ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 1953 года N 2457
О мерах по дальнейшему развитию животноводства в стране и снижении норм обязательных поставок продуктов животноводства государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих
Совет Министров СССР и Центральный Комитет КПСС отмечают, что достигнутый уровень производства мяса, молока, шерсти, яиц, кож и другой продукции животноводства не удовлетворяет возросших потребностей населения в этих продуктах, а лёгкой промышленности - в сырье. Интересы всего народного хозяйства настоятельно требуют дальнейшего увеличения поголовья скота и значительного повышения его продуктивности.
Однако успешному разрешению указанной задачи мешают крупные недостатки, имеющиеся в этой важной отрасли сельского хозяйства.
За последние годы поголовье скота растёт крайне медленно, а в 1952 году допущено сокращение общей численности крупного рогатого скота на 2,2 млн.голов. Особенно неудовлетворительно обстоит дело с ростом маточного поголовья. Поголовье коров ещё не достигло довоенного уровня, а в 1952 году даже сократилось на 550 тыс.голов.
Низкий удельный вес коров в стаде крупного рогатого скота колхозов и совхозов является серьёзным препятствием к увеличению валовой продукции молока и росту общественного скота за счёт собственного воспроизводства. Неудовлетворительно также развивается птицеводство.
Большие потери колхозы ежегодно несут от падежа скота и недополучают значительное количество молодняка вследствие яловости маточного поголовья. Государственные планы увеличения поголовья скота и птицы из года в год не выполняются.
Вследствие плохого кормления и ухода за скотом продолжает оставаться крайне низкой продуктивность животноводства, причём в последнее время в колхозах имело место снижение удоев молока, настрига шерсти и ряда других качественных показателей по животноводству.
Неблагополучное положение с развитием животноводства объясняется прежде всего отставанием производства и заготовки кормов. Во многих колхозах слабо развито травосеяние. Крайне низка урожайность естественных кормовых угодий и сеяных трав. В запущенном состоянии находится выращивание кормовых корнеплодов, кормовых бахчевых культур, а также кукурузы и подсолнечника, являющихся наиболее ценными и высокоурожайными силосными культурами. В крайне небольших размерах производятся посевы картофеля на корм скоту. Слабо осуществляются мероприятия по улучшению лугов и пастбищ.
Особенно плохо обстоит дело с механизацией возделывания и уборки кормовых пропашных культур, скирдования сена и соломы, работ по улучшению лугов, обводнению пастбищ и водоснабжению животноводческих ферм.
В результате низкой урожайности кормовых культур, а также слабой механизации сеноуборки и особенно стогования сена, сбора и скирдования соломы, из года в год не выполняются планы заготовки грубых и сочных кормов. Из-за низкой урожайности и сокращения посевных площадей овса, ячменя, кукурузы и других фуражных культур в колхозах мало выделяется зерна на корм скоту и птице.
Серьёзное отставание допущено в механизации трудоёмких работ на животноводческих фермах, в результате чего многие колхозы не обеспечивают своевременного проведения работ в животноводстве, а также надлежащего ухода за скотом.
В практике заготовок допускается извращение принципа погектарного исчисления обязательных поставок продуктов животноводства, когда передовым, хорошо работающим колхозам, добившимся высокой продуктивности животноводства, как правило, устанавливается задание по обязательным поставкам государству продуктов животноводства в значительно больших размерах, чем отстающим, плохо работающим колхозам.
Крупным препятствием в развитии животноводства является также недостаточная обеспеченность поголовья скота и птицы благоустроенными помещениями. Многие колхозы не выполняют устанавливаемых им планов строительства животноводческих помещений и силосных сооружений. Плохо организовано снабжение колхозов строительными материалами и особенно лесом, кровлей и кирпичом. Центросоюз неудовлетворительно выполняет возложенные на него обязанности по завозу и продаже колхозам строительных материалов (леса круглого, пиленого, гвоздей, шифера и других) для строительства животноводческих помещений, а Министерство лесной и бумажной промышленности СССР выделяет для продажи колхозам лесоматериалы низкого качества. Не обеспечиваются колхозы кирпичом и черепицей по линии местной и кооперативной промышленности.
Особенно серьёзные недостатки в развитии общественного животноводства за последние годы имели место в колхозах и совхозах Казахской ССР, Киргизской ССР, Калининской, Калужской, Костромской, Новгородской, Вологодской, Смоленской, Кировской, Новосибирской и Воронежской областей, где в результате неудовлетворительного руководства развитием этой важнейшей отрасли хозяйства со стороны советских, партийных и сельскохозяйственных органов не выполняются государственные планы по росту поголовья скота, повышению его продуктивности и допускаются большие потери скота от падежа.
