ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 1981 года N 77/106
Об утверждении типовых положений о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, зоологических парках, заказниках и природных национальных парках
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 1 июля 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 857
____________________________________________________________________
Государственный плановый комитет СССР и Государственный комитет СССР по науке и технике
постановляют:
1. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 года N 984 утвердить прилагаемые Типовое положение о государственных заповедниках, Типовое положение о государственных памятниках природы, Типовое положение о государственных ботанических садах и дендрологических парках, Типовое положение о государственных зоологических парках, Типовое положение о государственных заказниках и Типовое положение о государственных природных национальных парках.
2. Рекомендовать Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР решить в установленном порядке вопрос об упорядочении сети государственных заповедников, памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков, зоологических парков, заказников и природных национальных парков в соответствии с типовыми положениями о них.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ
1. Государственные заповедники образуются с целью сохранения в естественном состоянии типичных или уникальных для данной ландшафтной зоны территорий (природных комплексов) со всей совокупностью их компонентов, изучения в них естественного течения природных процессов и явлений и разработки научных основ охраны природы.
2. Участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах природными объектами изымаются из хозяйственной эксплуатации и предоставляются в бессрочное пользование государственным заповедникам в установленном порядке.
Территории государственных заповедников учитываются при разработке районных схем землеустройства.
3. Образование новых государственных заповедников производится Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР.
Государственные заповедники находятся в ведении органов, на которые возложены задачи охраны природы.
4. Государственные заповедники имеют штаты специальной службы охраны, научных, научно-технических сотрудников и административно-хозяйственного персонала.
Структура, штаты, сметы расходов, планы материально-технического обеспечения государственных заповедников утверждаются органом, в ведении которого находятся государственные заповедники.
5. Государственные заповедники возглавляются директорами, назначаемыми органами, в ведении которых находятся государственные заповедники.
Директор руководит государственным заповедником на основе сочетания единоначалия и коллегиальности, несет полную ответственность за деятельность государственного заповедника, обеспечивает соблюдение законности, государственной дисциплины и выполнение утвержденных планов.
6. Конкретные задачи каждого заповедника, научный профиль, организационное устройство, особенности режима и охраны определяются в положении, разрабатываемом в соответствии с настоящим Типовым положением и утверждаемом органом, в ведении которого он находится.
7. Государственные заповедники являются юридическими лицами, имеют статус научно-исследовательских учреждений, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе, имеют печать с изображением (в зависимости от подчиненности) Государственного герба СССР или Государственного герба союзной республики и со своим наименованием.
8. На государственные заповедники возлагается выполнение следующих задач:
а) обеспечение охраны территории (включая и акваторию) государственного заповедника со всеми имеющимися на ней природными объектами и соблюдение заповедного режима;
б) проведение научно-исследовательских работ, соответствующих научному профилю заповедника, силами штатных научных сотрудников заповедника и научно-исследовательских организаций страны;
в) пропаганда основ заповедного дела, проблем охраны и рационального использования природной среды, содействие в подготовке научных кадров по проблеме охраны природы.
9. Научно-исследовательская работа в государственных заповедниках проводится путем стационарных комплексных исследований и должна быть направлена на разработку научных основ охраны природы, осуществление контроля за изменением фонового состояния биосферы, на разработку научных основ сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных.
10. Государственными заповедниками разрабатываются в установленном порядке и представляются на утверждение органу, в ведении которого они находятся, планы научно-исследовательских работ и мероприятий по сохранению и восстановлению естественного состава экосистем, регулированию нарушенных естественных связей в них.
Общее методическое руководство научными исследованиями в государственных заповедниках осуществляют Академия наук СССР и академии наук союзных республик.
Результаты научных исследований публикуются в издаваемых государственными заповедниками в установленном порядке тематических сборниках.
11. В государственных заповедниках могут учреждаться ученые советы.
Состав ученого совета и положение о его деятельности утверждаются органом, в ведении которого находится государственный заповедник.
12. Планы восстановительных и санитарных мероприятий, отлова и отстрела животных, сбора коллекционных материалов на территории государственных заповедников для научно-исследовательских целей согласовываются соответственно с Академией наук СССР и академиями наук союзных республик и утверждаются органами, в ведении которых находятся государственные заповедники.
13. На территории (акватории) государственных заповедников запрещаются:
а) действия, изменяющие гидрологический режим земель государственных заповедников;
б) строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
в) изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
г) все виды лесопользования, заготовка сена, лекарственных растений, цветов, семян, тростника и иные нарушения растительного покрова, пастьба скота;
д) охота, рыбная ловля, уничтожение и отлов животных, разорение их гнезд, нор и прочих укрытий и жилищ, а также иные нарушения условий обитания животных;
е) интродукция растений и животных с целью акклиматизации и проведение мероприятий, способствующих увеличению численности отдельных видов животных выше допустимой научно обоснованной емкости угодий;
ж) сбор коллекционных и других материалов, за исключением материалов, необходимых для выполнения научных исследований в государственных заповедниках;
з) применение химических средств в качестве удобрений, а также для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками и для регулирования численности животных;
и) прогон домашних животных через земли государственного заповедника, проезд моторного и гусеничного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, а также стоянка этого транспорта на дорогах и водных путях общего пользования;
к) сплав леса по водотокам и водоемам в границах государственного заповедника;
л) пролет самолетов ниже 2000 м над землей и преодоление ими звукового барьера над территорией государственного заповедника, а также другие виды шумового воздействия, превышающие установленные нормы;
м) проезд и проход посторонних лиц по землям государственного заповедника, за исключением дорог и водных путей общего пользования;
н) устройство привалов, бивуаков, разведение огня и все формы отдыха населения;
о) всякая иная деятельность, нарушающая природные комплексы и угрожающая состоянию природных объектов.
