Недействующий


ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 4 февраля 1998 года N 67-ЗС

Об  использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения

(в ред. Областных Законов от 16.07.2001 N 159-ЗС,
от 2.11.2001 N 191-ЗС, от 06.03.2002 N 223-ЗС)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ростовской области от 22 июля 2003 года N 19-ЗС
____________________________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
21 января 1998 года



Статья 1. Общие положения

Настоящий Областной закон определяет правовые основы особого регулирования земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, создания в Ростовской области экономических условий для повышения плодородия почв как основы жизни и деятельности жителей области и принимается в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, статьей 6 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ростовской области от 11 июня 1996 года и статьями 4, 5, 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Ростовской области от 29 мая 1996 года.

Статья 2. Основные понятия и определения, используемые в Областном законе

В настоящем Областном законе используются следующие основные понятия:

- земли сельскохозяйственного назначения

- земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями - садами, виноградниками и другими);

- земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю;

- особо ценные земли - сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой, выше 78 баллов , а также земли опытно-производственных, учебно-опытных, учебно-производственных и других хозяйств научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

- внутрихозяйственное строительство - размещение на землях, предоставленных сельскохозяйственной коммерческой организации, производственных зданий, сооружений и иных объектов для целей ведения сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

- самовольное занятие земельных участков - использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды;

- противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель - принятие юридическим или физическим лицом устного или письменного указания о занятии или использовании земельного участка, не оформленного в установленном порядке или с превышением своих полномочий;

- нерациональное использование сельскохозяйственных земель - использование ценных сельскохозяйственных угодий как менее ценных, а также способами, приводящими к снижению плодородия почв, необеспечение выполнения утвержденных в установленном порядке мероприятий по защите земель от вредных воздействий и влияний, ведущих к ухудшению свойств земли и экологической обстановки на ней;

- невыполнение обязательных мероприятий по улучшению и охране земель - невыполнение агротехнических мероприятий, лесомелиоративных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ;

- использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель - фактическое использование земельных участков, не соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении земельного участка, а также несоблюдение режима установленных ограничений и обременений;

- захламление земель - накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и других материалов в не предусмотренных для этих целей местах;

- порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений;

- нарушение срока возврата временно занимаемых земель - невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

Статья 3. Цели и задачи охраны земель

1. Охрана земель сельскохозяйственного назначения в условиях передачи их в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, аренду конкретным землепользователям предусматривает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Перевод этих земель в другие категории земель для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях в порядке, установленном настоящим Законом.

2. Охрана земель и их рациональное использование осуществляется на основе федеральных и региональных программ по охране земель, повышению плодородия почв, ведению мониторинга, земельного кадастра и имеет целью:

а) сохранение почв, предотвращение деградации и нарушение земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования применения экологически безопасных технологий производства и проведения агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий;

б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;

в) внедрение в практику оптимальных экологических нормативов землепользования;

г) создание рациональной организации территорий;

д) недопущение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота;

е) защиту от вредных воздействий, а также восстановление их продуктивности.

Статья 4. Обязанности землепользователей по охране земель

Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны проводить следующие мероприятия:

а) сохранение и повышение плодородия почв;

б) защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, других процессов, ведущих к деградации почв;

в) защита от загрязнения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитарными и карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

г) рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение их в хозяйственный оборот;

д) сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Статья 5. Экономическое стимулирование охраны земель

1. Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.

2. Экономическое стимулирование охраны земель включает:

а) использование средств земельного налога в пределах сумм, поступивших в доход соответствующих бюджетов, и средств, поступивших от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, на восстановление земель, проведение агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий в соответствии с областной и местными программами повышения плодородия почв;

б) временное освобождение в соответствии с действующим законодательством от уплаты земельного налога за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения;

в) компенсацию в установленном законом порядке за счет выплат и страхового возмещения убытков, вызванных снижением дохода в результате временной консервации земель, нарушенных в результате стихийных бедствий и природных явлений.

3. Землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектом мероприятия и другие обязательные требования по охране земель, лишаются поддержки в финансировании этих работ за счет средств соответствующих бюджетов, а в случаях использования земельных участков способами, приводящими к снижению их плодородия, ухудшению экологической обстановки, порче, загрязнению и уничтожению почвы, развитию эрозии и других процессов, ухудшающих состояние земель, несут ответственность в соответствии с настоящим Областным законом.

Статья 6. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться в соответствии с их целевым назначением, правовым режимом, разрешенным использованием, установленными для этой категории земель федеральными и областными законами и определенными при предоставлении земельных участков.

