Транспорт является системообразующей отраслью, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры региона.
Тенденции развития экономики и социальной сферы Ростовской области, ее стратегические интересы являются обоснованной базой определения перспектив, стратегических целей и динамики развития транспортного комплекса Ростовской области. Экономическая специализация промышленности и сельского хозяйства, территориальная дифференциация социальных условий жизни обуславливают пространственные особенности функционирования транспорта региона, формируют специфику межрегиональных транспортных связей.
Основу для разработки долгосрочной стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области представляет анализ экономического и социального положения области и тенденций ее развития.
1.1. Социально-экономическое положение и тенденции развития Ростовской области
Ростовская область по численности проживающего населения, масштабу промышленного и сельскохозяйственного производства, научно-образовательному потенциалу является одним из лидирующих регионов в составе Южного федерального округа и Российской Федерации.
Выгодное территориальное и геополитическое положение Ростовской области на Юге России, благоприятные природно-климатические условия способствуют ее стабильному и динамичному развитию.
По объему и номенклатуре производства сельскохозяйственной продукции область является одним из лидеров, а по уровню промышленного развития входит в число 20 передовых субъектов Российской Федерации.
Численность населения Ростовской области на 1 января 2010 г. составила 4 229,5 тыс. человек или 30,8 процента от общей численности населения Южного федерального округа (далее - ЮФО). Плотность населения - 41,9 человека на 1 кв. км - позволяет охарактеризовать область как густонаселенную.
В состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, состоящих из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 18 городских поселений, 390 сельских поселений.
Административный центр Ростовской области - г. Ростов-на-Дону с населением свыше 1 млн. человек - крупный промышленный, культурный и научный центр, важный транспортный узел, является столицей Южного федерального округа.
Другие крупные города области: Таганрог - 257,6 тыс. человек; Шахты - 245,8 тыс. человек; Новочеркасск - 176,5 тыс. человек; Волгодонск - 169,0 тыс. человек; Новошахтинск - 113,9 тыс. человек; Батайск - 102,2 тыс. человек; Каменск-Шахтинский - 94,0 тыс. человек - создают прочную основу успешно развивающегося, экономически и социально, региона на Юге России.
Фактором, благоприятствующим социально-экономическому развитию области, является позиционирование г. Ростова-на-Дону в качестве "ядра" Ростовской агломерации с демографическим потенциалом до 2 млн. человек, формирующего крупнейший на юге страны локальный потребительский рынок, который концентрирует значительную часть научно-образовательного, индустриального и финансово-инвестиционного потенциала региона.
По объему валового продукта Ростовская область уверенно занимает второе место в ЮФО (после Краснодарского края), обеспечивая более 28 процентов валового регионального продукта округа.
Современный хозяйственный комплекс Ростовской области представлен сочетанием различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, производственной инфраструктуры и сферы услуг.
В структуре валового регионального продукта наибольший удельный вес занимают отрасли обрабатывающей промышленности, сфера торговли и ремонтных услуг, сельскохозяйственное производство, транспорт и связь, строительный комплекс.
Положительные сдвиги в хозяйственном комплексе области за последнее десятилетие, нашедшие свое выражение в значительном росте удельного веса сферы услуг, соответствуют современной прогрессивной тенденции развития мирового хозяйства.
Глобальный экономический кризис 2008 - 2010 годов не мог не оказать деструктивного влияния на динамику экономики области. Вместе с тем в качестве стратегической базы моделирования перспектив развития транспортного комплекса региона избран инновационный сценарий экономического развития Ростовской области, предполагающий уже в ближайшее время выход из кризиса на поступательную восходящую траекторию экономического роста.
Ростовская область выделяется мощным промышленным потенциалом не только в масштабе ЮФО, но и России в целом.
В структуре промышленности наибольший удельный вес занимают машиностроение, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика. Многие предприятия области имеют общероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителями отдельных видов продукции в стране.
По производству ряда видов промышленной продукции (зерноуборочные комбайны, тракторные культиваторы, паровые котлы, цинковые белила, магистральные электровозы, подсолнечное масло, швейные машины, тяжелое вертолетостроение, навигационные системы для судов, гидропланы) Ростовская область является российским лидером.
Особое место в структуре сельского хозяйства принадлежит агропромышленному комплексу. Ростовская область является зерново-животноводческим регионом с развитым производством подсолнечника, овощей и плодов. Несмотря на наличие проблем в отдельных секторах агропромышленного комплекса, тенденции развития сельскохозяйственного производства в Ростовской области носят умеренно позитивный характер и являются существенным фактором экономического развития области в рассматриваемой перспективе.
Ростовская область привлекательна для иностранных партнеров как стабильный и перспективный регион на Юге России и широко представлена во внешнеэкономических связях государства.
В течение последних лет Ростовская область признается одной из наиболее открытых и привлекательных для инвестиций российских территорий, входит в тройку регионов-лидеров России с наименьшим инвестиционным риском. На территории Ростовской области размещают свои предприятия крупнейшие международные компании: PepsiCo, Coca-Cola HBC Eurasia, Lafarge, AGC Flat Glass, Fonditel, Ball Corporation и др.
Обоснование перспективного развития транспортных потоков на территории Ростовской области проведено с учетом оценки социально-экономического положения и прогнозируемых тенденций развития внутриобластных экономических районов: Северного, Восточного, Юго-Восточного, Южного, Западного, Юго-Западного с выделением "точек роста" - муниципальных образований, имеющих ресурсный, трудовой и экономический потенциал для ускоренного развития.
Основными факторами, определяющими выбор точек роста, выступают: качественный уровень трудовых, минерально-сырьевых, топливно-энергетических и водных ресурсов, удобное транспортно-географическое положение, наличие рынка сбыта товаров.