АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2011 года N 571


Об утверждении Комплекса мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы



В целях обеспечения положительной динамики экономического развития региона через создание равных условий функционирования хозяйствующих субъектов Ростовской области в конкурентной борьбе, в соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р,


постановляю:

1. Утвердить Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы (далее - Комплекс мероприятий) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Руководителям областных органов исполнительной власти и структурных подразделений Администрации Ростовской области ежегодно, в срок до 1 марта, представлять в департамент инвестиций и предпринимательства области информацию об итогах реализации Комплекса мероприятий и степени достижения ожидаемых конечных результатов и целевых показателей развития конкуренции по курируемым направлениям.

3. Департаменту инвестиций и предпринимательства области:

3.1. Осуществлять мониторинг реализации Комплекса мероприятий.

3.2. Готовить ежегодно, в срок до 1 апреля, итоговый отчет о реализации Комплекса мероприятий и направлять его в Министерство экономического развития Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на министра экономического развития области Бартеньева В.П.

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю. Голубев


Постановление вносит
департамент инвестиций
и предпринимательства области


Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 1 сентября 2011 года N 571


КОМПЛЕКС
мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы

1. Общие положения


Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых органами государственной власти Ростовской области в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности их деятельности, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

Конкурентоспособность Ростовской области как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как:

наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;

способность органов исполнительной власти Ростовской области создать условия хозяйствующим субъектам для достижения и удержания конкурентного преимущества.

Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы (далее - Комплекс мероприятий) разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р в целях обеспечения положительной динамики экономического развития региона через создание равных условий функционирования хозяйствующих субъектов Ростовской области в конкурентной борьбе.

Данный комплекс мероприятий по развитию конкуренции сформирован исходя из реальной экономической ситуации в Ростовской области и экономических интересов участников рынка региона.

2. Основные задачи по развитию конкуренции


Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Комплекс мероприятий включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.

Поддержание конкурентной среды сегодня стало важной задачей государственного регулирования экономики.

Основная цель реализации настоящего Комплекса мероприятий - создание в регионе конкурентной среды во всех секторах жизнедеятельности, обеспечение участникам рынка равных условий в конкурентной борьбе, совершенствование системы мер по развитию конкурентной среды на приоритетных отраслевых рынках Ростовской области, расширение поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса путем выявления барьеров входа на отраслевые рынки, формирования предложений по их снижению для вновь создаваемых и расширяемых предприятий.

Основными направлениями мероприятий по развитию конкуренции на период до 2013 года являются:

общее улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;

повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов государственной власти Ростовской области и хозяйствующих субъектов;

реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики региона путем использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Основные задачи по развитию конкуренции:

сокращение административных барьеров, исключение фактов действий областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции;

внедрение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;

оптимизация государственного сектора экономики;

развитие государственного и муниципального заказа;

обеспечение прозрачности процедур распределения государственных (муниципальных) ресурсов;

повышение информационной прозрачности деятельности областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

внедрение процедуры экспертизы и предварительной оценки последствий принятия нормативных правовых актов, направленной на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;

развитие малого и среднего предпринимательства;

развитие межрегионального сотрудничества;

сокращение барьеров входа на рынок в разрезе отраслей;

усиление конкурентных преимуществ отдельных отраслей экономики области.

3. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках. Анализ участников рынка


Развитие экономики области, ее конкурентоспособность основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура.

Ростовская область расположена на юго-западе Российской Федерации и занимает территорию площадью 100,9 тыс.кв.км. По территории области протекает Дон - одна из крупнейших рек Европы, с многочисленными рукавами и притоками.

Минеральное сырье включает группу топливно-энергетических ресурсов. Среди них каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит, самый лучший в мире по калорийности.

Рекреационные ресурсы представлены курортами локального значения для летнего отдыха с запасами высококачественных минеральных вод, а также широкими возможностями развития международного туризма.

В состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, состоящих из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 18 городских поселений, 390 сельских поселений.

Административный центр Ростовской области - город Ростов-на-Дону с населением свыше 1 млн. человек - крупный промышленный, культурный и научный центр, речной порт, важный транспортный узел, с 2002 года являющийся столицей Южного федерального округа.

Население области - 4404,013 тыс. человек (данные переписи 2002 года), более 2/3 которого - городские жители. Регион занимает 6 место в России по численности населения. Плотность населения - 43,6 чел. на 1 кв.км. По национальному составу 89,3 процента населения области составляют русские, 2,7 процента - украинцы, 2,5 процента - армяне, 0,6 процента - белорусы; в целом в области проживают представители более 150 национальностей и народностей. Трудоспособное население составляет около 70 процентов от общей численности. Уровень образования населения в экономически активном возрасте достаточно высок. Так, на 1000 человек среднее специальное образование имеют 300, среднее общее образование - 400, неполное среднее - 87, высшее - 190, незаконченное высшее - 12. Среднегодовая численность занятых в экономике составляет 1,75 млн. человек, в том числе на предприятиях негосударственного сектора - 1,2 млн. человек.

