Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2011 года N 443


Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РО от 12.02.2015 N 89.
____________________________________________________________________



В целях модернизации системы общего образования Ростовской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2011 N 1064-р

постановляю:

1. Утвердить Комплекс мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Бондарева С.Б.      

  

   
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю. Голубев


Постановление вносит

министерство общего

и профессионального

образования области


Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 11 июля 2011 года N 443


КОМПЛЕКС МЕР
по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году

Комплекс мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году (далее - Комплекс мер) разработан в соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 04.04.2011 N 11, пункт 3), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.06.2011 N 1064-р, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2011 N 2005 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436".

В настоящее время система общего образования Ростовской области включает 1245 общеобразовательных учреждений, в том числе: 1118 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений, 17 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад, 44 вечерних сменных школы, 13 общеобразовательных школ-интернатов, 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (26 коррекционных школ-интернатов и 4 специальных коррекционных школы), 1 специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, 2 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих общеобразовательные программы, 5 оздоровительных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторных школ-интернатов, 15 негосударственных общеобразовательных учреждений.

Основные приоритеты развития системы общего образования Ростовской области определяются на региональном уровне Областной долгосрочной целевой программой "Развитие образования в Ростовской области на 2010-2013 годы" (утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 27.11.2009 N 625), планом действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", на период 2011-2015 годов. Определенные названными документами направления включают:

обеспечение государственных гарантий доступности качественного общего образования;

создание условий для повышения качества общего образования;

формирование эффективных экономических отношений в образовании;

обеспечение региональной системы образования высококвалифицированными кадрами;

управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

В течение ряда лет наблюдается тенденция сокращения численности обучающихся, что влияет на процессы реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений. За последние 3 года численность обучающихся в сельских школах снизилась более чем на 6 тыс. человек, в ходе проведения мероприятий по оптимизации сети число муниципальных общеобразовательных учреждений сокращено на 72 единицы, в том числе сельских школ - на 36.

В результате проведенного анализа применения нормативов подушевого финансирования для муниципальных общеобразовательных учреждений области, введенных в Ростовской области с 2008 года, в 2009 году были выявлены проблемы недостаточного финансового обеспечения малокомплектных (малочисленных) сельских школ.

С целью обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории Ростовской области в Областном законе "Об образовании в Ростовской области" введено понятие "Малокомплектные сельские общеобразовательные учреждения"(Областной закон от 29.07.2009 N 272-ЗС).

Одновременно были внесены изменения в Областной закон от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" в части установления норматива финансового обеспечения на 1 класс-комплект общеобразовательных учреждений, являющихся малокомплектными сельскими и рассматриваемыми в качестве таковых.

В 2010-2011 учебном году в Ростовской области функционировали 333 малокомплектные школы, что составляет 45 процентов от общего числа сельских школ, в которых обучается 24 тыс. человек (18 процентов от общего количества обучающихся в сельских школах).

Объем денежных средств, предусмотренный Областным законом от 08.12.2010 N 516-ЗС "Об областном бюджете на 2011 год" на 2011 год для финансирования малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых школ, в рамках субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования составил 1221,1 млн. рублей.

В целях создания равных условий для получения качественного общего образования детьми области независимо от места проживания осуществляется подвоз обучающихся II и III ступени из малокомплектных сельских школ к опорным школам, в которых концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы.

1124 автобуса поставлено в муниципальные районы области за период с 1999 по 2010 годы. В текущем году 806 школьных автобусов подвозят более 33 тыс. детей к 553 опорным общеобразовательным учреждениям по 1164 школьным маршрутам. 180 школьных автобусов приобретено в 2010 году за счет средств федерального и областного бюджетов, произведена замена 47,4 процента школьных автобусов, не соответствующих требованиям безопасной перевозки детей.

В рамках реализации направления приоритетного национального проекта "Образование" "Оснащение общеобразовательных учреждений учебно-наглядными пособиями и оборудованием" в 2006-2008 годах в общеобразовательные учреждения Ростовской области поставлен 1341 комплект учебного оборудования, в том числе за счет средств федерального бюджета - 911 комплектов, за счет средств областного бюджета - 430.

