ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 февраля 2011 года  Дело N А70-5649/2010

Постановление изготовлено в полном объеме  02 февраля 2011 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Т.Я Шабалковой

судей  Н.А. Алексеевой

В.И. Новоселова

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу  открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» на решение от 20.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья О.А. Минеев) и постановление от 29.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного  суда (судьи Л.А. Золотова, А.Н. Лотов, О.А. Сидоренко)  по  делу  № А70-5649/2010 по заявлению открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» (ИНН 8602060555, ОГРН 1028600584540)  к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (ИНН 7202138082, ОГРН 1057200733831) об оспаривании правомерности действий по возврату и отказу в утверждении проекта.

В заседании приняли участие: от Департамента лесного комплекса Тюменской области – К.А. Фомина по доверенности от 21.09.2010 № 81;

от  открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» - В.Л. Девятков по доверенности от 25.06.2010 № 1678-Д, А.В. Гулик по доверенности  от 01.01.2011 № 123-Д.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее – Департамент)  о признании незаконным решения об отказе в утверждении и возврате проекта лесного участка площадью 9, 2959 га в защитных лесах в лесных кварталах 55, 56, 77, 78, 101 Уватского лесничества Демьянского  участкового лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр под поисковую скважину № 6511 и трассу перевозки бурового оборудования к ней, изложенного в письмах от 02.03.2010 08/0633-10 и от 26.03.2010 № 08/0888-10; об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества – утвердить проект данного лесного участка площадью 9 2959 га.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.07.2010, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суды обеих инстанций установили, что спорный лесной участок отнесен к категории защитного леса, использование которого в эксплуатационных целях (геологическое изучение недр) запрещено нормами действующего лесного законодательства.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты как принятые с  неправильным толкованием норм  материального права. Общество заявляет, что испрашиваемый лесной участок относится к ценным лесам (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов), не относится к лесам, расположенным в водоохранных зонах, лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов.

Общество считает, что  запреты и ограничения создания объектов разработки месторождений полезных ископаемых Лесным  кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ) установлены только в отношении лесопарковых зон, зеленых зон, защиты природных и иных объектов (части 3, 5 статьи 105 ЛК РФ).

Приказом Министерства лесного хозяйства России от 06.11.2009  № 543, принятым на основании пункта 2 статьи 106 ЛК РФ, прямо предусмотрена возможность в защитных лесах (в том числе ценных) как размещение линейных объектов (трасса перевозки бурового оборудования), так и вырубка деревьев.

Приказом Министерства природных ресурсов России от 24.04.2007  № 109, принятым на основании пункта 4 статьи 43 ЛК РФ, предусмотрена возможность использования не только нелесных земель, но и покрытых менее ценными лесными насаждениями, а также иных лесных участков в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

В судебном заседании 26.01.2011 объявлялся перерыв до 27.01.2011 до 14 часов 30 минут.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на ее доводы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что Общество письмом  от 25.01.2010  № 2901-20-362 обратилось в Департамент  о выборе лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Лесной участок, расположенный в защитных лесах в лесных кварталах №№ 55, 56, 77, 78 и 101 Уватского лесничества Демьянского участкового лесничества Шалимовского лицензионного участка в Тюменской области, испрашивался  Обществом для осуществления работ по геологическому изучению недр под размещение поисковой скважины № 6511 и трассы перевозки бурового оборудования к ней.

Департамент письмом от 02.03.2010 № 08/063310 отказал Обществу в выборе лесного участка по причине его нахождения в защитных лесах (запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов).

Письмом от 26.03.2010 № 08/0888-10 Департамент возвратил Обществу без утверждения проект испрашиваемого им лесного участка.

Несогласие Общества с отказом в выделении спорного лесного участка и утверждении его проекта  явилось основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.

Поддерживая выводы судов обеих инстанций о правомерности отказа Департамента в выборе спорного лесного участка и утверждении его проекта, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Согласно части 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием  лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Статьей 21 ЛК РФ установлено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для осуществления работ по геологическому изучению недр.

Общество указывает, что спорный лесной участок испрашивается им для осуществления работ по геологическому изучению недр, следовательно, отказ в выделении  лесного участка и утверждении проекта противоречит нормам действующего законодательство.

Однако Обществом не учитывается следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 – 4 части 1 данной статьи допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ установлено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 данной статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 – 4 части 1 данной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 105 ЛК РФ в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает выводы обеих судебных инстанций о том, что исходя из прямого запрета нормами ЛК РФ на осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением защитных лесов, размещение объектов капитального строительства и вырубку деревьев в защитных лесах, Департамент правомерно отказал Обществу в утверждении  проекта лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр под поисковую скважину и трассу перевозки бурового оборудования к ней.

Доводы Общества о несоответствии выводов судов положениям приказа Министерства сельского хозяйства России от 06.11.2009 № 543, приказа Министерства природных ресурсов России от 24.04.2007 № 109, лесного плана Тюменской области от 19.12.2008 № 113, лесохозяйственного регламента Уватского лесничества Тюменской области, утвержденного приказом Департамента от 23.12.2008 № 657, отклоняются судом кассационной инстанции как противоречащие нормам ЛК РФ, устанавливающим запрет на нецелевое использование лесов  и имеющим большую юридическую силу.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ, не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 20.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-5649/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
  Т.Я. Шабалкова

     Судьи
  Н.А. Алексеева

     В.И. Новоселов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка