ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 1988 года N 93
О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 7 января 1988 года N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" отметили, что в свете требований XXVII съезда партии о принятии решительных мер экономического, правового и воспитательного характера в целях обеспечения охраны и рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира необходима коренная перестройка всего дела охраны природы в стране.
После апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС в условиях возросшей социальной активности и заинтересованности всех слоев населения в улучшении состояния окружающей среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных богатств приняты принципиально важные решения Партии и Правительства по оздоровлению экологической обстановки во многих промышленных центрах и регионах страны. Всенародную поддержку получили конкретные меры, которые предстоит осуществить уже в текущей пятилетке по защите от загрязнения бассейнов озер Ладожское и Байкал, постановления о прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек и об охране уникальных памятников природы и культуры. Необходимые экономические и организационные предпосылки для дальнейшего совершенствования дела охраны природы созданы в ходе подготовки всех звеньев управления к практической реализации концепции перестройки руководства экономикой. Важным шагом является начавшаяся разработка проекта долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
Вместе с тем в природоохранной деятельности министерств и ведомств, советских и хозяйственных органов имеют место серьезные недостатки. Не обеспечивается комплексный подход к решению вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Развитие производительных сил в различных регионах осуществляется без должного учета экологических последствий и проведения единой природоохранной политики.
Совершенно недопустимо, что государственные органы, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, дублируют деятельность друг друга, ведут работу крайне неэффективно, руководствуясь зачастую ведомственными и местническими интересами. В определении главных задач в области охраны природы и использования природных ресурсов допускались грубые просчеты и ошибки, что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.
Сложившаяся система управления природопользованием ввиду чрезмерной разрозненности природоохранных функций по различным министерствам и ведомствам не отвечает современным требованиям хозяйствования и стала серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию производства в условиях растущей взаимозависимости между состоянием окружающей среды и развитием экономики.
В практике природоохранной деятельности недооцениваются экономические методы управления. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия и организации не заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения природной среды. Во многих случаях серьезный ущерб, который наносится предприятиями и организациями окружающей среде, не оказывает никакого влияния на результаты их хозяйственной деятельности.
Крупным недостатком является то, что проводимая работа по улучшению природопользования слабо базируется на достижениях научно-технического прогресса. Крайне недостаточно внедряются малоотходные и безотходные технологические процессы, комбинированные производства, обеспечивающие полное, комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов. По существу в стороне от этого важного государственного дела оказалось большинство академических и отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Их практическая работа не оказывает заметного воздействия на повышение технического уровня и экологической безопасности производства.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР отметили, что во многом имеющиеся недоработки и упущения в области охраны природы явились следствием серьезной недооценки этого важнейшего дела со стороны Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, других центральных экономических органов. При подготовке Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, планов экономического и социального развития страны ими недостаточно учитываются экологические особенности регионов и состояние природных ресурсов, не уделяется должного внимания рациональному использованию природного сырья, созданию эффективных природоохранных сооружений. В составе планов и государственных целевых научно-технических программ слабо отражаются проблемы утилизации отходов и другие вопросы ресурсосбережения. До сих пор не разработана целостная система природоохранных нормативов.
Безответственное отношение некоторых министерств и ведомств к вопросам природопользования привело к резкому ухудшению состояния окружающей среды в отдельных регионах. Во многих звеньях отраслевого управления преобладают ведомственность и субъективистский подход в принятии хозяйственных решений. Продолжает сохраняться порочная практика "остаточного" принципа выделения материальных и финансовых ресурсов на реализацию назревших задач охраны природы. В результате низкой исполнительской дисциплины ряд решений Партии и Правительства по осуществлению природоохранных мероприятий выполняется с отступлениями от установленных сроков и не в полном объеме.
Крайне медленно перестраивают свою деятельность в области охраны природы Советы Министров автономных республик, местные Советы народных депутатов. Ими неэффективно осуществляется координация природоохранной работы предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории. Не принимается действенных мер по претворению в жизнь предусмотренных в планах и решениях Партии и Правительства заданий по улучшению использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира. Не ведется настойчивой борьбы с нарушениями природоохранительного законодательства, не в полной мере используются предоставленные для этого права и полномочия.
Советскими и хозяйственными органами, средствами массовой информации, а также общественными организациями не уделяется необходимого внимания экологическому образованию и воспитанию людей, начиная с детства, пропаганде природоохранных знаний в семье, школе, средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве, повышению экологической культуры всех слоев населения как одному из важнейших условий улучшения дела охраны природы.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркнули, что вопросы охраны природы имеют большую общественную значимость, здесь недопустимы политическая и организационная вялость, безынициативность органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений. Борьба за экологическую безопасность на земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач советских людей.
