1.Граждане, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата.
2. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
3. Агитация при проведении выборов может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.
4. В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей. Избирательные комиссии вправе публиковать информационные материалы о проведении выборов, а их члены - выступать в средствах массовой информации с информацией о подготовке и проведении выборов в любой день избирательной кампании, включая день голосования.
5. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.
Статья 27. Сроки проведения агитации
1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под действие пункта 1 статьи 28 настоящего Областного закона, начинается за восемнадцать дней и завершается за один день до дня выборов.
2. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в установленном настоящим Областным законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.
3. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Статья 28. Общие условия доступа кандидатов к средствам массовой информации
1. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств федерального, областного и (или) местных бюджетов или средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
2. Средства массовой информации, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Оплата кандидатами эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться на равных условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды.
Статья 29. Условия проведения агитации через электронные средства массовой информации
1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под действие пункта 1 статьи 28 настоящего Областного закона и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории Ростовской области или ее части. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого региональными телерадиокомпаниями для проведения агитации на выборах, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания телерадиокомпании в конкретный день составляет менее двух часов, не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами на равных основаниях.
2. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты, представившие в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи необходимые документы, должны быть допущены на равных основаниях.
3. Телерадиокомпании, подпадающие под действие пункта 1 статьи 28 настоящего Областного закона, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидату за плату по его требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов и опубликован не позднее дня публикации схемы избирательных округов. При этом каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, представивших в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи необходимые документы. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. График предоставления эфирного времени за плату составляется телерадиокомпанией не позднее чем за 19 дней до дня выборов в соответствии с договорами, заключаемыми с зарегистрированными кандидатами.
4. Основанием для предоставления зарегистрированному кандидату бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под действие пункта 1 статьи 28 настоящего Областного закона, является его удостоверение кандидата в депутаты и личное письменное заявление руководителю телерадиокомпании, подаваемое зарегистрированным кандидатом не позднее чем на третий день после его регистрации в окружной избирательной комиссии. В случае, если технические возможности телерадиокомпании не позволят обеспечить предоставление каждому зарегистрированному кандидату бесплатного эфирного времени, Избирательная комиссия Ростовской области применительно к региональным телерадиокомпаниям, а окружные избирательные комиссии применительно к местным телерадиокомпаниям, должны утвердить не позднее чем за 20 дней до дня выборов графики проведения предвыборных дебатов между кандидатами. Предоставление бесплатного эфирного времени осуществляется согласно утверждаемому соответствующей избирательной комиссией графику. Данный график составляется руководством телерадиокомпании по результатам жеребьевки и утверждается соответственно Избирательной комиссией Ростовской области и окружными избирательными комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня выборов. В жеребьевке вправе принимать участие лица, указанные в пункте 1 статьи 16 настоящего Областного закона.
5. Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний.
Статья 30. Условия проведения агитации через печатные средства массовой информации
1. Периодические печатные издания, подпадающие под действие пункта 1 статьи 28 настоящего Областного закона, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами. Общий минимальный размер таких площадей должен составлять не менее 10 процентов всех печатных площадей издания в период проведения предвыборной агитации. Соотношение площадей, предоставляемых бесплатно и на возмездной основе, должно составлять 1:1. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в какой бы то ни было форме.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на другие периодические печатные издания, в том числе учрежденные зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, а также входящими в избирательные блоки избирательными объединениями.
Статья 31. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей (избирателю) в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.