Действующие заготовительные цены на мясо, масло, молоко, яйца не создавали необходимой заинтересованности колхозов и колхозников в развитии общественного животноводства.
Все эти серьёзные недостатки в развитии животноводства являются также следствием того, что Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР и его местные органы неудовлетворительно руководят развитием этой важнейшей отрасли сельского хозяйства. Машинно-тракторные станции не оказывают колхозам необходимой помощи в увеличении производства кормов и механизации трудоёмких работ на фермах, специалиста по животноводству местных сельскохозяйственных органов и зооветеринарной сети недостаточно помогают колхозам в улучшении организации работ на животноводческих фермах. Совершенно неудовлетворительно внедряются в колхозное и совхозное производство достижения науки и опыт передовых животноводов.
Вследствие допущенных серьёзных недостатков животноводство ещё не стало в большинстве колхозов высокотоварной и высокодоходной отраслью сельского хозяйства.
Совет Министров СССР и ЦК КПСС считают неправильным, что многие местные советские, партийные и сельскохозяйственные органы не оказывают колхозникам необходимой помощи в обеспечении скота, находящегося в личной собственности, кормами и пастбищами. Всё это, а также недостатки, имевшие место в налоговой политике по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников, привело в ряде областей, краёв и республик к сокращению за последние годы поголовья продуктивного скота у колхозников.
Крупные недостатки в развитии животноводства имеются и в совхозах. Во многих совхозах не создана устойчивая кормовая база, недоиспользуются имеющиеся значительные площади пастбищ, в недостаточных размерах заготавливается сено, мало производится сочных кормов, особенно силоса, в крайне недостаточных размерах выращивается и используется в совхозах на корм скоту картофель. В результате низкой урожайности фуражных культур, в кормовом балансе совхозов всё ещё большое место занимают завозные концентрированные корма. Из-за плохой организации работы многие совхозы не выполняют заданий по повышению продуктивности скота, медленно увеличивают производство животноводческой продукции, допускают высокую себестоимость мяса, молока, шерсти и других продуктов животноводства.
В соответствии с Постановлением Пленума ЦК КПСС от 7 сентября 1953 года, в целях ликвидации нетерпимого отставания в развитии животноводства и увеличения производства мяса, молока, масла, шерсти, яиц и других животноводческих продуктов, Совет Министров Союза ССР и Центральный Комитет КПСС
постановляют:
1. Довести на 1 октября 1954 года поголовье скота до следующих размеров:
(в млн. голов) | ||||
По всему сельскому хозяйству | в том числе | |||
в кол- | в государ- | у колхозни- | ||
Коровы | 29,2 | 11,5 | 1,6 | 16,0 |
Общее поголовье крупного рогатого скота | 65,9 | 35,0 | 4,8 | 25,7 |
Овцы и козы | 144,4 | 104,0 | 13,1 | 26,9 |
в том числе - овцы | 127,4 | 99,0 | 13,0 | 15,0 |
Свиноматки | - | 3,8 | - | - |
Общее поголовье свиней | 34,5 | 21,5 | 4,3 | 8,5 |
Считать необходимым иметь в колхозах птицеводческие фермы с поголовьем кур-несушек к 1 октября 1955 года не менее 100-200 голов на каждые 100 гектаров посева зерновых культур с учётом особенностей отдельных зон согласно Приложению N 1.
В колхозах степных районов всемерно увеличивать поголовье индеек, а в колхозах, имеющих лугопастбищные угодья и водоёмы, кроме кур, разводить гусей и уток, засчитывая их в выполнение указанной нормы поголовья кур-несушек из расчёта одна утка за двух кур и одна индейка или один гусь за четырёх кур.
Всемерно развивать в колхозах и совхозах прудовое рыбоводство.
Установить задания по продуктивности скота в колхозах (с 1 октября 1953 года по 1 октября 1954 года): средний удой молока на одну корову не менее чем 1400 кг, настриг шерсти на одну тонкорунную овцу не менее чем 4,7 кг, полутонкорунную овцу не менее чем 3,6 кг, на полугрубошерстную овцу не менее чем 3,1 кг и на грубошерстную овцу не менее чем 2,2 кг; обеспечить нагул и откорм крупного рогатого скота не менее чем 4,8 млн.голов, овец и коз не менее чем 7 млн.голов и откорм свиней не менее чем 7 млн.голов.