В приоритетном порядке современное оборудование для оснащения учебных кабинетов поставлено в опорные школы, что создало условия для получения качественного образования детьми независимо от места проживания.

По 1 млн. рублей в 2006-2008 годах в качестве господдержки получили 267 школ области. Данные средства были направлены на приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию материально-технической базы, а также на повышение квалификации учителей данных общеобразовательных учреждений.

В общеобразовательных учреждениях области развивается информационно-технологическая инфраструктура. Всего в школах области насчитывается более 24 тыс. единиц компьютерной техники, используемых в учебном процессе. В результате нагрузка на 1 компьютер к 2010 году в среднем по области снизилась до 13,5 учащихся.

На развитие информационно-технологической инфраструктуры учреждений общего образования в Областной долгосрочной целевой программе "Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2013 годы" заложены средства в объеме 538,8 млн. рублей на закупку компьютерного оборудования и программного обеспечения, в том числе на 2011 год - 188,7 млн. рублей.

Все школы области в рамках национального проекта подключены к сети Интернет. Средства на оплату трафика общеобразовательных учреждений предусмотрены в бюджете области в полном объеме в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2013 годы" (116,3 млн. рублей, в том числе 43,3 млн. рублей - 2011 год).

В 140 школах области реализуется профильное обучение, связанное с информационными технологиями. 96 процентов общеобразовательных учреждений активно используют в учебном процессе электронные образовательные ресурсы по основным предметам, 56 процентов - для автоматизации процессов управления. Около 10,7 тыс. учителей прошли повышение квалификации и переподготовку в сфере использования информационных технологий за последние 3 года.

1086 общеобразовательных учреждений имеют спортивные залы. В общеобразовательных учреждениях действуют 686 медицинских кабинетов, из них 264 имеют лицензию на право ведения медицинской деятельности.

В 2008 году Ростовская область (г.Таганрог) вошла в число 14 субъектов, в 2009 году - в число 21 субъекта, ставших победителями конкурсного отбора экспериментальных проектов по совершенствованию организации школьного питания, проводимого в рамках приоритетного национального проекта "Образование". На реализацию проекта в 2008-2009 годах направлено 131,0 млн. рублей из различных источников: из федерального бюджета - 55,7 млн. рублей, областного - 28,1 млн. рублей, муниципального - 47,2 млн. рублей. Средства направлены на ремонт и переоборудование пищеблоков, оснащение современным оборудованием и мебелью обеденных залов 34 общеобразовательных учреждений, на организацию рационального питания школьников. В ходе реконструкций школьных пищеблоков были выделены дополнительные помещения, в результате получен прирост 130 посадочных мест. Создана инфраструктура для обеспечения качественным горячим питанием  22,5 тыс. учащихся школ г.Таганрога (92 процента). Достигнуто 100-процентное соответствие современным требованиям к организации питания школьников всех школьных столовых города за счет полного технологического переоснащения, изменения режима, форм и методов работы персонала.

В 2010 году в рамках трансляции опыта г.Таганрога по реализации эксперимента в рамках приоритетного национального проекта "Образование" по совершенствованию школьного питания капитально отремонтированы и переоснащены столовые и буфеты в 7 общеобразовательных учреждениях г.Ростова-на-Дону, из бюджета города на эти цели выделено 37,1 млн. рублей (2009 год - в 14 учреждениях, выделено 80,5 млн. рублей).

Ростовская область в составе 14 субъектов Российской Федерации принимала участие с 1 сентября 2008 года в апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. На базе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования сформирован Региональный центр по апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. С 1 сентября 2010 года 305 школ области  (26,9 процента от общего числа) приступили к внедрению новых стандартов в 657 первых классах, в которых обучаются более 14,8 тыс. учащихся, а всего по стандартам начального образования в 1-3 классах области обучаются более  21,7 тыс. детей. С 1 сентября 2011 года стандарт будет введен в 100 процентах общеобразовательных учреждений области.

