В целях обеспечения положительной динамики экономического развития региона через создание равных условий функционирования хозяйствующих субъектов Ростовской области в конкурентной борьбе, в соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р,
постановляю:
1. Утвердить Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы (далее - Комплекс мероприятий) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Руководителям областных органов исполнительной власти и структурных подразделений Администрации Ростовской области ежегодно, в срок до 1 марта, представлять в департамент инвестиций и предпринимательства области информацию об итогах реализации Комплекса мероприятий и степени достижения ожидаемых конечных результатов и целевых показателей развития конкуренции по курируемым направлениям.
3. Департаменту инвестиций и предпринимательства области:
3.1. Осуществлять мониторинг реализации Комплекса мероприятий.
3.2. Готовить ежегодно, в срок до 1 апреля, итоговый отчет о реализации Комплекса мероприятий и направлять его в Министерство экономического развития Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на министра экономического развития области Бартеньева В.П.
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю. Голубев
Постановление вносит
департамент инвестиций
и предпринимательства области
КОМПЛЕКС
мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы
Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых органами государственной власти Ростовской области в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности их деятельности, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.
Конкурентоспособность Ростовской области как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как:
наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;
способность органов исполнительной власти Ростовской области создать условия хозяйствующим субъектам для достижения и удержания конкурентного преимущества.
Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы (далее - Комплекс мероприятий) разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р в целях обеспечения положительной динамики экономического развития региона через создание равных условий функционирования хозяйствующих субъектов Ростовской области в конкурентной борьбе.
Данный комплекс мероприятий по развитию конкуренции сформирован исходя из реальной экономической ситуации в Ростовской области и экономических интересов участников рынка региона.
Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Комплекс мероприятий включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.
Поддержание конкурентной среды сегодня стало важной задачей государственного регулирования экономики.
Основная цель реализации настоящего Комплекса мероприятий - создание в регионе конкурентной среды во всех секторах жизнедеятельности, обеспечение участникам рынка равных условий в конкурентной борьбе, совершенствование системы мер по развитию конкурентной среды на приоритетных отраслевых рынках Ростовской области, расширение поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса путем выявления барьеров входа на отраслевые рынки, формирования предложений по их снижению для вновь создаваемых и расширяемых предприятий.
Основными направлениями мероприятий по развитию конкуренции на период до 2013 года являются:
общее улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов государственной власти Ростовской области и хозяйствующих субъектов;
реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики региона путем использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.
Основные задачи по развитию конкуренции:
сокращение административных барьеров, исключение фактов действий областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции;
внедрение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;
оптимизация государственного сектора экономики;
развитие государственного и муниципального заказа;
обеспечение прозрачности процедур распределения государственных (муниципальных) ресурсов;
повышение информационной прозрачности деятельности областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
внедрение процедуры экспертизы и предварительной оценки последствий принятия нормативных правовых актов, направленной на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;
развитие малого и среднего предпринимательства;
развитие межрегионального сотрудничества;
сокращение барьеров входа на рынок в разрезе отраслей;
усиление конкурентных преимуществ отдельных отраслей экономики области.
Развитие экономики области, ее конкурентоспособность основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура.
Ростовская область расположена на юго-западе Российской Федерации и занимает территорию площадью 100,9 тыс.кв.км. По территории области протекает Дон - одна из крупнейших рек Европы, с многочисленными рукавами и притоками.
Минеральное сырье включает группу топливно-энергетических ресурсов. Среди них каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит, самый лучший в мире по калорийности.
Рекреационные ресурсы представлены курортами локального значения для летнего отдыха с запасами высококачественных минеральных вод, а также широкими возможностями развития международного туризма.
В состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, состоящих из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 18 городских поселений, 390 сельских поселений.
Административный центр Ростовской области - город Ростов-на-Дону с населением свыше 1 млн. человек - крупный промышленный, культурный и научный центр, речной порт, важный транспортный узел, с 2002 года являющийся столицей Южного федерального округа.
Население области - 4404,013 тыс. человек (данные переписи 2002 года), более 2/3 которого - городские жители. Регион занимает 6 место в России по численности населения. Плотность населения - 43,6 чел. на 1 кв.км. По национальному составу 89,3 процента населения области составляют русские, 2,7 процента - украинцы, 2,5 процента - армяне, 0,6 процента - белорусы; в целом в области проживают представители более 150 национальностей и народностей. Трудоспособное население составляет около 70 процентов от общей численности. Уровень образования населения в экономически активном возрасте достаточно высок. Так, на 1000 человек среднее специальное образование имеют 300, среднее общее образование - 400, неполное среднее - 87, высшее - 190, незаконченное высшее - 12. Среднегодовая численность занятых в экономике составляет 1,75 млн. человек, в том числе на предприятиях негосударственного сектора - 1,2 млн. человек.
