1. Штабы по делам ГО и ЧС области, районов и городов, районов в городах являются штатными органами управления Администрации области и исполнительных органов местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, деятельности подсистем и звеньев ОП РСЧС на подведомственных территориях.
2. Штабы по делам ГО и ЧС в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами МЧС России, Законодательного Собрания, Администрации области и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, приказами и другими распорядительными документами регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Штабы по делам ГО и ЧС, укомплектованные военнослужащими, являются воинскими учреждениями. Они в своей работе, кроме вышеуказанных документов, руководствуются нормативными документами Министерства обороны Российской Федерации, вводимыми в действие приказами МЧС России.
3. Основными задачами штабов ГОиЧС являются :
- планирование и контроль выполнения мероприятий по защите населения и национального достояния от опасностей, возникающих при военных действиях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях и эпфитотиях;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- планирование мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- организация подготовки населения, должностных лиц и формирований ОП РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени ;
- организация боевой и мобилизационной подготовки штабов ГОиЧС и формируемых ими частей и подразделений гражданской обороны.
4. Штабам ГОиЧС предоставляется право:
- отдавать в пределах своей компетенции распоряжения и указания по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в работе органов исполнительной власти по подготовке нормативных актов, регламентирующих деятельность гражданской обороны, ОП РСЧС и ее звеньев по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- запрашивать от соответствующих органов исполнительной власти области, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности сведения, необходимые для планирования мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организовывать и проводить учения и тренировки, осуществлять проверку состояния защиты и обеспечения жизнедеятельности людей, защиты окружающей природной среды, устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в районах, городах, других населенных пунктах на подведомственной территории.
5. Руководство деятельностью штабов ГОиЧС осуществляет Министерство по ЧС России через региональные центры по делам ГОиЧС и ЛПСБ, соответствующие начальники гражданской обороны, вышестоящие штабы ГОиЧС, а по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - соответствующие председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Начальники штабов ГОиЧС по должности являются заместителями соответствующих начальников гражданской обороны, они несут персональную ответственность за выполнение возложенных на штабы ГОиЧС задач.