Важной задачей регионального образования является создание условий непрерывности профессионального развития педагогов. Реализация этой задачи решается средствами оптимизации и качественного усовершенствования инфраструктуры сети методической поддержки педагога и формирования культуры его инновационного поведения. В Ростовской области при поддержке научных школ Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, педагогического института Южного федерального университета организована работа 212 инновационных площадок по актуальным направлениям повышения качества регионального образования, на которых разрабатываются перспективные модели развития школы; адресная помощь педагогам обеспечивается в условиях сетевого взаимодействия: с апреля 2010 года педагогами Ростовской области создано 32 сообщества, 4 ассоциации: учителей русского языка и литературы, математики, физики, истории, которые позволяют включать широкую общественность в процесс обсуждения актуальных проблем образования.

Конкурсным движением охвачено более 1000 человек ежегодно, среди них участники приоритетного национального проекта "Образование", "Учитель года Дона", "Сердце отдаю детям" и др.

Удельный вес численности педагогических работников в 2010-2011 учебном году, прошедших курсы повышения квалификации, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений составил 24,11 процента, в том числе по персонифицированной модели повышения квалификации - 1,25 процента.

Планомерно осуществляется повышение заработной платы работников образования. Введение новой (отраслевой) системы оплаты труда позволило повысить материальное обеспечение работников образования, в том числе учительского корпуса. В среднем размер заработной платы работников увеличился на 25-30 процентов, в основном за счет расширения перечня и увеличения размера выплат стимулирующего характера, которые в среднем составляют около 24 процентов. В I квартале 2011 г. средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений составила 12112 руб. в месяц.

В рамках реализации мероприятия приоритетного национального проекта "Образование" "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" созданы условия для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении на дому.

Функционирует центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором 209 детей-инвалидов получают полноценное общее образование с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет индивидуально или в малых группах (до 3 человек).

В 92,4 процента школ области действуют органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, 32,5 процента школ имеют управляющие советы, 69,9 процента школ имеют свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет.

1177 общеобразовательных учреждений Ростовской области участвуют в проведении общероссийского электронного мониторинга по внедрению новых финансовых механизмов в образовании.

100 процентов общеобразовательных учреждений Ростовской области участвуют в проведения общероссийского электронного мониторинга по показателям реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и обеспечении контроля их достижения посредством осуществления комплексного электронного мониторинга всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации с использованием электронного паспорта образовательного учреждения.

Удельный вес числа общеобразовательных учреждений, которые ежегодно представляют общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения, составил в 2010 году 80,15 процента, в том числе при наличии технической возможности размещенный в сети Интернет - 45,2 процента от общего числа.

В Ростовской области осуществляется комплекс мер, предусмотренных Областной долгосрочной целевой программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года (утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 16.09.2010 N 186).

Система общего образования Ростовской области характеризуется стабильно высокими качественными результатами, которые соотносятся со среднероссийскими показателями.

Вместе с тем системе образования в Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы и противоречия, тормозящие процесс модернизации системы общего образования. В основном это связано с дефицитом финансовых средств на комплексное переоснащение учебного и учебно-наглядного оборудования общеобразовательных учреждений, осуществление капитального ремонта, в том числе на ликвидацию аварийности школ, оборудование спортивных залов и медицинских кабинетов, совершенствование организации школьного питания, внедрение действенных механизмов привлечения молодых педагогов в общеобразовательные учреждения и повышение кадрового потенциала отрасли.

1. Цель и задачи Комплекса мер  


Цель: ускорение процессов модернизации общего образования для повышения качества общего образования, соответствующего стратегическим ориентирам национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Задачи:

повышение заработной платы учителей;

обеспечение условий обучения, соответствующих современным требованиям;

развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений;

улучшение оснащенности кабинетов начальных классов общеобразовательных учреждений современным учебным, учебно-наглядным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к условиям образовательной деятельности;

создание в общеобразовательных учреждениях комфортных условий, обеспечивающих всем школьникам гарантии безопасности;

повышение квалификации педагогических кадров, в том числе в части использования компетентного подхода для реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и использования информационно-коммуникационных технологий;

апробация нового порядка аттестации педагогических работников для получения в установленном порядке первой, высшей квалификационной категорий и подтверждения соответствия занимаемой должности;

разработка механизма привлечения перспективных молодых учителей для работы в школах, в которых востребованы педагогические кадры;

модернизация базовых общеобразовательных учреждений.

2. Механизм и источники реализации Комплекса мер


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»