О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
(с изменениями на 24 августа 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ростовской области от 29 декабря 2004 года N 256-ЗС
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ростовской области от 24 августа 2001 года N 168-ЗС (Наше время, 30.08.2001).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
25 июля 1996 года
Настоящий закон определяет общие для Ростовской области организационно-правовые нормы в сфере защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Ростовской области (далее - население), а также окружающей природной среды (далее - территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, а также организаций и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Силы и средства областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - силы и средства ОП РСЧС) - силы и средства территориальных органов управления и звеньев ОП РСЧС, предназначенные и привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зоне чрезвычайной ситуации и очагах поражения.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций, подавлению или сведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Законодательство в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", настоящего Областного закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иных нормативных правовых актов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 августа 2001 года Законом Ростовской области от 24 августа 2001 года N 168-ЗС. - См. предыдущую редакцию).
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, несвязанные с целями, перечисленными в данной статье, настоящим Законом не регулируются.
Органы управления, силы и средства областных органов исполнительной власти, местного самоуправления и организации, к полномочиям которых относятся вопросы защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций, входят в областную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для обеспечения своевременного приема и доведения до органов управления и сил распоряжений и сигналов о приведении ОП РСЧС в различные степени (режимы) готовности, непрерывного управления ими, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, передачи в короткие сроки сигналов и информации ГО штабам ГОиЧС, службам и населению создаются системы связи и оповещения ГО. Основу системы оповещения составляют автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО), сети связи, радиовещание и телевидение, а также специальные средства оповещения независимо от форм собственности.
Эксплуатационно-техническое обслуживание стационарных средств оповещения, установленных на предприятиях связи и находящихся в ведении штабов ГОЧС, а также поддержание их в постоянной готовности осуществляет служба оповещения и связи области, города (района).
Для оповещения рабочих, служащих и населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, создаются локальные системы оповещения (ЛСО) за счет средств этих объектов.
При отсутствии локальной системы оповещения эксплуатация потенциально опасных объектов экономики запрещается.
Состав сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области должен соответствовать уровню опасности возникновения на ней чрезвычайных ситуаций и позволять принимать необходимые меры по их локализации и ликвидации. Эти силы и средства должны быть рассчитаны на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени, сочетать в себе силы аварийно - спасательных служб, служб ГО, силы экстренного реагирования, профессиональные и нештатные аварийно - спасательные и невоенизированные формирования различных ведомств (кроме Министерства обороны), городов, районов и объектов, а также общественные аварийно-спасательные формирования.
Все города, районы, организации, включенные в ОП РСЧС, и объекты (прежде всего потенциально опасные), расположенные на территории Ростовской области, должны иметь свои силы и средства, позволяющие им осуществлять необходимые меры по предотвращению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура и состав сил и средств, расположенных на территории области, принципы управления их деятельностью (двойное подчинение и единоначалие) должны обеспечивать эффективное осуществление мер по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, своими силами.
Содержание личного состава формирований, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их материально - техническое обеспечение осуществляется за счет средств местных бюджетов городов (районов), которым принадлежат эти формирования, и средств объектов экономики.
Заблаговременные мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, включают:
- анализ обстановки и прогнозирование возможных ЧС;
- организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;
- организацию государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- участие в лицензировании и декларировании безопасности промышленной деятельности;
- планирование и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС;
- разработку и обеспечение реализации правовых нормативных актов по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
1. Служба наблюдения и лабораторного контроля
Наблюдение и контроль за состоянием и зараженностью окружающей среды, продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений радиоактивными, отравляющими (ядовитыми) веществами и бактериальными средствами, другими опасными веществами и микроорганизмами, организуется и проводится учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), которые являются составной частью сил и средств ОП РСЧС. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Общее руководство областной СНЛК возлагается на руководителя службы. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляется руководителями ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК.
2. Инженерная защита
Инженерная защита населения области - комплекс мероприятий по обеспечению укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях ГО (ЗС ГО) при угрозе возникновения ЧС с целью предотвращения или максимального снижения его поражения (потерь). Укрытие населения в ЗС ГО - основной способ защиты населения в условиях ЧС военного характера и один из способов его защиты от ЧС мирного времени. Оно осуществляется в тех случаях, когда, несмотря на принимаемые меры превентивного характера, возникает реальная угроза жизни и здоровью людей, а использование других способов защиты невозможно или малоэффективно.
3. Радиационная и химическая защита населения
Радиационная и химическая защита населения предусматривает:
- заблаговременное накопление и поддержание в готовности средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля на пунктах управления ГО, на складах мобилизационного резерва государственного предприятия ГО области, в организациях независимо от форм собственности;
- создание запасов средств радиационной и химической защиты в организациях: 100% противогазов для всех лиц, работающих в мирное время, остальных средств по табелям (нормам) оснащения невоенизированных формирований ГО и защитных сооружений;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи рабочих, служащих химически опасных объектов и аварийно-спасательных служб и формирований, предназначенных для ликвидации (локализации) последствий аварий с выбросом (утечкой) сильнодействующих ядовитых веществ;
- заблаговременное приспособление объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта.
4. Медицинская защита
Медицинская защита направлена на предотвращение или уменьшение тяжести поражения людей, своевременное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим, их лечение, обеспечение эпидемического благополучия в районах ЧС и предусматривает:
- подготовку сил и средств медицинской службы, поддержание их в готовности для медицинского обеспечения мероприятий по ликвидации последствий ЧС;
- создание запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, исходя из потребности организованных в регионах специализированных бригад и возможной прогнозируемой обстановки;
- заблаговременное накопление на 100 % установленного контингента и поддержание в готовности медицинских средств индивидуальной защиты на складах мобилизационного резерва государственного предприятия ГО области, в организациях, независимо от форм собственности;
- использование при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций для оказания первой врачебной помощи пораженным и больным, а также для проведения неотложных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий всех находящихся в районе чрезвычайной ситуации лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических учреждений независимо от их ведомственной подчиненности;
- передачу в оперативное подчинение областной службе медицины катастроф (на весь период ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций) департамента здравоохранения Администрации Ростовской области, расположенных на территории области сил и средств медицинских учреждений и формирований УВД области, СКЖД, ВДРП, других подведомственных учреждений и ведомств, предназначенных для этой цели.
5. Эвакуация населения
Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу и выводу населения из зон чрезвычайных ситуаций или вероятных чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Общее руководство проведением эвакуации осуществляется эвакуационными комиссиями.
Порядок подготовки населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Российской Федерации и ведется по соответствующим возрастным и социальным группам.
Подготовка населения с привитием им практических навыков по наиболее вероятным действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, предприятиях и учреждениях (в том числе - образовательных), а также по месту жительства с использованием теле-радиовещательных станций независимо от их организационно-правовых форм.
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
- население, занятое в сфере производства и обслуживания;
- руководители органов исполнительной власти области, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы;
- командно-начальствующий и личный состав формирований;
- население, не занятое в сфере производства и обслуживания;
- учащиеся учебных заведений.