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года N 32 и в связи с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1988 года "Об образовании союзно-республиканского Государственного комитета РСФСР по охране природы" Совет Министров РСФСР
постановляет:
1. Считать важнейшей задачей всех государственных и хозяйственных органов, объединений и предприятий, общественных организаций РСФСР и каждого трудового коллектива настойчивое и последовательное проведение линии партии на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды, исходя из признания жизненной необходимости решения этих вопросов не только для советского народа, но и для всего человечества.
Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, местным советским и хозяйственным органам рассматривать обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды как неотъемлемую составную часть экономического и социального развития республики. Главными направлениями природоохранной деятельности должны стать:
повсеместное обеспечение благоприятного санитарного и экологического состояния окружающей среды, и прежде всего в промышленных центрах, городах и других населенных пунктах, на основе строгого соблюдения научно обоснованных природоохранных норм;
уменьшение удельных расходов воды в целом по республике к 1995 году не менее чем на 20% и полное прекращение к 2000 году сброса неочищенных сточных вод во все водные бассейны РСФСР;
последовательное проведение работы по повышению плодородия земель, особенно за счет осуществления комплекса мер по защите почв от эрозии, своевременной мелиорации и рекультивации земель, а также сокращение отводов высокопродуктивных угодий на несельскохозяйственные нужды;
сохранение лесных богатств и повышение водоохранных, почвозащитных и других полезных природных свойств лесов на основе поддержания их надлежащего экологического состояния, усиления охраны лесов от пожаров, болезней и вредителей, осуществления мер по опережающему лесовосстановлению, снижению потерь древесины на всех стадиях заготовки и переработки;
полное и комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов путем внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, широкого вовлечения в хозяйственный оборот отходов горнопромышленного производства;
всемерное сохранение и воспроизводство рыбных запасов, диких зверей, птиц, других полезных живых организмов и растений, рациональное ведение охотничьего хозяйства, увеличение площади особо охраняемых природных территорий, включая заповедники, заказники и национальные природные парки;
организация эффективного использования природных ресурсов континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также Мирового океана при строгом соблюдении международных соглашений и экологических требований.
Особое внимание при осуществлении природоохранной деятельности должно быть обращено на обеспечение благоприятной экологической обстановки в регионах республики с высокой концентрацией промышленного и сельскохозяйственного производства, и прежде всего в южных районах Сибири, Урала, Поволжском экономическом районе, а также в районах Крайнего Севера.
2. Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, другим республиканским экономическим органам РСФСР при разработке предложений по РСФСР к Концепции и Основным направлениям экономического и социального развития СССР, проектов государственных планов РСФСР, долговременных народнохозяйственных программ предусматривать в них важнейшие направления природоохранной деятельности в увязке с намечаемыми масштабами развития производительных сил и внедрением в народное хозяйство достижений научно-технического прогресса, а также действенные меры к предотвращению ухудшения качества природной среды и нерационального использования природных ресурсов.
В этих целях доводить до министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов соответствующие показатели в составе контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов.
3. Министерствам и ведомствам РСФСР при осуществлении своих функций в области планирования развития экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, капитального строительства обеспечивать строгую увязку хозяйственной деятельности с экологическими требованиями, с тем чтобы любое принимаемое решение учитывало долговременные интересы общества в сохранении и улучшении природной среды, а их реализация была направлена на создание благоприятных условий труда, жизни и быта советских людей.
При разработке долгосрочных прогнозов и направлений развития отраслей, схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов и их реализации предусматривать приоритетное развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе малоотходных и безотходных технологических процессов. Рассматривать их как основное стратегическое направление решения проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Не допускать к производству новую технику, материалы и вещества, не отвечающие требованиям экологической безопасности.
4. Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечивать в области охраны природы и природопользования эффективную координацию деятельности всех объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, исходя из возложенной на республиканские (АССР) и местные органы управления всей полноты ответственности за экологическую обстановку в соответствующих регионах. Всемерно использовать возможности кооперации между предприятиями и организациями различных отраслей, расположенными на одной территории, объединения их усилий в сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения, с тем чтобы обеспечивать наиболее экономичное и эффективное решение вопросов рационального использования природных ресурсов и предотвращения загрязнения природной среды. При этом проявлять полную самостоятельность в решении вопросов охраны природы, опираясь на природоохранительное законодательство.
5. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 года N 32:
подчеркнули, что реализация выдвинутых партией задач по эффективному использованию и воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий в решающей степени зависит от соблюдения природоохранительных норм и законодательства объединениями, предприятиями и организациями. От их рачительного отношения и государственного подхода к использованию земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира зависит состояние природы, благополучие и здоровье людей;
обязали руководителей объединений и предприятий, советы трудовых коллективов, исходя из интересов настоящего и будущих поколений советских граждан и руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объединении), обеспечивать рациональное природопользование и охрану окружающей среды, безусловное соблюдение требований природоохранительного законодательства, строго пресекать любые его нарушения со стороны членов трудового коллектива.
6. Установить, что союзно-республиканский Государственный комитет РСФСР по охране природы (Госкомприрода РСФСР) является центральным органом государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов на территории РСФСР и наряду с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами несет всю полноту ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в республике. В этих целях Комитет наделяется соответствующими правами и полномочиями. Решения Государственного комитета РСФСР по охране природы, принимаемые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами и ведомствами РСФСР, а также объединениями, предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности.
Государственный комитет РСФСР по охране природы осуществляет свою деятельность под руководством Совета Министров РСФСР, а соответствующие его органы в автономных республиках, краях и областях, городах Москве и Ленинграде - под руководством Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 года N 32 установили, что Государственный комитет СССР по охране природы, его республиканские и местные органы не должны подменять министерства, ведомства, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, объединения, предприятия и организации в их деятельности по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. За органами отраслевого и территориального управления, объединениями, предприятиями и организациями сохраняется возложенная на них ответственность в этом деле.
7. Возложить на Государственный комитет РСФСР по охране природы:
осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, разработку и проведение единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, координацию деятельности министерств и ведомств РСФСР в этой области;
государственный контроль в пределах РСФСР за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод СССР, континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также общераспространенных полезных ископаемых;
подготовку и представление в Госплан РСФСР предложений по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов по РСФСР к проектам Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР, государственных пятилетних планов экономического и социального развития РСФСР. Комитет организует контроль за выполнением соответствующих заданий, предусмотренных в Основных направлениях и государственных планах РСФСР;
разработку предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий, имея в виду, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 года N 32 поручили Государственному комитету СССР по охране природы утверждение указанных нормативов, правил и стандартов;
подготовку республиканских целевых программ по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов и представление их в Совет Министров РСФСР. Комитет утверждает территориальные комплексные схемы охраны природы и использования природных ресурсов, имеющие республиканское и межрегиональное значение;
осуществление государственной экологической экспертизы схем развития и размещения производительных сил по РСФСР и экономическим районам СССР, расположенным на территории РСФСР, а также отраслей народного хозяйства, контроля за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов. При этом Комитет должен ориентироваться прежде всего на такой решающий фактор улучшения деятельности по охране природы, как широкое применение во всех отраслях народного хозяйства малоотходных и безотходных технологий и других достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих рациональное природопользование;
выдачу в установленном порядке разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, участие в подготовке материалов для определения и утверждения расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
руководство заповедным делом и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства в республике, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги РСФСР;
организацию распространения знаний о природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе;
участие в планировании и осуществлении сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями, координацию работы министерств и ведомств РСФСР по выполнению обязательств Советской Стороны, вытекающих из международных договоров по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области.
8. В связи с образованием Государственного комитета РСФСР по охране природы и возложением на него функций государственного управления и контроля в области охраны природы и природопользования, которые осуществляются в настоящее время на территории РСФСР другими министерствами и ведомствами, передать в ведение этого Комитета:
из Госагропрома РСФСР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
из Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и выполнение других функций, связанных с организацией охраны и рационального использования водных ресурсов;
из Министерства лесного хозяйства РСФСР - осуществление государственного контроля за ведением лесного хозяйства и рациональным использованием лесов;
из Главохоты РСФСР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной животного мира, включая контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства, руководство заповедным делом, ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги РСФСР.
Госагропрому РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР и Главохоте РСФСР в связи с передачей указанных функций Государственному комитету РСФСР по охране природы по согласованию с Комиссией Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма подготовить предложения об уточнении положений о соответствующих министерствах и ведомствах РСФСР и внести их в Совет Министров РСФСР.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 года N 32 признали целесообразным передать в ведение Государственного комитета СССР по охране природы:
из Министерства геологии СССР - осуществление государственного контроля за охраной подземных вод от истощения и загрязнения, сохранив за этим Министерством проведение гидрогеологических исследований, в том числе разработку постоянно действующих гидродинамических моделей основных регионов страны с целью управления ресурсами подземных вод;