Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 1957 года N 931

О развитии жилищного строительства в СССР

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


В стране социализма, где власть принадлежит трудящимся, подъем жизненного уровня и благосостояния народа является одной из важнейших задач. Для Коммунистической партии и Советского правительства нет цели более высокой, чем забота о благе и счастье народа, об улучшении условий его жизни.

После того, как в нашей стране власть перешла в руки трудящихся, была поставлена задача обеспечить экономическую независимость советского государства, без чего невозможно было отстоять Советскую власть от посягательств интервентов и осуществлять социалистическое переустройство страны.

Последовательно проводя ленинскую генеральную линию на преимущественное развитие тяжелой индустрии - основы основ благосостояния страны, создав такие отрасли промышленности, каких не знала царская Россия: тракторостроение, автомобилестроение, станкостроение, химическая и авиационная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, коренным образом реконструировав нефтяную промышленность, черную металлургию и ряд других важнейших отраслей тяжелой индустрии, успешно претворяя в жизнь заветы Великого Ленина об электрификации страны, Коммунистическая партия и Советское правительство еще в годы первых пятилеток всемерно расширяли жилищное строительство.

Возникновение новых индустриальных центров привело к росту числа городов и поселков. В стране возникли новые крупные города - Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Караганда, Сталинск, Кировск, Балхаш и сотни других.

Жилищное строительство не прекращалось в стране и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Огромный ущерб жилищному фонду был нанесен войной и фашистской оккупацией; более 1700 городов и поселков оказались разрушенными, уничтожено около 70 миллионов квадратных метров жилой площади, свыше 25 миллионов человек полностью лишились крова. В трудных условиях военного времени было построено и восстановлено жилых домов общей площадью около 50 миллионов квадратных метров.

Советский народ, разгромив фашистских захватчиков, провел в послевоенные годы под руководством партии и правительства огромную созидательную работу по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства СССР. В невиданно короткие сроки были ликвидированы тяжелые последствия войны, что потребовало усилий всего народа. Многое было сделано и в области жилищного строительства. Жилищный фонд городов не только полностью восстановлен, но и значительно увеличен по сравнению с довоенным.

Только за период 1946-1956 гг. в городах и рабочих поселках были построены и восстановлены жилые дома общей площадью около 300 миллионов квадратных метров, что более чем в 1,5 раза превышает весь городской жилищный фонд дореволюционной России. В больших размерах жилищное строительство развернулось и на селе. За этот же период колхозниками и сельской интеллигенцией построено около 5,7 миллиона жилых домов.

Общий жилищный фонд в городах и поселках городского типа за годы Советской власти увеличился в 3,7 раза. За эти годы в Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком и других городах страны введены в действие тысячи новых жилых домов. Так, в Москве жилищный фонд на начало 1956 года более чем в 2 раза превысил жилищный фонд 1926 года. Только в 1956 году в Москве было построено 1374 тысячи квадратных метров жилищ, а в 1957 году московские строители взяли на себя обязательство построить и сдать в эксплуатацию 1 миллион 800 тысяч квадратных метров новой жилой площади. Значительно возрос жилищный фонд и в других городах страны. В Горьком жилищный фонд на начало 1956 года увеличился по сравнению с 1926 года в 4,2 раза, в Новосибирске - в 6,5 раза, в Свердловске - в 5,4 раза.

Однако темпы промышленного строительства в стране опережали до последнего времени строительство жилищ. Для того, чтобы создать тяжелую промышленность и этим обеспечить дальнейший мощный рост всех отраслей народного хозяйства, осуществить крутой подъем сельскохозяйственного производства и на этой основе добиться значительного повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа, требовались значительные материальные и денежные средства. В связи с этим жилищное строительство отставало от потребности населения.

Вместе с тем в результате повышения жизненного уровня трудящихся, улучшения медицинского обслуживания и бытовых условий в нашей стране из года в год увеличивается рождаемость, резко снижается смертность, растет численность населения. В связи с осуществлением грандиозных планов индустриализации страны и возникновением новых промышленных центров, общая численность городского населения увеличилась за последние 30 лет более чем в 3 раза.

Быстрый рост населения и опережающее развитие промышленности, несмотря на непрерывно возрастающий объем жилищного строительства, привели к тому, что проблема жилья все еще продолжает оставаться одной из самых острых. Население многих городов, рабочих поселков и сел испытывает нужду в благоустроенных жилищах. Значительное количество семейств еще проживает в ветхих домах.

Неудовлетворительная обеспеченность населения жилищами является также и следствием серьезных недостатков, еще имеющихся в жилищном строительстве. Средства, выделяемые государством на эти цели, во многих союзных республиках, краях, областях, городах и районах недоиспользуются; планы ввода жилых домов в эксплуатацию не выполняются, материальные средства и трудовые ресурсы распыляются по многочисленным объектам. Вместо строительства крупными жилыми массивами дома часто возводятся разбросанно на отдельных участках, в различных частях города. Нередко застройка в существующих городах проводится с большим неоправданным сносом жилых домов, что приводит к потере жилой площади. Во многих проектах планировки и застройки жилых районов и проектах жилых домов еще допускаются излишества, удорожающие строительство и снижающие качество вводимой в эксплуатацию жилой площади.