По темпам экономических преобразований последних лет и объемам выпуска товаров и услуг область занимает одну из ведущих позиций, как в Южном федеральном округе, так и в России в целом.
В 2010 году в экономике области сохранены устойчивые темпы развития, причем эти темпы выше, чем в России. Темп роста валового регионального продукта в 2010 году к уровню 2006 года составил 117,6 процента при 110 процентах роста в среднем по России.
Для усиления конкурентных преимуществ Ростовской области в период 2011-2013 годов потребуются очень серьезные вложения в развитие инфраструктуры региона. Масштабная газификация, реконструкция и строительство объектов водоснабжения, наращивание транспортного и энергетического потенциала области - на эти цели намечается привлечь значительные государственные средства. Рост инвестиций на создание инженерно-транспортной инфраструктуры на территории Ростовской области во многом обусловлен организацией рекреационной, промышленных зон.
Развитие конкурентной среды невозможно без реализации инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для региона.
Для активного привлечения инвестиций в Ростовской области создана комплексная законодательная база.
В соответствии с Областным законом от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области" сформирован механизм поддержки крупных организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Ростовской области. Организациям, реализующим инвестпроекты, предоставляются льготы по налогам, субсидии в целях возмещения затрат (расходов) по уплате процентов по кредитам коммерческих банков. В целях повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области перечень предоставляемых преференций в 2011 году расширен.
Одной из возможностей активизации инвестиционной деятельности является реализация инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства.
В соответствии с Областным законом от 22.07.2010 N 448-ЗС "Об основах государственно-частного партнерства" и постановлением Администрации области от 04.02.2011 N 43 "О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области" объявлен конкурсный отбор участников для заключения соглашений об участии сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области.
В настоящее время формируется база муниципальных инвестиционных площадок, в которую вошли 72 площадки производственного и производственно-коммунального назначения. Данная база будет находиться в открытом доступе для потенциальных инвесторов. Такая мера значительно снизит административные барьеры в связи с сокращением многочисленных процедур согласований, связанных с приобретением инвесторами земельных участков.
В целях оперативного решения проблемных вопросов в части устранения административных барьеров формируется перечень "100 губернаторских инвестиционных проектов", реализация которых будет находиться на личном контроле Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области.
На первом этапе в проект перечня включено 60 перспективных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 149,95 млрд. руб., реализация которых позволит к 2015 году создать 17223 новых рабочих места.
Кроме того, в проект перечня включено 28 проектов (стоимостью свыше 100 млн.руб. каждый), финансируемых из бюджетов всех уровней в рамках долгосрочных, областных и муниципальных программ в объеме 151,7 млрд.руб.
Серьезным инструментом привлечения инвестиций в субъекты малого и среднего бизнеса стала созданная в Ростовской области Некоммерческая организация "Гарантийный фонд Ростовской области" (далее - Гарантийный фонд). Объем капитализации Гарантийного фонда составляет 688300 тыс. рублей (в том числе 538300 тыс. рублей направлено из средств федерального бюджета). Лимит поручительств - 1001,5 тыс. рублей.
Гарантийный фонд предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, у которых недостаточно собственного залогового обеспечения для привлечения кредита. Максимальный объем поручительства - 70 процентов от размера обязательств заемщика, но не более 20 млн. рублей.
Наряду с прямыми формами поддержки, важными направлениями работы являются имущественная поддержка (льготная приватизация государственного и муниципального имущества, установление понижающих коэффициентов по арендной плате, формирование и использование перечней имущества, предназначенных для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса) и организационная поддержка, которая включает в себя работу муниципальных советов по предпринимательству и межведомственных комиссий по устранению барьеров, участие бизнеса в принятии важных решений, внедрение механизмов получения документов по типу "одного окна".
В 2011 году приоритетными мерами поддержки в Ростовской области стали меры, направленные на создание и развитие институтов поддержки бизнеса. Реализуются мероприятия по созданию Фонда содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, планируется, что этот институт будет работать на принципах венчурного финансирования.
Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области предполагает анализ состояния конкуренции в приоритетных для региона сферах деятельности, в том числе:
агропромышленный комплекс:
рынок переработки зерновых и масличных культур;
рынок плодоовощной и консервной продукции;
рынок молока и молочной продукции;
рынок мясной продукции;
производство товарной рыбы (аквакультура);
розничная торговля;
розничная реализация нефтепродуктов;
фармацевтический рынок;
здравоохранение;
строительство:
рынок строительства жилья;