ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2012 года N 105
О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 01.11.2010 N 277
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства РО от 25.09.2013 N 603.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных на финансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры, Правительство Ростовской области
постановляет:
1. Внести в приложение к постановлению Администрации Ростовской области от 01.11.2010 N 277 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы" изменения, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Трифонова С.Ф.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю. Голубев
Постановление вносит
министерство жилищно-коммунального
хозяйства Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 15 февраля 2012 года N 105
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы"
ПАСПОРТ
Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы"
Наименование Программы | - | Областная долгосрочная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы" (далее - Программа) |
Основание | - | распоряжение Администрации Ростовской области от 12.08.2010 N 94 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2013 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство ЖКХ области) |
Государственные заказчики Программы | - | министерство промышленности и энергетики Ростовской области (далее - минпромэнерго Ростовской области); |
Разработчик Программы | - | министерство ЖКХ области |
Основная цель | - | создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Ростовской области, улучшение экологической ситуации |
Основные задачи | - | создание системы эффективного управления в коммунальном секторе; |
Сроки реализации Программы | - | 2011-2014 годы |
Структура Программы, основные мероприятия Программы | - | Структура Программы: |
Исполнители | - | министерство ЖКХ области; |
Объемы | - | 15685235,4 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | в результате реализации Программы планируется: |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляют Правительство Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Данная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
По многим муниципальным образованиям отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
В 2009 году, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (далее - Ростовстат), объем инвестиций в коммунальный сектор Ростовской области, освоенный крупными и средними организациями, составил 4865,9 млн. рублей, из них на долю внебюджетных средств (частных инвестиций) приходилось 2142,3 млн. рублей, или 44 процента.
Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 15,0 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.
В настоящее время в Ростовской области эксплуатируются 1 574 водопровода и отдельных водопроводных сетей, в том числе 1 440 (91,5 процента) - в сельской местности. Сельские водопроводы, как правило, небольшой производительности, имеют высокий уровень износа сетей и подают воду, 47 процентов которой не соответствует нормативам СанПиНа по качеству питьевой воды. Доля населенных пунктов области, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, в 2009 году составила 67,6 процента.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют более 40 процентов, а в ряде шахтерских городов достигают 60 процентов. Одним из последствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Для сравнения, в целом по Российской Федерации доля непроизводительных потерь воды, не приносящих прибыль, составляет 25 процентов от общего объема забора. Потери воды в сетях водоснабжения составляют, в среднем, 20 процентов от общего объема подачи воды в сеть.
Основными причинами высоких потерь воды являются изношенность сетей и отсутствие систем противоаварийной защиты.
В области по итогам 2009 года (данные Ростовстата) объем подачи воды насосными станциями 1-го подъема составил 482 млн. куб. метров, при этом их установленная производственная мощность составляет 4,2 млн. м(3)/сут., или 1 533 млн. м(3)/год. Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений - 1,7 млн. м(3)/сут., или 615 млн. м(3)/год. Пропуск воды через очистные сооружения водоснабжения за 2009 год составил 382 млн. м(3), в том числе нормативно очищенной - 358 млн. м(3).
Одиночное протяжение водопроводных сетей составляет:
водоводов - 5889,9 км, в том числе нуждающихся в замене - 2364,4 км (40 процентов);
уличной водопроводной сети - 15903,2 км, в том числе нуждающейся в замене - 8144,7 км (51 процент);
внутриквартальной и внутридворовой сети - 2523,8 км, в том числе нуждающейся в замене - 1059,6 км (42 процента).
В целом по Ростовской области 47,6 процента водопроводных сетей нуждаются в замене. По данным технической инвентаризации, на 1 января 2009 г. в Российской Федерации 30 процентов сетей водоснабжения и канализации требовали замены.
В 2009 году заменено 381,8 км водопроводных сетей, или 1,6 процента от общей протяженности, в том числе:
водоводов - 54,2 км;
уличной водопроводной сети - 295,9 км;
внутриквартальной и внутридворовой сети - 31,7 км.
Количество аварий и прорывов на объектах водоснабжения в области за последние годы увеличивается. В целом по области на трубопроводах систем водоснабжения, по данным мониторинга, в 2009 году оно составило 49 095 единиц (2 аварии на 1 км).
Централизованным водоснабжением охвачено 80,7 процента населения Ростовской области, в городах области - 91,9 процента, в сельской местности - 65,9 процента. Для сравнения, в Российской Федерации 22 процента населения не обеспечены услугами централизованного водоснабжения.