Руководители многих промышленных предприятий и организаций, переложив всю ответственность за строительство жилищ на подрядные строительные организации, не проявляют инициативы в изыскании дополнительных резервов и возможностей к увеличению размеров жилищного строительства.

Строительство жилых домов индивидуальными застройщиками осуществляется в городах и поселках в недостаточных размерах. Во многих местах исполкомы местных Советов депутатов трудящихся, руководители предприятий и учреждений не оказывают необходимой помощи застройщикам, не помогают в благоустройстве поселков, не организуют застройщиков в жилищно-строительные коллективы. Индивидуальное жилищное строительство еще плохо обеспечивается строительными материалами и деталями. Партийные и профсоюзные организации промышленных предприятий зачастую устраняются от руководства индивидуальным жилищным строительством.

Жилищное строительство в сельских местностях также отстает от потребностей, что является следствием неудовлетворительной организации сельского строительства и его слабой производственно-технической базы. Далеко не во всех колхозах имеются постоянные строительные бригады, мало создано межколхозных строительных организаций и предприятий.

Темпы жилищного строительства в городах и в сельской местности во многом сдерживаются нехваткой строительных материалов. Некоторые республиканские, краевые, областные, городские партийные и советские органы, промышленные предприятия и строительные организации не проявляют должной инициативы в использовании для нужд жилищного строительства местных строительных материалов и отходов промышленности. Крайне недостаточно используются в строительстве жилых домов отходы промышленных предприятий и, в частности, металлургические и котельные шлаки, золы ТЭЦ, а также такие дешевые местные строительные материалы, как камыш, солома; не развивается производство извести, фибролита, минеральной шерсти и других местных строительных материалов.

Медленно внедряются прогрессивные сборные конструкции заводского изготовления; недостаточно применяются крупноблочные и крупнопанельные конструкции стен и облегченные кирпичные кладки, отстает развитие заводского, стандартного домостроения.

Очень серьезным недостатком в жилищном строительстве является во многих случаях низкое качество строительных работ: недоброкачественная кладка стен, изготовление столярных изделий и устройство полов из сырых лесоматериалов, небрежное выполнение внутренних санитарно-технических устройств и особенно низкое качество отделочных работ.

Отставание жилищного строительства от потребностей, все еще низкое качество строительства и его высокая стоимость являются в значительной степени следствием того, что многие партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные органы республик, краев, областей, городов и районов не всегда уделяют этим вопросам необходимое внимание.

В деле расширения строительства жилищ, сокращения сроков и стоимости строительства приобретает повсеместно огромное значение почин трудящихся промышленных предприятий города Горького строить дома собственными силами, "методом народной стройки".

Коллективы предприятий г.Горького приняли обязательство в 1957-1960 гг. построить таким способом дополнительно 700 тысяч квадратных метров жилой площади, в том числе в 1957 году - 85 тысяч квадратных метров, что составляет 60 процентов государственного плана жилищного строительства в г.Горьком. Трудящиеся предприятий Горького, Сталинграда, Харькова, Воронежа и многих других городов страны изыскивают неиспользуемые материалы и оборудование, отходы предприятий и организуют производство строительных материалов для того, чтобы строить жилые дома для себя.

Это является примером высокой социалистической сознательности и должно получить всемерную поддержку со стороны партийных, советских и профсоюзных органов. В этой замечательной инициативе выражено стремление трудящихся как можно скорее решить жилищную проблему в нашей стране.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают, что в настоящее время дальнейшее развитие жилищного строительства, имеющего всенародное значение, является одной из важнейших задач всех партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных органов, всего советского народа. План жилищного строительства на шестую пятилетку, установленный директивами XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, должен быть не только выполнен, но и перевыполнен.

Партия и Правительство систематически занимаются изысканием дополнительных средств и материальных ресурсов для максимального развития жилищного строительства в стране.

Государственные капитальные вложения в жилищное строительство по сравнению с пятой пятилеткой возрастают в 1956-1960 гг. на 78 миллиардов рублей и в еще больших размерах будут возрастать в последующие годы.

Существенную роль в финансировании все увеличивающихся затрат на развитие жилищного строительства сыграют средства, которыми Советское государство будет располагать в результате отсрочки платежей по государственным займам, размещенным по подписке среди населения до 1957 года. Эти платежи составили бы до конца шестой пятилетки 62 миллиарда рублей.

Постоянный рост материального благосостояния трудящихся позволяет также значительно развить за счет сбережений населения индивидуальное жилищное строительство. Этому будет способствовать отмена, начиная с 1958 года, выпуска государственных займов, размещаемых по подписке среди населения, в результате чего реальные доходы трудящихся увеличатся только в 1958 году на 14,5 миллиарда рублей, а в 1959 году и в последующие годы - еще больше.

