Действующий

Об утверждении Комплекса мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы


3.7. Жилищно-коммунальный комплекс


Продавцами на рынке являются компании, предоставляющие услуги по управлению эксплуатацией жилищного фонда: ТСЖ (товарищества собственников жилья), ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), УК (управляющие компании).

Конечными потребителями являются собственники жилья (население).

В настоящее время на рынке управления многоквартирными домами действует более 3300 хозяйствующих субъектов, в том числе управляющих организаций - 251, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов - 3104, что свидетельствует о развитости рынка. Большинство управляющих организаций (92,8 процента) являются коммерческими организациями, основанными на праве частной собственности. При этом в управлении коммерческими организациями находится 91,9 процента многоквартирных домов. Муниципальные предприятия и учреждения управляют 8,1 процента многоквартирных домов и их доля неуклонно снижается. Увеличивается доля многоквартирных домов, управляемых товариществами собственников жилья.

Крупнейшими управляющими компаниями в г.Ростове-на-Дону являются ООО "Управляющая организация "ЖКХ", ООО "ЖКХ", Группа УК "Лидер", ООО "УК ЖКХ "Пульс", ООО "УК "Филипп"; в г.Таганроге ООО УК "ЖЭУ" и МУП "ЖЭУ", в г.Каменске-Шахтинском лидирует ООО "УК Исток", в г.Новочеркасске - ООО "Жилремонт-5", в Белокалитвинском районе - ООО "Белокалитвинская УК".

Хозяйствующие субъекты, действующие на территории Ростовской области, к барьерам выхода на рынок относят:

неудовлетворительное техническое состояние жилищного фонда;

отсутствие общедомовых (коллективных) и квартирных (индивидуальных) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и технической документации на многоквартирные дома;

сложный механизм передачи многоквартирных домов от одной управляющей компании к другой, а также при смене собственниками способа управления многоквартирным домом;

высокий уровень дебиторской задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги;

наличие разногласий при формировании договорных отношений на оказание коммунальных услуг между исполнителями коммунальных услуг, ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирных домах;

отсутствие должного уровня осведомленности жителей о проводимых реформах жилищно-коммунального хозяйства и перечня организаций, возможных к выбору для управления многоквартирным домом;

пассивную позицию собственников жилых помещений при принятии решений о выборе способа управления многоквартирным домом;

изменяющееся законодательство в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном жилищном фонде.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам возможно при наличии у них задолженности, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, а поставщики услуг ограничивают поставку коммунальных услуг при наличии задолженности у управляющих компаний более двух месяцев, нарушая при этом права добросовестных плательщиков.

Мерами по развитию конкуренции на данном рынке могут стать:

повышение уровня информированности и юридической грамотности собственников жилья;

обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса;

участие потребителей в формировании требований к качеству услуг и цен на них;

стимулирование энергоэффективности, развитие рынка услуг управляющих и энергосервисных компаний;

внесение предложений по формированию системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала, стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса;

создание условий для привлечения к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений;

определение видов работ, обязательных для исполнения управляющими компаниями, и определение минимальной цены на эти услуги, выведение дополнительных работ в отдельный реестр;

создание саморегулируемых организаций с целью выработки единых стандартов работы, контроля добросовестности ее членов, урегулирования конфликта между управляющими компаниями и поставщиками ресурсов.