2. Порядок использования земель определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором земельных участков с учетом природных и экономических условий и в соответствии землеустроительной документацией.

3. Самовольное использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не соответствующих их основному назначению, не допускается.

4. На землях сельскохозяйственного назначения, отнесенных также к другим категориям, имеющим более строгий режим, действуют все правила и ограничения, установленные для этих категорий.

Статья 7. Консервация земель

1. Деградированные сельскохозяйственные угодья и земли, загрязненные токсичными промышленными и радиоактивными отходами, подлежат консервации.

2. Консервация земель или временное исключение их из хозяйственного оборота осуществляется с целью предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, сохранения и восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий, улучшения природной среды и охраны здоровья человека.

3. Определение земельных участков, подлежащих консервации, их консервация, определение убытков и их возмещение производятся в установленном порядке.

Статья 8. Рекультивация земель

1. Рекультивация нарушенных земель осуществляется с целью восстановления их для сельскохозяйственного, лесохозяйственного, водохозяйственного, строительного, рекреационного, природоохранного и санитарно-оздоровительного использования.

2. Определение участков нарушенных земель, подлежащих рекультивации, направление, способы и сроки рекультивации, контроль за ее проведением осуществляются в установленном порядке.

Статья 9. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

- хозяйственным товариществам и обществам, производственным и потребительским кооперативам, колхозам, казачьим обществам, другим сельскохозяйственным организациям для сельскохозяйственного производства;

- государственным и муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятиям, опытно-производственным, учебным, учебно-опытным и учебно-производственным хозяйствам, научно-исследовательским учреждениям, образовательным учреждениям высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля, общеобразовательным учреждениям для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей;

- государственным и муниципальным несельскохозяйственным предприятиям, религиозным организациям для ведения сельского хозяйства;

- гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота.

2. Земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с основной целью их использования предоставляются в порядке, предусмотренном федеральными законами и настоящим Областным законом.

3. Предоставление сельхозугодий для несельскохозяйственных нужд и перевод их в другие категории земель допускается в исключительных случаях в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Областным законом.

Статья 10. Предоставление земельных участков юридическим лицам и гражданам других регионов

1. Передача земельных участков в аренду юридическим лицам других регионов, зарегистрированным в области и за ее пределами, производится в установленном порядке.

2. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства осуществляется:

- гражданам Российской Федерации, прибывающим в область из-за ее пределов на постоянное проживание на данной территории области;

- гражданам других государств и лицам без гражданства после получения гражданства Российской Федерации и прибывающим на постоянное проживание на данной территории области;

- вынужденным переселенцам после получения удостоверения вынужденного переселенца, выданного миграционной службой области с указанием конкретной территории области для постоянного проживания.

3. Земельные участки для организации крестьянского хозяйства предоставляются при отсутствии заявлений от местных жителей гражданам Российской Федерации, прибывшим в область на постоянное проживание и проработавшим в сельском хозяйстве не менее 5 лет. Лицам, не имеющим гражданства Российской Федерации, земельные участки для этих целей не предоставляются.

4. Военнослужащим Вооруженных Сил, органов государственной безопасности и внутренних дел, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при переселении в Ростовскую область в установленном законодательством порядке гарантируется получение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства и садоводства.

Статья 11. Порядок отвода сельскохозяйственных угодий под внутрихозяйственное строительство

1. Занятие сельскохозяйственных угодий под внутрихозяйственное строительство и посадку защитных лесных полос осуществляется на основании соответствующего решения органа местного самоуправления, которое принимается по ходатайству сельскохозяйственной коммерческой организации или иного предприятия, имеющего сельхозугодья. Материалы для принятия решения о занятии сельхозугодий под внутрихозяйственное строительство и посадку лесных полос готовятся в установленном порядке. Решение принимается в течение 15 дней со дня предоставления заявителем необходимых документов, в том числе о согласовании размещения объекта со всеми заинтересованными органами.

2. Решение о занятии под внутрихозяйственное строительство и посадку лесных полос сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации, принимается при наличии согласия всех собственников земельных долей или органа, уполномоченного на это уставом организации. Этим же решением изменяется площадь сельхозугодий, остающихся в общей собственности. При значительном уменьшении площади сельхозугодий в документы на право общей собственности на землю вносятся соответствующие изменения, а в свидетельства на право собственности на земельные доли изменения вносятся при совершении сделок с долями.

3. При занятии под внутрихозяйственное строительство и посадку лесных полос сельхозугодий, арендуемых из районного фонда перераспределения земель, в договор аренды вносятся соответствующие изменения после отвода земельных участков под строительство или посадку лесных полос.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»