Недействующий

О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 16.09.2010 N 186

Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 22 декабря 2010 года N 405

ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в постановление Администрации Ростовской области от 16.09.2010 N 186 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года"


1. В пункте 1 слова “согласно приложению” заменить словами “согласно приложению N 1”.

2. Пункт 2 изложить в редакции:

“2. Утвердить Методику оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года согласно приложению N 2.”.

3. Пункт 3 изложить в редакции:

“3. Министерству финансов области (Сверчкова Н.И.) при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать ассигнования на реализацию Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года.”.

4. Приложение изложить в редакции:

“Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 16 сентября 2010 года N 186


ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года


ПАСПОРТ
Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года



Наименование Программы

     -

Областная долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

распоряжение Администрации Ростовской области
от 09.04.2010 N 89 “О разработке Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года”

Государственный заказчик Программы

-

министерство промышленности и энергетики Ростовской области

Разработчик Программы

-

федеральное государственное учреждение “Российское энергетическое агентство” Министерства энергетики Российской Федерации

Основные цели Программы

-

улучшение качества жизни населения области за счет перехода экономики Ростовской области, бюджетной и коммунальной сфер на энергосберегающий путь развития и рационального использования ресурсов при их производстве, передаче и потреблении;

расширение путей реализации государственной и региональной политики энергосбережения, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года;

обеспечение повышения энергетической эффективности на территории области за счет организации процесса комплексного энергосбережения

Основные задачи Программы

-

обновление основных производственных фондов экономики области на базе новых ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем учета;

сокращение в сопоставимых условиях расходов областного бюджета на оплату коммунальных услуг;

снижение удельных показателей потребления топлива и энергоресурсов при производстве энергоемких видов продукции, а также в общественных и жилых зданиях;

повышение уровня ответственности за неэффективную деятельность по использованию энергоресурсов;


предоставление за счет областного бюджета субсидий организациям области на возмещение части их затрат по уплате процентов по банковским кредитам на покупку, разработку, применение энергосберегающих материалов или оборудования, а также на возмещение части затрат на приобретение основных средств для производства энергосберегающего оборудования или материалов;

наращивание темпов комплексного оснащения зданий средствами инструментального учета, контроля и автоматического регулирования энергоносителей;

совершенствование и повышение достоверности статистического учета и отчетности по производству, передаче и потреблению энергетических ресурсов;

концентрация ресурсов на работах по ремонту объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры области;

осуществление в бюджетной сфере области расчетов за потребление энергоресурсов по приборам учета;

обеспечение в бюджетной сфере области проведения обязательных энергетических обследований зданий;

обеспечение в бюджетной сфере области замены ламп накаливания на энергосберегающие, в том числе не менее 30 процентов от объема на основе светодиодов;

развитие рынка энергосервисных услуг и услуг по проведению энергоаудита на территории области;

популяризация применения мер по энергосбережению;

создание условий по привлечению внебюджетных источников для финансирования мер энергосбережения

Сроки реализации Программы

-

2010-2020 годы

Структура программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий

-

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели.

Раздел III. Система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение областной долгосрочной целевой программы, с перечнем мероприятий с разбивкой по годам, источникам и направлениям финансирования.

Раздел IV. Нормативное обеспечение.

Раздел V. Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль за ходом ее реализации.

Раздел VI. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы.

Программа включает следующие подпрограммы:

1. Подпрограмма “Энергосбережение в областных бюджетных учреждениях”.

2. Подпрограмма “Энергосбережение в коммунальном хозяйстве области”.

3. Подпрограмма “Энергосбережение в жилищном фонде области".

4. Подпрограмма “Энергосбережение в производстве и передаче энергоресурсов”.

5. Подпрограмма “Энергосбережение в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве”.

6. Подпрограмма “Расширение использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива в энергопотреблении области”

Исполнители Программы

-

органы исполнительной власти Ростовской области:

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; министерство культуры Ростовской области; министерство труда и социального развития Ростовской области; министерство здравоохранения Ростовской области; министерство общего и профессионального образования Ростовской области; министерство промышленности и энергетики Ростовской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области; министерство транспорта Ростовской области; комитет по управлению архивным делом Администрации Ростовской области; комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области; департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области; департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области; департамент лесного хозяйства Ростовской области; департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области; департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области; департамент печати и информации Ростовской области; государственная жилищная инспекция Ростовской области.

Государственное учреждение “Служба эксплуатации административных зданий Администрации Ростовской области”

Участники Программы

-

организации области, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу.

Управляющие компании, осуществляющие оперативное управление объектами жилищного фонда области.

Транспортные организации области

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 76000000 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета - 1855000 тыс. рублей: в 2010 году - 0 тыс. рублей; в 2011 году -180000 тыс. рублей; в 2012 году - 185000 тыс. рублей; в 2013 году - 180000 тыс. рублей; в 2014 году -180000 тыс. руб.; в 2015-2020 годах - 1 130000 тыс. рублей;

за счет внебюджетных средств - 74145000 тыс. рублей. Объемы финансирования по мероприятиям Программы являются прогнозными и подлежат уточнению раз в год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

снижение на 40 процентов показателя энергоемкости валового регионального продукта к уровню 2007 года;

сокращение по отношению к 2009 году доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах областного бюджета к 2015 году в 1,3 раза, к 2020 году - в 1,5 раза;


осуществление в бюджетной сфере области расчетов за потребление энергоресурсов по приборам учета;

