. человек пользуются привозным водоснабжением, что не гарантирует эпидемиологической безопасности питьевой воды.

По состоянию на 1 января 2010 г. доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения области составляет 83,7 процента (данные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Роспотребнадзор).

Основными источниками водоснабжения в области по объему поднятой воды являются поверхностные источники - 80 процентов, на долю подземных источников приходится 20 процентов.

На территории Ростовской области, по данным Роспотребнадзора, сохраняется высокое химическое и особенно микробное загрязнение воды поверхностных водоемов в местах водозаборов, в черте населенных мест и зонах рекреаций. Степень микробиологического загрязнения воды в местах водозаборов ежегодно составляет от 26 до 40 процентов. В зонах рекреаций и черте населенных мест до 45 процентов проб воды не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям.

Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в области являются сброс неочищенных, недостаточно очищенных и не обеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, таловых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем.

В Ростовской области из 2282 населенных пунктов централизованные системы канализации есть только в 91 (4,4 процента), на территории которых размещаются 77 очистных сооружений канализации по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод. Санитарно-техническое состояние 40 процентов сооружений канализации является неудовлетворительным. Из 4563,6 км канализационных коллекторов и сетей 1676,3 км нуждаются в замене (36,7 процента). В 2009 году заменено 20,3 км канализационных сетей.

Обеззараживание сточных вод осуществляется на 40 (52 процента) из 77 очистных сооружений канализации, в основном хлорсодержащими реагентами.

В 2009 году, по данным Ростовстата, через канализационные системы пропущено всего сточных вод 207,8 млн. м(3), в том числе:

от населения - 119,7 млн. м(3);

от бюджето-финансируемых организаций - 18,1 млн. м(3);

от промышленных организаций - 40,0 млн. м(3).

Через очистные сооружения за 2009 год пропущено всего сточных вод 196,6 млн. м(3), в том числе на полную биологическую очистку (физико-химическую) 195,0 млн. м(3), из них: нормативно очищенной - 38,7 млн. м(3 )(20 процентов), недостаточно очищенной - 156,3 млн. м(3) (80 процентов).

Для сравнения, в Российской Федерации не проходят полную биологическую очистку 12,3 процента сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46,4 процента), одна треть канализационных сетей нуждается в замене.

В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Гуково, Красный Сулин, Пролетарск, Миллерово, Морозовск, Константиновск, Аксай, Сальск, в поселках Гигант Сальского района, Персиановский Октябрьского района, селе Песчанокопском, станице Обливской и других муниципальных образованиях области, что приводит к сбросу практически неочищенных и необеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязнению водоемов, почв и подземных вод.

В Ростовской области 89 организаций коммунального хозяйства применяют прямое хлорирование в обработке воды и стоков, при этом их эксплуатация относится к эксплуатации химически опасных объектов водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ). Более половины организаций перевозят баллоны с хлором автомобильным транспортом самостоятельно. Общий объем годового потребления хлора организациями коммунального комплекса области составляет 3249 тонн, суточный - 8,9 тонны, разрешенный 15-суточный запас хлора на объектах, использующих жидкий хлор, составляет 133,5 тонны.

Ужесточение требований к опасным производственным объектам, построенным в 50-60 годы XX века без учета задач по антитеррористической безопасности, вынуждает проводить дорогостоящую реконструкцию объектов, что приводит к значительному повышению стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). В перспективе развития систем коммунального комплекса в области необходимо отказаться от использования хлора в технологии обеззараживания воды и перейти к альтернативным технологиям. Такое решение позволит уйти от химически опасных производственных объектов, значительно снизить затраты на выполнение требований Правил безопасности при производстве и хранении хлора (далее - ПБХ), а главное - гарантировать безопасность населения.

К основным проблемам водоснабжения населения области и водоотведения можно отнести:

дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года для полива приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;

использование водоисточников и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям, без очистки и обеззараживания;

отсутствие зон санитарной охраны источников водоснабжения;

большинство разведанных участков месторождений подземных вод не востребовано из-за удаленности от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;

неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных сооружений и сетей, отсутствие в крупных городах развитой системы ливневой канализации, низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов канализационными системами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»