По темпам экономических преобразований последних лет и объемам выпуска товаров и услуг область занимает одну из ведущих позиций, как в Южном федеральном округе, так и в России в целом.

В 2010 году в экономике области сохранены устойчивые темпы развития, причем эти темпы выше, чем в России. Темп роста валового регионального продукта в 2010 году к уровню 2006 года составил 117,6 процента при 110 процентах роста в среднем по России.

Для усиления конкурентных преимуществ Ростовской области в период 2011-2013 годов потребуются очень серьезные вложения в развитие инфраструктуры региона. Масштабная газификация, реконструкция и строительство объектов водоснабжения, наращивание транспортного и энергетического потенциала области - на эти цели намечается привлечь значительные государственные средства. Рост инвестиций на создание инженерно-транспортной инфраструктуры на территории Ростовской области во многом обусловлен организацией рекреационной, промышленных зон.

Развитие конкурентной среды невозможно без реализации инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для региона.

Для активного привлечения инвестиций в Ростовской области создана комплексная законодательная база.

В соответствии с Областным законом от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области" сформирован механизм поддержки крупных организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Ростовской области. Организациям, реализующим инвестпроекты, предоставляются льготы по налогам, субсидии в целях возмещения затрат (расходов) по уплате процентов по кредитам коммерческих банков. В целях повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области перечень предоставляемых преференций в 2011 году расширен.

Одной из возможностей активизации инвестиционной деятельности является реализация инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства.

В соответствии с Областным законом от 22.07.2010 N 448-ЗС "Об основах государственно-частного партнерства" и постановлением Администрации области от 04.02.2011 N 43 "О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области" объявлен конкурсный отбор участников для заключения соглашений об участии сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области.

В настоящее время формируется база муниципальных инвестиционных площадок, в которую вошли 72 площадки производственного и производственно-коммунального назначения. Данная база будет находиться в открытом доступе для потенциальных инвесторов. Такая мера значительно снизит административные барьеры в связи с сокращением многочисленных процедур согласований, связанных с приобретением инвесторами земельных участков.

В целях оперативного решения проблемных вопросов в части устранения административных барьеров формируется перечень "100 губернаторских инвестиционных проектов", реализация которых будет находиться на личном контроле Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области.

На первом этапе в проект перечня включено 60 перспективных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 149,95 млрд. руб., реализация которых позволит к 2015 году создать 17223 новых рабочих места.

Кроме того, в проект перечня включено 28 проектов (стоимостью свыше 100 млн.руб. каждый), финансируемых из бюджетов всех уровней в рамках долгосрочных, областных и муниципальных программ в объеме 151,7 млрд.руб.

Серьезным инструментом привлечения инвестиций в субъекты малого и среднего бизнеса стала созданная в Ростовской области Некоммерческая организация "Гарантийный фонд Ростовской области" (далее - Гарантийный фонд). Объем капитализации Гарантийного фонда составляет 688300 тыс. рублей (в том числе 538300 тыс. рублей направлено из средств федерального бюджета). Лимит поручительств - 1001,5 тыс. рублей.

Гарантийный фонд предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, у которых недостаточно собственного залогового обеспечения для привлечения кредита. Максимальный объем поручительства - 70 процентов от размера обязательств заемщика, но не более 20 млн. рублей.

Наряду с прямыми формами поддержки, важными направлениями работы являются имущественная поддержка (льготная приватизация государственного и муниципального имущества, установление понижающих коэффициентов по арендной плате, формирование и использование перечней имущества, предназначенных для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса) и организационная поддержка, которая включает в себя работу муниципальных советов по предпринимательству и межведомственных комиссий по устранению барьеров, участие бизнеса в принятии важных решений, внедрение механизмов получения документов по типу "одного окна".

В 2011 году приоритетными мерами поддержки в Ростовской области стали меры, направленные на создание и развитие институтов поддержки бизнеса. Реализуются мероприятия по созданию Фонда содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, планируется, что этот институт будет работать на принципах венчурного финансирования.

Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области предполагает анализ состояния конкуренции в приоритетных для региона сферах деятельности, в том числе:

агропромышленный комплекс:

рынок переработки зерновых и масличных культур;

рынок плодоовощной и консервной продукции;

рынок молока и молочной продукции;

рынок мясной продукции;

производство товарной рыбы (аквакультура);

розничная торговля;

розничная реализация нефтепродуктов;

фармацевтический рынок;

здравоохранение;

строительство:

рынок строительства жилья;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»