2. В связи с крайне неблагоприятными условиями зимовки скота в 1952/53 году в колхозах ряда центральных и других областей уменьшить установленный на 1953 год план по росту поголовья крупного рогатого скота в колхозах на 2,9 млн.голов, овец и коз на 3,3 млн.голов и птицы на 56,3 млн.голов и утвердить план по поголовью крупного рогатого скота, овец и коз и птицы на 1 октября 1953 года по областям, краям и республикам согласно Приложению N 2.
3. В целях создания более благоприятных условий для развития животноводства в колхозах и совхозах, лучшего использования имеющихся кормов и помещений, а также сдачи и продажи государству упитанного скота после летнего нагула и доращивания, установить, что планирование и учёт выполнения заданий по росту поголовья скота, повышению его продуктивности и другим показателям плана развития животноводства должны производиться по состоянию на 1 октября каждого года.
4. Обязать Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР и Министерство совхозов СССР обеспечить в своих планах правильное установление заданий по росту поголовья скота и повышению его продуктивности для областей, краёв и республик, а Советы Министров республик, крайисполкомы, облисполкомы и райисполкомы - для районов и колхозов. При установлении заданий всесторонне учитывать экономические и природные условия отдельных районов, колхозов и совхозов, благоприятствующие развитию одних видов скота и неблагоприятствующие развитию других видов.
Предоставить право Советам Министров республик, крайисполкомам, облисполкомам и райисполкомам:
а) не доводить до отдельных районов и колхозов задания по поголовью тех видов продуктивного скота и птицы, развитие которых в условиях данного района и колхоза хозяйственно нецелесообразно;
б) не устанавливать в планах на 1954-1955 годы заданий:
по дальнейшему росту поголовья коров и общего поголовья крупного рогатого скота тем колхозам, которые добились удоев молока, превышающих средний по району удой на 50% и более, но не менее 2500 килограммов на корову, и в которых валовой надой молока на каждые 100 гектаров закреплённой за колхозом земли (пашни, сенокосов, пастбищ) за предыдущий хозяйственный год составил не менее 150 центнеров;
по дальнейшему росту поголовья свиноматок и общего поголовья свиней тем колхозам, которые откормили в предыдущем хозяйственном году свиней общим живым весом не менее 12 центнеров на каждые 100 гектаров пашни.
Считать, что в работе таких колхозов основное внимание должно быть обращено на улучшение качества стада, повышение продуктивности скота и увеличение продукции животноводства.
5. В целях увеличения валовой продукции молока и обеспечения роста поголовья крупного рогатого скота за счёт собственного воспроизводства считать неотложной задачей быстрейшее увеличение поголовья коров в колхозах с тем, чтобы в ближайшие годы удельный вес поголовья коров на фермах крупного рогатого скота повысился в колхозах пригородных районов не менее чем до 60%, в колхозах остальных районов не менее чем до 50% и в колхозах степных, полупустынных и высокогорных районов Казахстана, Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа, Астраханской, Чкаловской, Читинской областей, Бурят-Монгольской АССР и Тувинской автономной области не менее чем до 40%.
Установить, что план по поголовью крупного рогатого скота считается выполненным лишь при условии выполнения плана по поголовью коров.
Обязать Советы Министров республик, облисполкомы и крайисполкомы для обеспечения более быстрого увеличения поголовья коров доводить до районов и колхозов задания по выращиванию нетелей и тёлок старше года.
6. Осудить, как неправильное, отношение к коневодству отдельных руководителей, считающих, что в настоящее время в связи с ростом механизации лошадь потеряла своё значение в сельском хозяйстве, в то время как даже при комплексной механизации многие сельскохозяйственные и транспортные работы, а также работы по обслуживанию личных нужд колхозников более рационально выполнять на живом тягле.
Считая, что главной задачей в развитии коневодства является качественное улучшение поголовья, признать в дальнейшем нецелесообразным устанавливать в народнохозяйственных планах областям, краям и республикам задания по росту поголовья лошадей.
Предоставить право Советам Министров республик, облисполкомам и крайисполкомам, начиная с 1954 года, доводить до районов и колхозов задания по поголовью лошадей, исходя из потребностей колхозов в живом тягле.
Отменить пункт 32 Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 11 марта 1942 года N 327 о порядке выбраковки лошадей и обязать Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР пересмотреть все действующие инструкции и указания по выбраковке лошадей.
7. Начиная с 1954 года, не устанавливать в народнохозяйственных планах областям, краям и республикам отдельных заданий колхозам по поголовью волов.