Количество сельских населенных пунктов, имеющих централизованное водоснабжение, составляет 1 288 - 56,8 процента от их общего числа.
Для питьевых целей более 7 процентов населения области используют воду из общественных и индивидуальных колодцев, качество воды из которых не отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде, по химическим и микробиологическим показателям.
В целом по области около 100 тыс. человек пользуются привозным водоснабжением, что не гарантирует эпидемиологической безопасности питьевой воды.
По состоянию на 1 января 2010 г. доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения области составляет 83,7 процента (данные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Роспотребнадзор).
Основными источниками водоснабжения в области по объему поднятой воды являются поверхностные источники - 80 процентов, на долю подземных источников приходится 20 процентов.
На территории Ростовской области, по данным Роспотребнадзора, сохраняется высокое химическое и особенно микробное загрязнение воды поверхностных водоемов в местах водозаборов, в черте населенных мест и зонах рекреаций. Степень микробиологического загрязнения воды в местах водозаборов ежегодно составляет от 26 до 40 процентов. В зонах рекреаций и черте населенных мест до 45 процентов проб воды не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям.
Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в области являются сброс неочищенных, недостаточно очищенных и не обеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, таловых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем.
В Ростовской области из 2282 населенных пунктов централизованные системы канализации есть только в 91 (4,4 процента), на территории которых размещаются 77 очистных сооружений канализации по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод. Санитарно-техническое состояние 40 процентов сооружений канализации является неудовлетворительным. Из 4563,6 км канализационных коллекторов и сетей 1676,3 км нуждаются в замене (36,7 процента). В 2009 году заменено 20,3 км канализационных сетей.
Обеззараживание сточных вод осуществляется на 40 (52 процента) из 77 очистных сооружений канализации, в основном хлорсодержащими реагентами.
В 2009 году, по данным Ростовстата, через канализационные системы пропущено всего сточных вод 207,8 млн. м(3), в том числе:
от населения - 119,7 млн. м(3);
от бюджето-финансируемых организаций - 18,1 млн. м(3);
от промышленных организаций - 40,0 млн. м(3).
Через очистные сооружения за 2009 год пропущено всего сточных вод 196,6 млн. м(3), в том числе на полную биологическую очистку (физико-химическую) 195,0 млн. м(3), из них: нормативно очищенной - 38,7 млн. м(3 )(20 процентов), недостаточно очищенной - 156,3 млн. м(3) (80 процентов).
Для сравнения, в Российской Федерации не проходят полную биологическую очистку 12,3 процента сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46,4 процента), одна треть канализационных сетей нуждается в замене.
В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Гуково, Красный Сулин, Пролетарск, Миллерово, Морозовск, Константиновск, Аксай, Сальск, в поселках Гигант Сальского района, Персиановский Октябрьского района, селе Песчанокопском, станице Обливской и других муниципальных образованиях области, что приводит к сбросу практически неочищенных и необеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязнению водоемов, почв и подземных вод.
В Ростовской области 89 организаций коммунального хозяйства применяют прямое хлорирование в обработке воды и стоков, при этом их эксплуатация относится к эксплуатации химически опасных объектов водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ). Более половины организаций перевозят баллоны с хлором автомобильным транспортом самостоятельно. Общий объем годового потребления хлора организациями коммунального комплекса области составляет 3249 тонн, суточный - 8,9 тонны, разрешенный 15-суточный запас хлора на объектах, использующих жидкий хлор, составляет 133,5 тонны.
Ужесточение требований к опасным производственным объектам, построенным в 50-60 годы XX века без учета задач по антитеррористической безопасности, вынуждает проводить дорогостоящую реконструкцию объектов, что приводит к значительному повышению стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). В перспективе развития систем коммунального комплекса в области необходимо отказаться от использования хлора в технологии обеззараживания воды и перейти к альтернативным технологиям. Такое решение позволит уйти от химически опасных производственных объектов, значительно снизить затраты на выполнение требований Правил безопасности при производстве и хранении хлора (далее - ПБХ), а главное - гарантировать безопасность населения.
К основным проблемам водоснабжения населения области и водоотведения можно отнести:
дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года для полива приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
использование водоисточников и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям, без очистки и обеззараживания;
отсутствие зон санитарной охраны источников водоснабжения;
большинство разведанных участков месторождений подземных вод не востребовано из-за удаленности от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных сооружений и сетей, отсутствие в крупных городах развитой системы ливневой канализации, низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов канализационными системами;