Переход на новые экономические отношения в системе здравоохранения является стратегически важной задачей в его реформировании и развитии. Только элементы реальной конкуренции могут значительно повысить эффективность здравоохранения, в том числе оптимизировать затраты бюджета и повысить качество предоставляемых услуг.
Создание условий конкуренции в системе здравоохранения, запуск механизмов квалифицированного соперничества между врачами, соперничества между медицинскими организациями в технологиях, в качестве и предсказуемости результатов медицинской помощи - основные задачи, без которых невозможны никакие изменения в существующем состоянии отечественного здравоохранения.
С каждым годом в Ростовской области расширяется конкурентное поле в здравоохранении.
Участниками конкуренции в системе здравоохранения Ростовской области являются учреждения здравоохранения различных форм собственности, частнопрактикующие врачи, страховые медицинские организации, реализующие программы обязательного и добровольного медицинского страхования, а также население области, делающее выбор в пользу тех или иных учреждений здравоохранения, страховых медицинских организаций, медицинских технологий и квалифицированных специалистов.
На 1 января 2011 года система государственного и муниципального здравоохранения области включает в себя 214 учреждений, в том числе: 92 больничных учреждения, 69 амбулаторно-поликлинических учреждений, 9 диспансеров, станцию скорой медицинской помощи, станцию переливания крови и др.
Конкуренция между учреждениями здравоохранения, работающими в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), складывается при реализации правила "деньги следуют за выбором пациента", то есть услуги оплачиваются в соответствии с местом их фактического оказания. Для привлечения клиентов лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ) расширяют набор оказываемых услуг, повышают качество предоставляемой медицинской помощи путем внедрения эффективных новых технологий и методик обследования и лечения, а также улучшают условия оказания медицинской помощи:
условия приема и содержания пациентов;
уровень развития материально-технической базы учреждения;
уровень квалификации медицинского персонала.
С принятием Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), положившего начало коренному реформированию здравоохранения в России, одновременно с функционированием сектора общественного здравоохранения, ориентированного на реализацию соответствующих конституционных гарантий, стал активно развиваться сектор предоставления медицинских услуг на платной основе.
Конкурентные отношения между государственными (муниципальными) ЛПУ в сфере оказания платных медицинских услуг связаны, прежде всего, с ценой и качеством оказываемых услуг. При этом при регулируемых ценах конкуренция больниц смещается в сторону качества оказываемой медицинской помощи.
Уровень предоставляемых услуг, профессионализм медицинского персонала имеет большое значение для создания репутации медицинского учреждения. Пациент, получивший соответствующее его ожиданиям и оценке качественное медицинское обслуживание, может сделать достаточно много для продвижения услуг и привлечения новых клиентов, что в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учреждения.
В условиях роста конкуренции медицинским учреждениям необходимо проводить оптимальную рекламную политику. Потенциальные потребители не всегда владеют информацией об услугах, оказываемых учреждениями, порядке и условиях их оказания.
На сегодняшний день, как правило, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения области, а также большинство негосударственных предприятий не проводят соответствующих рекламных кампаний.
Вместе с тем бурное развитие информационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети Интернет дает возможность учреждениям создавать собственные сайты и обеспечивать доступность информации об оказываемых услугах.
Закрепленное законодательством право пациента на выбор лечащего врача в государственном секторе здравоохранения создает предпосылки для конкуренции между врачами за пациентов.
Здоровая конкуренция между медицинскими работниками имеет место как в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, так и в частных медицинских учреждениях. Не секрет, что многие пациенты идут в учреждение к определенному врачу, профессионализм которого является гарантией оказания качественной медицинской помощи.
Учреждения, имеющие высококвалифицированный врачебный и средний медицинский персонал, умеющий работать на современном оборудовании и согласно новейшим методикам лечения, обладают существенным конкурентным преимуществом. В связи с этим развитие системы непрерывного обучения кадров является необходимым условием для создания конкурентоспособных, оказывающих качественную медицинскую помощь лечебных учреждений.
Помимо лечебно-профилактических учреждений субъектами конкуренции на рынке медицинских услуг являются и страховые организации, для которых основным объектом конкуренции является страховое поле, на котором действуют страховщики.
При страховании работающего населения действуют условия свободного выбора работодателями страховой компании. При выборе страховой компании работодатель руководствуется информацией о надежности компании, наборе медицинских услуг, предложениях по страховому полису и пр. Для привлечения новых клиентов страховщики предлагают новые услуги, создают условия для обеспечения качества медицинской помощи и т.д.
При страховании неработающего населения Администрация области проводит открытые конкурсы среди страховых медицинских организаций, которые позволяют снижать расходы бюджета за счет выбора страховых компаний с наименьшими расходами на ведение дела.
Альтернативой ОМС является добровольное медицинское страхование (далее - ДМС). Основными клиентами страховых компаний ДМС являются организации, оплачивающие медицинский полис для своих сотрудников. Продажа услуг ДМС для физических лиц в области недостаточно развита, в основном, из-за высокой стоимости полисов.
В качестве одного из механизмов формирования конкурентных отношений в сфере здравоохранения является привлечение к выполнению программы государственных гарантий медицинских учреждений различных форм собственности на принципах частно-государственного партнерства.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ростовской области на 2011 год включены: негосударственные учреждения здравоохранения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", федеральные государственные учреждения, федеральное государственное унитарное предприятие, медико-санитарные части УФСБ и ГУВД области и частные медицинские учреждения.
Очередным участником на рынке медицинских услуг Ростовской области является частный сектор, который представлен в основном медицинскими организациями, оказывающими узкоспециализированные услуги, хотя в настоящее время все большее распространение получает оказание ими медицинских услуг общего профиля.
Компаниями-лидерами на рынке частных медицинских услуг в настоящее время являются:
медицинский центр "Гиппократ";
медицинский центр "Альянс";