обеспечение в бюджетной сфере области проведения обязательных энергетических обследований зданий;

обеспечение в бюджетной сфере области замены ламп накаливания на энергосберегающие, в том числе не менее 30 процентов объема - на светодиодные до 2020 года;

снижение объема потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в жилищном фонде области на 30 процентов к уровню 2009 года;

увеличение доли объема энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчет за которые осуществляется по приборам учета, в объеме энергоресурсов, потребляемых на территории области, до 80 процентов;

увеличение доли объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории области, до 4,5 процента (ожидаемые конечные результаты реализации Программы в таблице N 8)

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за исполнением Программы в рамках своих полномочий осуществляют Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Администрации Ростовской области, министерство промышленности и энергетики Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области

     

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Указе Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 “О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики” подчеркивается, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который оценивается в 40 процентов от уровня потребления энергоресурсов, или 403 млн. тонн условного топлива (далее - т у.т.). Значительный объем данного потенциала во многом объясняется тем, что снижению энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в последние десятилетия не уделялось достаточного внимания, в результате чего в настоящее время этот показатель в 2,5 раза превышает среднемировой уровень, а по сравнению с энергоемкостью ВВП развитых стран мира - в 3,5 раза. В качестве одного из основных показателей эффективности потребления энергоресурсов используется энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП), которая определяется в сопоставимых ценах как отношение суммарного объема потребляемых первичных энергоносителей (в т у.т.) к объему ВРП (в млн. рублей).

Долгосрочной задачей, поставленной на федеральном уровне, предусмотрено до 2020 года снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Энергетическая стратегия России, разработанная на период до 2030 года, устанавливает следующие целевые показатели: удельная энергоемкость ВВП должна сократиться более чем в 2 раза, удельная электроемкость ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей возможно только на основе комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности с использованием программно-целевых методов, разработанных и реализуемых как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области энергоресурсами, сокращению удельного потребления энергоресурсов в бюджетных организациях и реальном секторе экономики, росту конкурентоспособности, энергетической безопасности.

Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижению потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения.

Программа разработана на основе Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее - Закон), Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2010 N 579 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности”, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 “О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности”, распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р “Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, технического задания на разработку Программы, Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 “Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности”, постановления Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 “О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ”, распоряжения Администрации Ростовской области от 09.04.2010 N 89 “О разработке областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года”, решения коллегии Администрации Ростовской области от 14.12.2009 N 88 “О стимулировании энергосбережения и повышении энергетической эффективности на территории Ростовской области”.

Наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе области для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости приведет к отвлечению дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики области. Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на оплату энергоресурсов при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать энергоресурсами объекты энергетики, промышленности и коммунального комплекса, а также сформировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате чего будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой в таком случае остается энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Ростовская область входит в состав Южного федерального округа и находится на его северо-западе. Постоянное население области на 2009 год составляет, по данным Росстата, 4 236 тыс. человек (18,5 процента от населения Южного федерального округа) и имеет тенденцию к снижению. Крупными городами являются: Ростов-на-Дону (1 050 тыс. человек), Таганрог (257 тыс. человек), Шахты (245 тыс. человек), Новочеркасск (176 тыс. человек), Волгодонск  (169 тыс. человек). По уровню развития и разнообразию видов экономической деятельности Ростовская область выгодно выделяется среди регионов Российской Федерации. Наибольший удельный вес имеют обрабатывающие производства: металлургическое, производство машин и оборудования. Важнейшими видами экономической деятельности для населения области являются производство пищевых продуктов и сельскохозяйственное производство. Добыча полезных ископаемых представлена угольными шахтами и рудными карьерами.

В области добывается уголь, который используется на электростанциях. Также имеется несколько газовых месторождений, использование которых для централизованных поставок газа представляется нецелесообразным из-за низкого давления и ограниченных запасов. Их эксплуатация может быть оправдана в случае использования газа на газотурбинных электростанциях небольшой мощности без прокладки протяженных газопроводов. Добыча нефти не ведется.

Крупнейшими промышленными потребителями энергоресурсов в области являются: ОАО “Таганрогский металлургический завод”, ООО “Ростовский электрометаллургический заводъ”, ОАО “Новочеркасский электродный завод”, ООО “Комбайновый завод “Ростсельмаш”, ОАО “Красный котельщик”, ООО “Новочеркасский электровозостроительный завод”, ООО “Энергомаш-Атоммаш”, ОАО “ТагАЗ”, ОАО “Роствертол”, ООО “Юг Руси - Золотая семечка”, ОАО “Алкоа Металлург Рус”, ОАО “Гуковуголь”, ОАО “Донская Водная Компания”, ООО “Южная угольная компания”.

Сравнительно высокая энергоемкость ВРП области связана, прежде всего, с особенностями структуры экономики и промышленности области. В области доля энергоемких отраслей (электро- и теплоэнергетика, металлургия, машиностроение, добыча угля и прочие) выше, чем в целом по Российской Федерации, в связи с чем разумным выходом из данной ситуации представляется структурная перестройка экономики, рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение. Суммарный технический потенциал области по повышению энергетической эффективности использования всех энергоресурсов будет составлять до 2016 года 20-25 процентов от объема потребления энергоресурсов в 2007 году.

С 1990 года энергоемкость экономики области снижалась за счет сдвига в сторону менее энергоемких отраслей и повышения загрузки производственных мощностей, но к 2009 году этот потенциал снижения энергоемкости был исчерпан.