Недействующий

Инструкция об организации производства комплексных медико-криминалистических и медико-автотехнических экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и Министерства здравоохранения СССР (не действует на территории Российской Федерации на основании приказа Минюста России от 14.07.2020 N 162/703)

    

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР



УТВЕРЖДАЮ
Зам. Министра юстиции СССР
Н.А.Осетров
25.01.1982 N К-8-41

УТВЕРЖДАЮ
Зам. Министра
здравоохранения СССР
А.Г.Сафонов


СОГЛАСОВАНО
с Прокуратурой СССР
Верховным Судом СССР
Министерством внутренних дел СССР

     

ИНСТРУКЦИЯ
об организации производства комплексных медико-криминалистических и медико-автотехнических экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и Министерства здравоохранения СССР

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
совместного приказа Минюста России и приказа Минздрава России
от 14 июля 2020 года N 162/703

____________________________________________________________________

1. Производство комплексных медико-криминалистических и медико-автотехнических экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и Министерства здравоохранения СССР по уголовным и гражданским делам осуществляется исходя из общих требований уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик и в соответствии с Настоящей Инструкцией.

2. Производство указанных экспертиз организуется на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определения суда, постановления (определения) судьи в случаях, когда для ответа на вопросы требуется совместное решение и совместное формулирование общего вывода (выводов) экспертов, являющихся сотрудниками судебно-экспертных учреждений Минздрава СССР и Минюста СССР.

3. В постановлении (определении) о назначении медико-криминалистической и медико-автотехнической экспертиз должно быть указано, каким судебно-экспертным учреждениям поручается их производство и какое из них является ведущим. Вопрос о ведущем учреждении решается лицом или органом, назначившим экспертизу, по согласованию с руководителями соответствующих судебно-экспертных учреждений или их заместителями по научной (экспертной) работе. При отсутствии возможности согласования вопрос решается самостоятельно лицом или органом, назначившим экспертизу, после консультации с соответствующими специалистами. Целесообразно назначать ведущим то учреждение, сотрудники которого выполняют основной объем исследований представленных на экспертизу объектов или выполняют их первыми.

Если в постановлении (определении) о назначении экспертизы ведущее учреждение не указано, им считается то, в которое направлены объекты, подлежащие исследованию, и материалы дела.

Экземпляр постановления (определения) о назначении комплексной экспертизы направляется в каждое из учреждений, которым поручено ее производство.

4. По получении постановления (определения) о назначении комплексной экспертизы руководители учреждений или их заместители по научной (экспертной) работе формируют группу экспертов, выделяя необходимое число специалистов.

Руководство ведущего учреждения возлагает на одного из специалистов функции ведущего эксперта группы.

Ведущий эксперт осуществляет разработку общего плана исследований, координацию деятельности группы экспертов, руководит совещанием экспертов, назначает сроки проведения отдельных исследований в пределах общего срока производства экспертизы, установленного в соответствии с требованиями п.9 настоящей Инструкции, и контролирует соблюдение этих сроков, а также осуществляет связь с руководителями учреждений и лицом или органом, назначившим экспертизу. Ведущий эксперт не пользуется никакими процессуальными преимуществами при разрешении вопросов по существу.

5. Экспертиза не является комплексной, если в ходе исследований вопросы должны решаться экспертами различных учреждений независимо друг от друга. В случаях если такая экспертиза назначена, каждое учреждение проводит исследования по вопросам, относящимся к компетенции его сотрудников; результаты оформляются отдельными заключениями.

Если некоторые из вопросов, содержащихся в постановлении (определении) о назначении экспертизы, требуют совместного разрешения экспертами учреждений Минюста СССР и Минздрава СССР, а другие относятся к компетенции экспертов лишь одного из них, экспертиза проводится по правилам комплексной.

6. В случаях если необходимость в производстве комплексной экспертизы выявляется при проведении судебно-медицинской, криминалистической и автотехнической экспертиз, либо ознакомлении с материалами, поступившими на экспертизу, руководство экспертного учреждения ставит об этом в известность лицо или орган, назначивший экспертизу, который вправе вынести, с соблюдением требований п.3 настоящей Инструкции, постановление (определение) о назначении комплексной экспертизы.

7. При обнаружении в объектах, представленных на комплексную медико-криминалистическую и медико-автотехническую экспертизы инородных включений, не имеющих отношения к предмету назначенной экспертизы, ведущий эксперт направляет письменное уведомление лицу или органу, назначившему экспертизу, с указанием природы обнаруженных объектов и возможностей их экспертного исследования.

8. Специалисты, не являющиеся сотрудниками учреждений, которым поручено производство комплексной экспертизы, могут привлекаться только по указанию лица или органа, назначившего экспертизу. О такой необходимости их ставит в известность руководитель ведущего учреждения.

9. Сроки производства комплексной медико-криминалистической и медико-автотехнической экспертиз устанавливаются руководителем ведущего учреждения в пределах:

- до 20 дней - по материалам с небольшим количеством объектов или не требующим сложных исследований;

- до 1 месяца - по материалам с большим количеством объектов либо требующим особо сложных исследований или последовательных исследований одних и тех же объектов экспертами различных специальностей. В таких случаях срок производства экспертизы устанавливается по согласованию с лицом или органом, назначившим экспертизу, после ознакомления экспертов с материалами дела и представления ими соответствующего расчета времени. Срок предварительного ознакомления не должен превышать 5 дней.

10. В случаях если комплексная экспертиза организуется после начала исследований (п.6 настоящей Инструкции), а также при обнаружении в ходе ее производства новых объектов, требовавших расширения состава группы экспертов или проведения дополнительных исследований, первоначальный срок экспертизы может быть продлен лицами, указанными в п.9 настоящей Инструкции. Однако, если при этом срок превысит 1 месяц, его продление осуществляется по правилам, предусмотренным тем же пунктом настоящей Инструкции.

11. Срок производства комплексной экспертизы приостанавливается в случаях заявления ходатайства перед лицом или органом, назначившим экспертизу, о представлении дополнительных материалов или запроса на уничтожение либо существенное повреждение представленного на исследование объекта, если до разрешения ходатайства или запроса проведение исследований невозможно.

Необходимость последовательного исследования в ходе производства комплексной экспертизы одних и тех же объектов различными экспертами основанием для приостановления срока не является.

12. Заключение экспертов, производивших комплексную экспертизу, дается в письменной форме и состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

13. В вводной части указываются:

- наименование экспертизы (медико-криминалистическая, медико-автотехническая) и ее номер (проставляется номер экспертизы ведущего учреждения и через дробь - номер другого учреждения); если экспертиза является дополнительной или повторной, на это указывается особо;

- сведения об экспертах: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень и ученое звание, должность, стаж экспертной работы;