Недействующий

     

 ЗАКОН

 РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 сентября 1996 года N 25-ЗС


О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера

(с изменениями на 24 августа 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ростовской области от 29 декабря 2004 года N 256-ЗС
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ростовской области от 24 августа 2001 года N 168-ЗС (Наше время, 30.08.2001).

____________________________________________________________________

 


Принят
Законодательным Собранием
25 июля 1996 года

     

Настоящий закон определяет общие для Ростовской области организационно-правовые нормы в сфере защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Ростовской области (далее - население), а также окружающей природной среды (далее - территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, а также организаций и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

     

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Силы и средства областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - силы и средства ОП РСЧС) - силы и средства территориальных органов управления и звеньев ОП РСЧС, предназначенные и привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зоне чрезвычайной ситуации и очагах поражения.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций, подавлению или сведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

     

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и Ростовской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Законодательство в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", настоящего Областного закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иных нормативных правовых актов.

(Статья в редакции, введенной в действие с 30 августа 2001 года Законом Ростовской области от 24 августа 2001 года N 168-ЗС. - См. предыдущую редакцию).

     

Статья 3. Цели настоящего закона в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     

Целями настоящего Закона являются:

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, несвязанные с целями, перечисленными в данной статье, настоящим Законом не регулируются.

     

Статья 4. Областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     

Органы управления, силы и средства областных органов исполнительной власти, местного самоуправления и организации, к полномочиям которых относятся вопросы защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций, входят в областную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     

Статья 5. Организация связи и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

     

Для обеспечения своевременного приема и доведения до органов управления и сил распоряжений и сигналов о приведении ОП РСЧС в различные степени (режимы) готовности, непрерывного управления ими, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, передачи в короткие сроки сигналов и информации ГО штабам ГОиЧС, службам и населению создаются системы связи и оповещения ГО. Основу системы оповещения составляют автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО), сети связи, радиовещание и телевидение, а также специальные средства оповещения независимо от форм собственности.

Эксплуатационно-техническое обслуживание стационарных средств оповещения, установленных на предприятиях связи и находящихся в ведении штабов ГОЧС, а также поддержание их в постоянной готовности осуществляет служба оповещения и связи области, города (района).

Для оповещения рабочих, служащих и населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, создаются локальные системы оповещения (ЛСО) за счет средств этих объектов.

При отсутствии локальной системы оповещения эксплуатация потенциально опасных объектов экономики запрещается.

     

Статья 6. Основные принципы создания, поддержания в готовности, применения
 сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     

Состав сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области должен соответствовать уровню опасности возникновения на ней чрезвычайных ситуаций и позволять принимать необходимые меры по их локализации и ликвидации. Эти силы и средства должны быть рассчитаны на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени, сочетать в себе силы аварийно - спасательных служб, служб ГО, силы экстренного реагирования, профессиональные и нештатные аварийно - спасательные и невоенизированные формирования различных ведомств (кроме Министерства обороны), городов, районов и объектов, а также общественные аварийно-спасательные формирования.

Все города, районы, организации, включенные в ОП РСЧС, и объекты (прежде всего потенциально опасные), расположенные на территории Ростовской области, должны иметь свои силы и средства, позволяющие им осуществлять необходимые меры по предотвращению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура и состав сил и средств, расположенных на территории области, принципы управления их деятельностью (двойное подчинение и единоначалие) должны обеспечивать эффективное осуществление мер по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, своими силами.

Содержание личного состава формирований, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их материально - техническое обеспечение осуществляется за счет средств местных бюджетов городов (районов), которым принадлежат эти формирования, и средств объектов экономики.

     

Статья 7. Основные принципы и способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     

Заблаговременные мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, включают:

- анализ обстановки и прогнозирование возможных ЧС;

- организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

- организацию государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

- участие в лицензировании и декларировании безопасности промышленной деятельности;

- планирование и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС;

- разработку и обеспечение реализации правовых нормативных актов по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. Служба наблюдения и лабораторного контроля

Наблюдение и контроль за состоянием и зараженностью окружающей среды, продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений радиоактивными, отравляющими (ядовитыми) веществами и бактериальными средствами, другими опасными веществами и микроорганизмами, организуется и проводится учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), которые являются составной частью сил и средств ОП РСЧС. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Общее руководство областной СНЛК возлагается на руководителя службы. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляется руководителями ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК.

2. Инженерная защита

Инженерная защита населения области - комплекс мероприятий по обеспечению укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях ГО (ЗС ГО) при угрозе возникновения ЧС с целью предотвращения или максимального снижения его поражения (потерь). Укрытие населения в ЗС ГО - основной способ защиты населения в условиях ЧС военного характера и один из способов его защиты от ЧС мирного времени. Оно осуществляется в тех случаях, когда, несмотря на принимаемые меры превентивного характера, возникает реальная угроза жизни и здоровью людей, а использование других способов защиты невозможно или малоэффективно.

3. Радиационная и химическая защита населения

Радиационная и химическая защита населения предусматривает:

- заблаговременное накопление и поддержание в готовности средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля на пунктах управления ГО, на складах мобилизационного резерва государственного предприятия ГО области, в организациях независимо от форм собственности;

- создание запасов средств радиационной и химической защиты в организациях: 100% противогазов для всех лиц, работающих в мирное время, остальных средств по табелям (нормам) оснащения невоенизированных формирований ГО и защитных сооружений;

- обеспечение средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи рабочих, служащих химически опасных объектов и аварийно-спасательных служб и формирований, предназначенных для ликвидации (локализации) последствий аварий с выбросом (утечкой) сильнодействующих ядовитых веществ;

- заблаговременное приспособление объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта.

4. Медицинская защита

Медицинская защита направлена на предотвращение или уменьшение тяжести поражения людей, своевременное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим, их лечение, обеспечение эпидемического благополучия в районах ЧС и предусматривает:

- подготовку сил и средств медицинской службы, поддержание их в готовности для медицинского обеспечения мероприятий по ликвидации последствий ЧС;

- создание запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, исходя из потребности организованных в регионах специализированных бригад и возможной прогнозируемой обстановки;

- заблаговременное накопление на 100 % установленного контингента и поддержание в готовности медицинских средств индивидуальной защиты на складах мобилизационного резерва государственного предприятия ГО области, в организациях, независимо от форм собственности;

- использование при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций для оказания первой врачебной помощи пораженным и больным, а также для проведения неотложных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий всех находящихся в районе чрезвычайной ситуации лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических учреждений независимо от их ведомственной подчиненности;

- передачу в оперативное подчинение областной службе медицины катастроф (на весь период ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций) департамента здравоохранения Администрации Ростовской области, расположенных на территории области сил и средств медицинских учреждений и формирований УВД области, СКЖД, ВДРП, других подведомственных учреждений и ведомств, предназначенных для этой цели.

5. Эвакуация населения

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу и выводу населения из зон чрезвычайных ситуаций или вероятных чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Общее руководство проведением эвакуации осуществляется эвакуационными комиссиями.

     

Статья 8. Вопросы подготовки различных категорий населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

     

Порядок подготовки населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Российской Федерации и ведется по соответствующим возрастным и социальным группам.

Подготовка населения с привитием им практических навыков по наиболее вероятным действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, предприятиях и учреждениях (в том числе - образовательных), а также по месту жительства с использованием теле-радиовещательных станций независимо от их организационно-правовых форм.

Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:

- население, занятое в сфере производства и обслуживания;

- руководители органов исполнительной власти области, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы;

- командно-начальствующий и личный состав формирований;

- население, не занятое в сфере производства и обслуживания;

- учащиеся учебных заведений.

     

Глава II. Полномочия исполнительных, законодательных органов государственной власти области и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций


Статья 9. Полномочия Законодательного Собрания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»