Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 05.11.2013)

6. Потенциал энергосбережения области


Наибольшим техническим потенциалом повышения энергоэффективности обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность области. Потенциал энергосбережения можно разделить на виды: технически возможный (реализуемый на уровне современных технологий), экономически целесообразный (окупаемый) и финансово оправданный (со средними сроками окупаемости).

Потенциал повышения энергетической эффективности области в секторах конечного потребления значительно выше, чем в производстве энергии. В частности, финансовый потенциал в секторах конечного потребления в 4 раза выше, чем в производстве электроэнергии и в системах теплоснабжения вместе взятых. Более того, экономия энергии у конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи энергоресурсов. В секторах со значительным финансовым потенциалом (промышленность и транспорт) в первую очередь следует осуществить меры, которые не оказывают влияния на уровень цен и не предполагают субсидирования, но направлены на устранение нефинансовых барьеров. В секторах с низким финансовым потенциалом повышения энергетической эффективности (производство тепла и электроэнергии) для достижения экономии необходимо прежде всего скорректировать цены или предложить другие инструменты, которые повысят привлекательность инвестиций в данные отрасли.

В жилых зданиях потенциал энергосбережения всех видов энергоресурсов можно описать следующим образом: технический потенциал - 49 процентов, экономический потенциал - 41 процент, финансовый потенциал - 23 процента. Более 70 процентов данного потенциала в жилищном фонде сосредоточено в системах отопления, подогрева и подачи воды. Наиболее значительные барьеры на пути повышения энергетической эффективности в жилых зданиях связаны с рекомендательным характером норм по теплозащите зданий, сложившимися поведенческими стереотипами населения и трудностями в организации и финансировании мер по повышению энергетической эффективности в местах общего пользования. Внедрение обязательных стандартов энергоэффективности для новых и реконструируемых зданий является одним из наиболее экономически эффективных способов обеспечения экономии энергии в жилом секторе.

В промышленности потенциал энергосбережения всех видов энергоресурсов можно описать следующим образом: технический потенциал - 38 процентов, экономический потенциал - 37 процентов, финансовый потенциал - 30 процентов.

Более 53 процентов данного потенциала в промышленности сосредоточено в металлургии, производстве цемента, добыче угля и других энергоемких отраслях. Промышленность области медленно реализует свой потенциал повышения энергетической эффективности, так как руководители большинства предприятий недооценивают возможности и выгоды энергосбережения, а также не могут получить доступ к долгосрочному заемному финансированию для инвестиций в энергетическую эффективную модернизацию оборудования. Кроме того, в ряде отраслей у предприятий отсутствуют стимулы к экономии энергии, так как тарифы на энергоресурсы растут медленнее, чем отпускные цены на продукцию.

Проведение целенаправленных информационных кампаний и предоставление долгосрочного финансирования для проектов по повышению энергетической эффективности через финансовые институты будут способствовать реализации предприятиями имеющихся возможностей по повышению эффективности использования энергии. Продолжение реформирования электроэнергетики и газового сектора будет играть важную роль в повышении финансовой привлекательности инвестиций в энергетическую отрасль. Фискальные инструменты, такие как налоговые льготы или ускоренная амортизация, в текущей макроэкономической ситуации могут дать дополнительные стимулы для инвестирования в самое современное и эффективное оборудование, а также для совершенствования практики энергоменеджмента, что приведет к усилению конкурентных позиций областных производителей.

В государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях Ростовской области потенциал энергосбережения всех видов энергоресурсов можно описать следующим образом: технический потенциал - 42 процента, экономический потенциал - 38 процентов, финансовый потенциал - 24 процента. Более 49 процентов этого потенциала в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях области сосредоточено в системах отопления. Указанный сектор может дать наиболее быструю отдачу, однако повышение энергетической эффективности в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях в настоящее время минимально в силу ряда причин. Государственным автономным, бюджетным и казенным учреждениям не полностью оформлено разрешение оставлять себе или перераспределять достигнутую экономию затрат на энергоресурсы, и они не могут, в большинстве случаев, заключать долгосрочные договоры или договоры с возвратом инвестиций из будущей экономии. Кроме того, процедуры закупок требуют заключения договоров на основе наименьшей цены заявки, а не наименьших затрат в течение всего срока эксплуатации.

(в ред. постановления Правительства РО от 13.09.2012 N 886)

На транспорте потенциал энергосбережения всех видов энергоресурсов можно описать следующим образом: технический потенциал - 41 процент, экономический потенциал - 39 процентов, финансовый потенциал - 34 процента. Более 49 процентов этого потенциала сосредоточено в потреблении топлива автомобильным транспортом. Автомобильный транспорт области является быстрорастущим потребителем энергоресурсов из-за быстрого роста количества частных легковых автомобилей. У владельцев личного автотранспорта отсутствует альтернатива более эффективного передвижения, а также они не учитывают фактор энергетической эффективности при выборе автомобиля.

Для повышения привлекательности общественного транспорта необходимо внедрять интегрированный подход к планированию его работы, повышать качество общественного транспорта и содействовать оптимальному сочетанию частного и общественного транспорта. Стимулирование производства более экономичных автомобилей и внедрение схем утилизации автотранспорта может ускорить модернизацию автопарка. Взимание с автовладельцев полной экономической стоимости использования частных автомобилей путем внедрения платы за пиковые нагрузки автодорог и налогов на владение транспортными средствами, а также маркировка автомобилей и проведение кампаний по повышению осведомленности населения могут изменить поведение владельцев автотранспорта.

В электроэнергетике потенциал энергосбережения всех видов энергоресурсов можно описать следующим образом: технический потенциал - 31 процент, экономический потенциал - 28 процентов, финансовый потенциал - 4 процента.

В системах теплоснабжения области потенциал энергосбережения всех видов энергоресурсов можно описать следующим образом. В производстве тепла: технический потенциал - 19 процентов, экономический - 17 процентов, финансовый - 5 процентов. В распределении тепла: технический потенциал - 19 процентов, экономический - 19 процентов, финансовый - 17 процентов. Более 55 процентов этого потенциала в системах теплоснабжения приходится на долю тепловых потерь, а в сфере производства тепла до 74 процентов сосредоточено в промышленных котельных.

Самыми серьезными барьерами для повышения энергоэффективности в системах теплоснабжения являются существующая практика тарифообразования, неэффективная организационно-правовая форма муниципальных предприятий теплоснабжения и отсутствие информации и координации внутри сектора теплоснабжения. Необходимы следующие решения: изменение принципов тарифообразования, преобразование муниципальных предприятий теплоснабжения в коммерческие структуры или частно-государственные партнерства с четкими принципами корпоративного управления, совершенствование процесса сбора и использования статистической информации (составление тепловых балансов), а также разработка интегрированных планов развития теплоснабжения области.

В целом областной потенциал энергосбережения (в т у.т.) сейчас представлен следующим образом: тепловые системы - 10 процентов, транспорт - 29 процентов, электроэнергетика - 12 процентов, государственные автономные, бюджетные и казенные учреждения области - 7 процентов, промышленность - 20 процентов, жилой фонд - 22 процента.

(в ред. постановления Правительства РО от 13.09.2012 N 886)

Область располагает значительным потенциалом экономии энергоресурсов. Потенциал энергосбережения превышает прирост потребления первичной энергии в 2000-2008 годах, когда экономика области развивалась быстро, то есть возможно развитие экономики области без прироста потребления энергии в течение 8-10 лет.