ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 1953 года N 2623
О мерах дальнейшего развития советской торговли
В решении неотложной задачи резкого повышения обеспеченности населения всеми товарами народного потребления и дальнейшего улучшения материального благосостояния рабочих, колхозников, интеллигенции, всех советских людей ещё более важное значение приобретает всемерное развёртывание товарооборота и улучшение организации государственной, кооперативной и колхозной торговли.
Торговля при социализме есть и надолго останется основной формой распределения предметов потребления между членами социалистического общества, посредством которой будут удовлетворяться растущие личные потребности трудящихся.
Задача в настоящее время состоит в том, чтобы серьёзно двинуть вперёд дело развития советской торговли и в ближайшие 2-3 года обеспечить бесперебойную продажу всех необходимых населению товаров в каждом городе и в каждом сельском районе, значительно улучшить обслуживание покупателей и обеспечить удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей, развернуть широкую сеть современных, технически оснащённых торговых предприятий и организовать быстрое продвижение к потребителю всё возрастающей массы предметов потребления, производимых промышленностью и сельским хозяйством.
При неуклонном росте товарооборота в нашей стране спрос населения на ряд товаров всё ещё удовлетворяется неполностью. В организации торговли имеются крупные недостатки, мешающие дальнейшему развитию торговли и улучшению обслуживания населения.
Торговые организации плохо изучают спрос населения и допускают серьёзные ошибки в распределении и завозе товаров. В ряде районов до сих пор не налажена торговля всеми товарами, необходимыми населению; допускаются перебои в торговле товарами, имеющимися в достаточном количестве.
Торговые организации слабо воздействуют на промышленность в деле увеличения выпуска и улучшения качества товаров, требующихся населению, и недостаточно ведут борьбу за качество товаров, поставляемых промышленностью в торговую сеть.
Существенные недостатки имеются в организации и размещении розничной торговой сети.
Торговые предприятия слабо оснащены современным торговым и холодильным оборудованием и инвентарём и не располагают необходимыми складами для хранения, подсортировки товаров и планомерного снабжения ими торговой сети. Погрузо-разгрузочные и другие трудоёмкие работы на складах не механизированы.
Организация дела общественного питания отстаёт от растущих потребностей населения. В ряде городов, районных центров и рабочих посёлков имеется недостаточно столовых, чайных, закусочных и других предприятий общественного питания. Во многих предприятиях общественного питания плохо заботятся об улучшении обслуживания посетителей, которые вынуждены тратить много времени для получения обедов и закусок. Ассортимент блюд зачастую однообразен, и качество приготовляемых обедов невысокое. Предприятия общественного питания неудовлетворительно оснащены технологическим и холодильным оборудованием, а в ряде случаев хорошей посудой и столовыми приборами.
Торговля на селе значительно отстаёт от возрастающих к ней требований со стороны колхозов и колхозников. Неудовлетворительно организована в сельской местности продажа товаров повседневного спроса, а также хозяйственного назначения: леса, кирпича, черепицы и других.
Во многих районных центрах нет универсальных магазинов потребительской кооперации. Плохо обслуживается население небольших сёл и деревень, не имеющих постоянной торговой сети.
Организации потребительской кооперации недостаточно привлекают пайщиков к активному участию в работе кооперативов и к контролю за торговлей.
Имеются крупные недостатки в развёртывании колхозной торговли. Плохо организована закупка остающихся в колхозах и у колхозников излишков сельскохозяйственных продуктов, в которых нуждается городское население.
Имея в виду обеспечить крутой подъём в развитии советской торговли, Совет Министров Союза ССР и Центральный Комитет КПСС
постановляют:
1. Увеличить в 1954 году объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли по сравнению с 1950 годом на 72% (в сравнимых ценах) против 70%, предусмотренных на 1955 год пятилетним планом, т. е. превзойти задание пятилетнего плана уже в 1954 году; обеспечить увеличение розничного товарооборота в 1955 году примерно в два раза по сравнению с 1950 годом.