8. Отменить действующий порядок установления заданий по выводу молодняка птицы и продаже его колхозам инкубаторно-птицеводческими станциями. Установить, что Советы Министров республик, облисполкомы и крайисполкомы утверждают задания по выводу и продаже молодняка птицы инкубаторно-птицеводческими станциями колхозам на основе их заявок, а также для продажи молодняка птицы колхозникам, рабочим и служащим.
9. Ввиду того, что некоторые колхозы и совхозы на зимний период не обеспечивают кормами всё поголовье скота, допускают истощение и падёж части поголовья, что наносит серьёзный ущерб колхозам, совхозам и государству, обязать Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР, Министерство совхозов СССР, Советы Министров республик, крайисполкомы, облисполкомы, обкомы, крайкомы партии и ЦК компартий союзных республик, райисполкомы и райкомы партии принимать меры к тому, чтобы всё поголовье скота в колхозах и совхозах, остающееся на зимнее содержание, было полностью обеспечено кормами и помещениями.
Проводить ежегодно в сентябре-октябре проверку обеспеченности колхозов и совхозов кормами и помещениями для зимнего содержания скота и принимать меры к дополнительной заготовке, а также покупке кормов, окончанию строительства и ремонта помещений.
Колхозам и совхозам, не обеспечивающим поголовье скота кормами в силу стихийных бедствий или других причин, решениями Советов Министров республик, крайисполкомов и облисполкомов, а по совхозам приказом Министра совхозов СССР разрешать сдавать часть скота государству в счёт обязательств будущего года с тем, однако, чтобы полностью сохранить маточное поголовье и обеспечить восполнение стада в следующем году. При этом одновременно устанавливать причины необеспеченности поголовья скота кормами и рассматривать вопрос об ответственности работников, допустивших невыполнение планов заготовки кормов, - по колхозам - председателя колхоза, по группе колхозов, обслуживаемых МТС, - директора МТС и по району - председателя райисполкома, по совхозу - директора совхоза.
10. Обязать местные советские, партийные и сельскохозяйственные органы, руководителей колхозов оказывать колхозникам помощь в обзаведении скотом и птицей и в обеспечении кормами поголовья скота, находящегося в их личной собственности, путём распределения кормов по трудодням и предоставления пастбищ для выпаса скота.
Министерству сельского хозяйства и заготовок СССР организовать продажу молодняка птицы колхозникам, рабочим и служащим с инкубаторно-птицеводческих станций.
Обязать местные советские и сельскохозяйственные органы обеспечивать скот рабочих и служащих выпасами и сенокосными угодьями на незанятых землях государственного земельного фонда, на землях государственного лесного фонда, в полосе отчуждения железных и шоссейных дорог, на землях городов, рабочих и дачных посёлков.
В тех случаях, когда таких свободных земель недостаточно, рекомендовать колхозам разрешать специалистам сельского хозяйства, учителям, медицинским работникам и другим работникам - не членам колхозов, связанным с обслуживанием колхозного производства, пользоваться колхозными выпасами для их скота по договорённости с колхозом за плату, оправдывающую расходы колхозов по содержанию выгонов и водопоев, но не свыше 150 рублей в сезон за корову.
11. Обязать Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР, Министерство совхозов СССР, Советы Министров республик, облисполкомы и крайисполкомы улучшить ветеринарное обслуживание животноводства колхозов, совхозов и скота, находящегося в личной собственности колхозников, рабочих и служащих, а также проведение профилактических ветеринарно-санитарных и лечебных мероприятий в животноводстве.
Дополнительно к существующей сети ветеринарных учреждений открыть в 1954 году 60 городских ветеринарных лечебниц, 80 ветеринарно-фельдшерских пунктов в рабочих посёлках, 96 межрайонных ветеринарно-бактериологических лабораторий, 246 мясоконтрольных станций и 275 дезинфекционных отрядов.
12. Предоставить право Министерству сельского хозяйства и заготовок СССР, Советам Министров республик, крайисполкомам и облисполкомам производить оплату приобретаемых для ветеринарных учреждений автомашин, мотоциклов и велосипедов, лошадей, сбруи, повозок и другого транспортного оборудования за счёт 15-процентных отчислений от платежей по государственному обязательному окладному страхованию на борьбу с пожарами и падежом скота.
13. Обязать Госплан СССР и Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР предусматривать, начиная с 1954 года, в планах материально- технического снабжения народного хозяйства выделение строительных материалов для строительства ветеринарных лечебниц, амбулаторий и других помещений для ветеринарных учреждений, проводимого за счёт 15-процентных отчислений от платежей по государственному обязательному окладному страхованию.