14. В целях защиты природных комплексов государственных заповедников от влияния хозяйственной деятельности на прилегающих к ним территориях Советами Министров союзных республик или в порядке, ими устанавливаемом, могут создаваться охранные зоны. Вопрос об образовании охранной зоны, ее размерах и режиме решается одновременно с образованием государственного заповедника или в случае возникновения необходимости.
Размер и режим охранной зоны должны обеспечивать защиту государственного заповедника от неблагоприятных воздействий окружающих территорий.
В пределах охранных зон государственных заповедников могут быть запрещены или ограничены охота, рыбная ловля, рубки леса, отстрел или отлов животных, устройство мест для массового отдыха населения, прокладка дорог, трубопроводов и других коммуникаций, строительство новых предприятий и хозяйственных объектов, а также другие виды хозяйственной деятельности, которые могут оказать отрицательное воздействие на охраняемые в государственных заповедниках природные объекты.
15. В государственных заповедниках в установленном порядке допускаются:
а) восстановительные мероприятия на землях, где коренные природные комплексы оказались нарушенными деятельностью человека, а также мероприятия по предотвращению изменений природных комплексов в результате хозяйственной деятельности на территориях, прилегающих к государственному заповеднику (восстановление гидрологического режима, сохранение исторически сложившихся растительных ассоциаций, сохранение исчезающих видов растений и животных);
б) необходимые ветеринарные мероприятия для ликвидации особо опасных болезней, общих для человека и животных;
в) необходимые противопожарные и санитарные мероприятия на территории государственного заповедника, не нарушающие его режима;
г) возведение в установленном порядке построек, необходимых государственному заповеднику для выполнения его основных задач;
д) проведение других мероприятий, необходимых для сохранения заповедных природных комплексов, выполнения плана научно-исследовательских работ и обеспечения основных задач заповедника.
16. Охрана государственных заповедников осуществляется специальной инспекцией, которая действует на основании положения, утверждаемого органом, в ведении которого находится государственный заповедник, и пользуется всеми правами государственной лесной охраны СССР.
Специальная инспекция охраны входит в штат государственного заповедника, возглавляется его директором и состоит из государственных инспекторов, лесников и егерей.
Директор государственного заповедника является главным государственным инспектором по охране природы заповедника, заместители директора государственного заповедника являются соответственно заместителями главного государственного инспектора по охране природы заповедника.
17. Лица, виновные в нарушении режима государственного заповедника и его охранной зоны, привлекаются в установленном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Колхозы, совхозы, лесхозы и другие предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить заповеднику убытки, причиненные нарушением режима государственного заповедника и его охранной зоны, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПАМЯТНИКАХ ПРИРОДЫ
1. Государственными памятниками природы объявляются уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении природные объекты, представляющие собой небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы) и отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы, метеоритные кратеры, отдельные редкие или исторически ценные деревья и т.п.), а также природные объекты искусственного происхождения (старинные аллеи и парки, участки заброшенных каналов, карьеры, пруды и т.п.), не признанные памятниками истории и культуры или не входящие в состав единых природно-исторических памятников. Охране также подлежат метеориты, найденные на территории СССР.
2. Основной задачей объявления объектов государственными памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии для научных, культурно-просветительных и эстетических целей.
3. В зависимости от своей уникальности, научной или эстетической ценности государственные памятники природы могут быть отнесены к памятникам природы союзного, республиканского и местного (краевого, областного, районного) значения.
Решение об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы союзного значения принимается Госпланом СССР по представлению министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик и центральных органов общественных организаций.
Решение об отнесении природных объектов к государственным памятникам республиканского и местного значения принимается Советами Министров союзных республик или в порядке, ими устанавливаемом.
4. Объявление государственных памятников природы не влечет за собой изъятия занимаемого ими земельного участка (водного объекта) у землепользователей (водопользователей).
5. Колхозы, совхозы, лесхозы и другие предприятия, учреждения и организации, на землях которых находятся государственные памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны государственного памятника природы. Связанные с этим расходы возмещаются за счет средств государственного бюджета с возможным привлечением средств организаций, охраняющих памятники, и обществ охраны природы.
Передача государственного памятника природы под охрану производится органом, принявшим решение об объявлении природного объекта государственным памятником природы, и оформляется охранным обязательством.