2. Значительно увеличить в 1954 и 1955 годах продажу населению продовольственных и промышленных товаров и предусмотреть в 1955 году против задания, установленного пятилетним планом, рост рыночных фондов товаров по сравнению с 1950 годом примерно в следующих размерах:
Прирост, уста- | Новое задание на 1955 год | ||
Мясопродукты | на 90% | в 2,3 | раза |
Рыбопродукты | на 70% | в 2,1 | " |
Масло животное | на 70% | в 1,9 | " |
Сыр | в 2 раза | в 2,2 | " |
Масло растительное | в 2 раза | в 2,6 | " |
Сахар | в 2 раза | в 2,3 | " |
Вино виноградное | в 2 раза | в 2,4 | " |
Одежда | на 80% | в 2,4 | " |
Ткани | на 70% | в 1,8 | " |
в т.ч. шерстяные и шелковые ткани | в 2,4 | " | |
Чулки, носки | в 2 раза | в 2,2 | " |
Трикотаж | в 2,2 раза | в 2,7 | " |
Мебель | в 3 раза | в 4,0 | " |
Металлическая посуда | в 2,5 раза | в 4,9 | " |
Велосипеды | в 3,5 раза | в 5,5 | " |
Швейные машины | в 2,4 раза | в 5,1 | " |
Радиоприёмники и телевизоры | в 2 раза | в 4,4 | " |
Часы | в 2,2 раза | в 2,6 | " |
в т.ч. наручные часы | в 4,7 | " | |
Домашние холодильники, стиральные машины, пылесосы | в несколько раз | более чем в 10 раз |
Предусмотреть на 1956 год дальнейшее увеличение рыночных фондов основных продовольственных и промышленных товаров по сравнению с 1950 годом примерно в следующих размерах:
Мясопродукты в 2,6 раза.
Рыбопродукты в 2,3 раза.
Масло животное в 2,1 раза.
Масло растительное в 2,8 раза.
Сахар в 2,4 раза.
Ткани в 2 раза.
Обувь в 2 раза.
Швейные машины в 5,9 раза.
Велосипеды в 6 раз.
Радиоприёмники и телевизоры в 5,3 раза.
Мебель в 4,8 раза.
3. Обязать Министерство торговли СССР:
а) организовать тщательное изучение и всесторонний учёт спроса населения на товары и на этой основе обеспечить представление заказов промышленности, правильное распределение ресурсов товаров и завоз их в районы страны с учётом сезонного спроса, национальных и бытовых особенностей населения.
Для изучения спроса населения города и деревни использовать возможности всех основных торговых организаций - оптовых и розничных, крупных магазинов, оптовых баз в разных районах страны, заявки торгующих организаций на поставку товаров, данные корреспондентской сети по учёту изменения спроса населения, а также предложения граждан, высказываемые на конференциях покупателей, проводимых торговыми организациями;
б) на основе изучения спроса населения совместно с министерствами, вырабатывающими товары народного потребления, периодически пересматривать ассортимент товаров, поставляемых для рынка, и вносить в установленном порядке необходимые изменения в планы производства с тем, чтобы снимать с производства товары, не пользующиеся спросом населения, и заменять их лучшими образцами товаров;
в) серьёзно улучшить оптовую торговлю и работу оптовых баз, повысив их ответственность за качество принимаемых от промышленности товаров; для контроля за исполнением промышленными предприятиями заказов торгующих организаций, за выполнением требований торговли по качеству и ассортименту промышленных товаров и соблюдением основных условий поставки товаров иметь инспекторов по качеству и ассортименту товаров из числа высококвалифицированных работников со специальной подготовкой и опытом работы;
г) организовать при главных управлениях торговли тканями, одеждой и обувью ассортиментные кабинеты, возложив на эти кабинеты изучение ассортимента товаров, выпускаемых промышленностью, подготовку предложений по улучшению качества и ассортимента товаров в соответствии со спросом населения и популяризацию новых изделий;
д) в целях содействия делу улучшения качества и ассортимента товаров организовать в г. Москве для показа работникам промышленности и торговли постоянную выставку образцов товаров широкого потребления, производимых отечественной промышленностью, и товаров широкого потребления иностранных образцов;
е) предусмотреть в проекте плана распределения промышленных и продовольственных товаров на 1954 год создание нормативных переходящих запасов тканей, одежды, обуви и других промышленных, а также продовольственных товаров на оптовых, выходных и торговых базах Министерства, обеспечивающих регулярное снабжение розничной торговой сети товарами в полном ассортименте.
4. Ввиду того, что существующая практика ограничения (лимитирования) заказов на товары для рынка приводит во многих случаях к навязыванию промышленностью торгующим организациям товаров, не соответствующих спросу населения, к накоплению излишних товаров и препятствует решению задачи лучшего удовлетворения спроса населения, обязать Министерство торговли СССР и Центросоюз внести необходимые изменения в действующий порядок представления заказов торгующими организациями промышленности.
Госплану СССР, министерствам и ведомствам предусматривать при составлении планов производства товаров народного потребления увеличение производства товаров дефицитных видов и сортов с тем, чтобы ликвидировать лимитирование заказов торгующих организаций.
