Действующий

Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года (с изменениями на 17 августа 2011 года)

VIII. Развитие системы государственного финансового контроля

Повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов требует продолжения работы по развитию системы государственного финансового контроля в Ростовской области. С учетом утвержденных Правительством Российской Федерации направлений развития системы государственного финансового контроля в Ростовской области необходимо:

уточнить полномочия органов государственного финансового контроля, исключив дублирование их функций;

организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;

совершенствовать методологию проведения проверок и повысить их качество.

Совершенствование системы государственного финансового контроля в Ростовской области требует более четкого разграничения полномочий по финансовому контролю по горизонтали (т.е. между Контрольно-счетной палатой области, министерством финансов области, управлением финансового контроля области и главными распорядителями средств областного бюджета, осуществляющими ведомственный финансовый контроль) и по вертикали (т.е. между органами государственной власти области, осуществляющими государственный финансовый контроль, и органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный финансовый контроль), в том числе в части контроля за соблюдением муниципальными образованиями области целей и условий получения межбюджетных трансфертов.

Министерство финансов области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обладает полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в Ростовской области, в том числе при осуществлении санкционирования операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля применительно к главным распорядителям средств областного бюджета.

Управление финансового контроля области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обладает полномочиями по проведению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами, а также по выявлению и пресечению представления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках подпрограмм государственных программ и при выполнении государственных заданий путем проведения ревизий, проверок и использования других методов последующего бюджетного контроля применительно к органам исполнительной власти области, являющимся главными распорядителями средств областного бюджета, и в установленных нормативными правовыми актами случаях и порядке - к иным объектам контроля.

Главные распорядители средств областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации:

осуществляют внутренний контроль, направленный на соблюдение стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств;

обладают полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля применительно к подведомственным учреждениям.

Стоит задача по повышению качества и надежности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета, результаты которого должны быть доступны областным органам государственного финансового контроля. В целях выполнения этой задачи необходимо продолжить работу по укреплению контрольных подразделений областных органов исполнительной власти с учетом их подчиненности непосредственно руководителям этих органов. Министерству финансов области следует продолжить методологическое обеспечение систем внутреннего государственного финансового контроля.

Необходимо повысить уровень взаимодействия органов внешнего и внутреннего контроля. Оно должно носить системный характер. Одно из первоочередных направлений - взаимоувязка годовых планов контрольной деятельности в части объектов и сроков проверок всех участников системы финансового контроля. Это позволит исключить дублирование в работе и связанные с ним неэффективные бюджетные расходы, а также оптимизировать нагрузку на субъекты и объекты государственного финансового контроля.

Одной из приоритетных задач должно стать совершенствование методологии проведения проверок и повышение их качества. Все органы государственного финансового контроля должны обеспечивать синхронизацию применяемой ими методологии проверок с динамично изменяющимися подходами к формированию и исполнению бюджета.

Требует пересмотра используемая в настоящее время отдельными субъектами государственного финансового контроля практика выборочных проверок, когда из значительного количества проведенных операций проверяется лишь их часть, при этом доля выборки и ее критерии не закреплены в программах проверок, а определяются ревизорами самостоятельно.

Необходимо осуществлять поиск новых, более эффективных инструментов проверок. Один из таких примеров - система предварительного контроля крупных операций, реализуемая на базе системы электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи. Другой пример - низкозатратные ежемесячные сплошные камеральные проверки основных ресурсоемких контрактных обязательств главных распорядителей средств областного бюджета с максимальным использованием системы электронного документооборота. Такие формы контроля должны получить дальнейшее развитие.

Стимулами к повышению качества государственного финансового контроля должны стать разработанные критерии его эффективности и результативности, а также система регулярной оценки качества контрольной деятельности.

Наряду с повышением требований к качеству государственного финансового контроля необходимо усилить ответственность должностных лиц, допустивших повторные финансовые нарушения. Такие случаи в обязательном порядке должны иметь кадровые последствия для виновных лиц.

Реализация предлагаемых мер по развитию системы государственного финансового контроля в Ростовской области предполагает внесение изменений в законодательные и иные областные нормативные правовые акты с учетом вносимых изменений в федеральное законодательство.