Повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов требует продолжения работы по развитию системы государственного финансового контроля в Ростовской области. С учетом утвержденных Правительством Российской Федерации направлений развития системы государственного финансового контроля в Ростовской области необходимо:
уточнить полномочия органов государственного финансового контроля, исключив дублирование их функций;
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
совершенствовать методологию проведения проверок и повысить их качество.
Совершенствование системы государственного финансового контроля в Ростовской области требует более четкого разграничения полномочий по финансовому контролю по горизонтали (т.е. между Контрольно-счетной палатой области, министерством финансов области, управлением финансового контроля области и главными распорядителями средств областного бюджета, осуществляющими ведомственный финансовый контроль) и по вертикали (т.е. между органами государственной власти области, осуществляющими государственный финансовый контроль, и органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный финансовый контроль), в том числе в части контроля за соблюдением муниципальными образованиями области целей и условий получения межбюджетных трансфертов.
Министерство финансов области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обладает полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в Ростовской области, в том числе при осуществлении санкционирования операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля применительно к главным распорядителям средств областного бюджета.
Управление финансового контроля области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обладает полномочиями по проведению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами, а также по выявлению и пресечению представления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках подпрограмм государственных программ и при выполнении государственных заданий путем проведения ревизий, проверок и использования других методов последующего бюджетного контроля применительно к органам исполнительной власти области, являющимся главными распорядителями средств областного бюджета, и в установленных нормативными правовыми актами случаях и порядке - к иным объектам контроля.
Главные распорядители средств областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации:
осуществляют внутренний контроль, направленный на соблюдение стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств;
обладают полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля применительно к подведомственным учреждениям.
Стоит задача по повышению качества и надежности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета, результаты которого должны быть доступны областным органам государственного финансового контроля. В целях выполнения этой задачи необходимо продолжить работу по укреплению контрольных подразделений областных органов исполнительной власти с учетом их подчиненности непосредственно руководителям этих органов. Министерству финансов области следует продолжить методологическое обеспечение систем внутреннего государственного финансового контроля.
Необходимо повысить уровень взаимодействия органов внешнего и внутреннего контроля. Оно должно носить системный характер. Одно из первоочередных направлений - взаимоувязка годовых планов контрольной деятельности в части объектов и сроков проверок всех участников системы финансового контроля. Это позволит исключить дублирование в работе и связанные с ним неэффективные бюджетные расходы, а также оптимизировать нагрузку на субъекты и объекты государственного финансового контроля.
Одной из приоритетных задач должно стать совершенствование методологии проведения проверок и повышение их качества. Все органы государственного финансового контроля должны обеспечивать синхронизацию применяемой ими методологии проверок с динамично изменяющимися подходами к формированию и исполнению бюджета.
Требует пересмотра используемая в настоящее время отдельными субъектами государственного финансового контроля практика выборочных проверок, когда из значительного количества проведенных операций проверяется лишь их часть, при этом доля выборки и ее критерии не закреплены в программах проверок, а определяются ревизорами самостоятельно.
Необходимо осуществлять поиск новых, более эффективных инструментов проверок. Один из таких примеров - система предварительного контроля крупных операций, реализуемая на базе системы электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи. Другой пример - низкозатратные ежемесячные сплошные камеральные проверки основных ресурсоемких контрактных обязательств главных распорядителей средств областного бюджета с максимальным использованием системы электронного документооборота. Такие формы контроля должны получить дальнейшее развитие.
Стимулами к повышению качества государственного финансового контроля должны стать разработанные критерии его эффективности и результативности, а также система регулярной оценки качества контрольной деятельности.
Наряду с повышением требований к качеству государственного финансового контроля необходимо усилить ответственность должностных лиц, допустивших повторные финансовые нарушения. Такие случаи в обязательном порядке должны иметь кадровые последствия для виновных лиц.
Реализация предлагаемых мер по развитию системы государственного финансового контроля в Ростовской области предполагает внесение изменений в законодательные и иные областные нормативные правовые акты с учетом вносимых изменений в федеральное законодательство.