Обязать торговые организации строго контролировать поставку товаров в соответствии с заказами и не принимать товары с отступлением от заказанного ассортимента и не пользующиеся спросом.
Обязать директоров предприятий и начальников отделов сбыта предприятий принимать необходимые меры к обеспечению своевременной и полной поставки торгующим организациям товаров в установленном ассортименте и высокого качества в соответствии с их заказами.
5. Ввиду того, что действующие основные условия поставки товаров не отвечают задаче усиления борьбы за качество товаров, обязать Министерство торговли СССР и Центросоюз в месячный срок разработать совместно с министерствами-поставщиками и утвердить в установленном порядке новые основные условия поставки товаров, предусмотрев в них повышение ответственности поставщиков и торгующих организаций за качество, ассортимент и сроки поставки товаров.
6. Обязать Министерство торговли СССР организовать, наряду с продажей одежды фабричного пошива, пошив и продажу одежды высшего качества по индивидуальным заказам населения в ателье и мастерских торгующих организаций из материалов ателье и материалов заказчиков. В связи с этим обязать Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР передать с 1 января 1954 года. Министерству торговли СССР существующую сеть ателье индивидуального пошива и мастерские индивидуального пошива.
Обязать Советы Министров союзных республик, Центропромсовет и Центросоюз расширить индивидуальный пошив одежды по заказам граждан на предприятиях местной промышленности, промысловой и потребительской кооперации и серьёзно улучшить постановку этого дела.
7. В целях дальнейшего развития книжной торговли обязать Министерство культуры СССР открыть в 1954-1955 годах книжные магазины во всех районных центрах страны и увеличить сеть книжных магазинов в городах и рабочих посёлках.
Обязать Центросоюз увеличить продажу книг в сельской местности в 1955 году в 2 раза против 1953 года.
8. Предоставить право Министерству машиностроения, Министерству транспортного и тяжёлого машиностроения, Министерству электростанций и электропромышленности, Министерству оборонной промышленности, Министерству авиационной промышленности, Министерству химической промышленности, Министерству промышленности строительных материалов СССР и Министерству лесной и бумажной промышленности СССР создать в составе центрального аппарата самостоятельные управления или отделы для планирования производства товаров широкого потребления и для обеспечения контроля за поставкой торгующим организациям этих товаров надлежащего качества и в ассортименте в соответствии с требованиями рынка.
Обязать Министров перечисленных министерств возложить контроль за производством и поставкой товаров широкого потребления торгующим организациям на первого заместителя Министра.
9. Обязать Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР и другие промышленные министерства пересмотреть до 1 января 1954 года с участием Министерства торговли СССР и Центросоюза ГОСТы и технические условия, не отвечающие современным требованиям на упаковку и маркировку промышленных товаров, имея в виду серьёзное улучшение этого дела, и свои предложения представить в Госплан СССР.
Госплану СССР представить в месячный срок в Совет Министров СССР заключение по представленным предложениям, требующим решения Правительства.
10. Обязать Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР, Министерство промышленности продовольственных товаров СССР, Министерство лесной и бумажной промышленности СССР, Министерство металлургической промышленности, Министерство машиностроения, Министерство транспортного и тяжёлого машиностроения, Министерство электростанций и электропромышленности, Министерство оборонной промышленности, Министерство авиационной промышленности, Министерство химической промышленности, Министерство местной и топливной промышленности РСФСР и Центропромсовет подготовить до 1 января 1954 года и издать в первом полугодии 1954 года каталоги и альбомы товаров широкого потребления в количестве, обеспечивающем потребность торговых организаций.
11. Обязать Министерство торговли СССР, Центросоюз и министерства, имеющие торговую сеть, принять меры к полной распродаже и переработке скопившихся у торговых организаций товаров выпуска прошлых лет, устаревших фасонов и моделей, произведя в IV квартале 1953 года уценку этих товаров в среднем до 30% за счёт сокращения отчислений от прибылей торгующих организаций в 1953 году, а по потребительской кооперации - за счёт прибыли, на общую сумму до 600 млн.рублей, в том числе по организациям государственной торговли - 400 млн.рублей и потребительской кооперации - 200 млн.рублей.
Министерству торговли СССР произвести в октябре 1953 года уценку скопившихся за несколько лет товаров, принятых от Министерства промышленных товаров широкого потребления СССР (обувь, швейные изделия, кожаная галантерея и другие), на общую сумму 90 млн.рублей за счёт сокращения отчислений от прибыли Министерства промышленных товаров широкого потребления СССР в 1953 году.