Действующий

Об утверждении Комплекса мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы

Таблица N 3

N п/п

Наименование организации

Категория

1

2

3

1.

ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"

гарантирующие поставщики

2.

ООО "Донэнергосбыт"

3.

ООО "Русэнергосбыт"

независимые сбытовые компании

4.

ООО "Русэнергоресурс"

5.

ОАО "Нижноватомэнергосбыт"

6.

ООО "Мечел-Энерго"

7.

ООО "ЭПМ Энерго"

8.

ООО "Транснефтьсервис С"

9.

ОАО "Энергосбытовая компания "Восток"

10.

ОАО "Мосэнергосбыт"

11.

ООО "Энерголинк"

12.

ОАО "ЭМК-Атоммаш"

прочие субъекты ОРЭМ


Структура рынка позволяет сделать вывод о наличии специализации у продавцов, так как каждый из них занимает свою нишу - сегмент рынка. В частности, ряд продавцов специализируется на реализации энергии крупным промышленным потребителям, отдельные продавцы работают с уже сложившимся кругом потребителей - юридических лиц.

Услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям на территории Ростовской области осуществляют две крупные сетевые организации: филиал ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" и ОАО "Донэнерго", а также 29 мелких сетевых организаций. При этом ежегодно появляются новые мелкие сетевые компании. Так, в 2011 году появилось 5 новых сетевых компаний, которые увеличивают конечный рост тарифа на услуги по передаче электрической энергии в регионе (рост собственных расходов мелких сетевых компаний в 2011 году составил 103,46 процента, а с учетом появления новых сетевых компаний - 130,61 процента).

Одной из причин появления мелких сетевых организаций также является нежелание крупных сетевых компаний области ОАО "Донэнерго" и филиала ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" принимать на баланс бесхозяйные электрические сети, которые впоследствии приобретают другие организации и обращаются в Региональную службу по тарифам Ростовской области за получением тарифа, тем самым увеличивая его.

Основная провозглашенная цель реформирования электроэнергетики - привлечение частных инвестиций в модернизацию отрасли. Создание мелких сетевых компаний рассматривалось как один из вариантов привлечения частных инвестиций. Однако на практике дробление электросетевого комплекса и появление мелких территориальных сетевых организаций не привело к достижению поставленных целей и, более того, вызывает беспокойство с точки зрения энергобезопасности и надежности снабжения потребителей.

Большинство вновь образованных сетевых организаций осуществляют свою деятельность на арендованном оборудовании. В соответствии с договором аренды оборудования сетевым компаниям запрещается производить неотделимые улучшения, то есть данные компании априори не заинтересованы в инвестициях в отрасль.

В настоящее время на некоторых электростанциях Ростовской области для снижения тарифа на электрическую энергию, поставляемую станциями на оптовый рынок, ведется работа по передаче части имущества, участвующего в технологическом процессе производства электрической энергии, в аренду вновь образованным самими же предприятиями сетевым организациям. Таким образом владельцы данных предприятий пытаются получить тариф на услуги по передаче электрической энергии на регулируемом розничном рынке электроэнергии и стать более конкурентоспособными на оптовом рынке электрической энергии, который с 01.01.2011 стал нерегулируемым сектором электроэнергетической отрасли.

Характерным для данного рынка является наличие предприятий-лидеров, отсутствие продуктовой дифференциации, высокий уровень монополизации и стабильные покупательский спрос и объемы производства. Также имеет место вертикальная интеграция предприятий, цепочка "производство - распределение - техническое обслуживание".

Основными барьерами для входа на рынок производства и распределения электроэнергии являются:

высокий уровень концентрации рынка;

большой объем первоначальных инвестиций.

В качестве мероприятия по снижению барьеров входа в отрасль может быть:

разрыв цепочки вертикальной интеграции за счет привлечения малых предприятий на выполнение работ по техническому обслуживанию;

синхронизация инвестиционных программ сетевых организаций области с программами развития территорий, развитием промышленных зон и инвестиционных площадок.

Развитие конкуренции в области электроэнергетики (с учетом необходимости привлечения инвестиций в создание новой электроэнергетической инфраструктуры) может быть обеспечено за счет реализации следующих основных направлений:

создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электроэнергии на розничном рынке;

обеспечение для потребителей информационной открытости деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.