Проводимая в настоящее время перестройка управления промышленностью и строительством, организация совнархозов экономических административных районов создают благоприятные условия для дальнейшего развития жилищного строительства; открываются широкие возможности для проявления инициативы на местах, использования имеющихся резервов и привлечения непосредственно к участию в жилищном строительстве широких масс трудящихся.

Организация руководства строительством по экономическим административным районам устраняет междуведомственные барьеры и обеспечивает возможность укрупнения и специализации предприятий строительной индустрии и строительных организаций, осуществляющих жилищное строительство.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают, что в настоящее время созданы необходимые условия для дальнейшего подъема жилищного строительства, и ставят задачу в кратчайшие сроки достигнуть значительного прироста жилищного фонда, чтобы в ближайшие 10-12 лет покончить в стране с недостатком в жилищах.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют:

1. Обязать Госплан СССР, Советы Министров союзных республик и министерства при определении объемов жилищного строительства в государственных планах развития народного хозяйства исходить из необходимости ликвидации в ближайшие 10-12 лет недостатка в жилищах для трудящихся.

2. Установить объем государственного жилищного строительства на 1956-1960 гг. по вводу в эксплуатацию жилых домов в размере 215 миллионов квадратных метров общей площади, против 205 миллионов квадратных метров, предусмотренных Директивами XX съезда КПСС, в том числе: в 1957 году - 34 миллиона квадратных метров, 1958 году - 42 миллиона квадратных метров, 1959 году - 51 миллион квадратных метров и 1960 году - 60 миллионов квадратных метров.

3. Увеличить на 1956-1960 гг. объем жилищного строительства в городах, поселках городского типа, МТС, совхозах и леспромхозах за счет средств населения и с помощью государственного кредита с 84 миллионов квадратных метров общей площади, намеченных ранее, до 113 миллионов квадратных метров, в том числе в 1957 году - 13 миллионов квадратных метров, 1958 году - 19 миллионов квадратных метров, 1959 году - 29 миллионов квадратных метров и 1960 году - 41 миллион квадратных метров.

4. Расширить объем строительства жилых домов в колхозах силами колхозников и сельской интеллигенции с 2,3 миллиона домов в 1951-1955 гг. до 4 миллионов домов в 1956-1960 гг., в том числе в 1957 году - 750 тысяч домов, в 1958 году - 800 тысяч домов, в 1959 году - 850 тысяч домов и в 1960 году - 900 тысяч домов.

Поручить Госплану СССР совместно с Советами Министров союзных республик установить ежегодные объемы строительства жилых домов для колхозников и сельской интеллигенции по каждой республике.

5. Установить в соответствии с пп.2 и 3 настоящего постановления на 1956-1960 гг. по союзным республикам объем государственного и индивидуального жилищного строительства в городах, рабочих поселках, МТС, совхозах и леспромхозах:

Государственное жилищное строительство (млн.кв.м общей площади)

Индивидуальное жилищное строительство в городах, поселках, МТС, совхозах и леспромхозах (млн.кв.м общей площади)

РСФСР

149,0

68,0

Украинская ССР

29,5

21,4

Белорусская ССР

3,9

3,1

Узбекская ССР

3,9

3,0

Казахская ССР

15,0

7,7

Грузинская ССР

2,1

1,9

Азербайджанская ССР

2,3

1,4

Литовская ССР

1,2

0,8

Молдавская ССР

0,8

0,7

Латвийская ССР

1,3

0,7

Киргизская ССР

1,2

1,1

Таджикская ССР

1,0

0,7

Армянская ССР

1,2

0,9

Туркменская ССР

1,3

1,1

Эстонская ССР

1,3

0,5


6. Поручить Советам Министров союзных республик в двухмесячный срок установить задания совнархозам и исполкомам местных Советов депутатов трудящихся по строительству жилых домов на 1956-1960 гг., выделив объемы жилищного строительства по отдельным крупным городам в соответствии с приложением N 1.

7. Возложить, начиная с 1958 года, обязанности заказчика по жилищному, культурно-бытовому и коммунальному строительству в городах, выполняемому подрядным способом, на исполкомы. Проектно-изыскательские работы по этому строительству должны выполняться, как правило, укрупненными проектными организациями обл(край)исполкомов или горисполкомов.

8. Поручить Советам Министров союзных республик, обл(край)исполкомам утвердить до 1 декабря 1957 года планы размещения жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства по крупным городам на 1958-1960 гг., исходя из необходимости осуществления жилищного строительства на свободных территориях, без сноса существующих строений и преимущественно крупными массивами.

9. Одобрить почин рабочих и служащих промышленных предприятий и организаций города Горького и ряда других городов по строительству жилых домов собственными силами, как начало всенародного движения за скорейшее улучшение жилищных условий, как пример высокой социалистической сознательности.

В целях развития жилищного строительства признать необходимым всемерно поощрять строительство жилых домов силами рабочих и служащих промышленных предприятий и организаций, как один из путей увеличения объемов жилищного строительства и ускорения ввода жилых домов в эксплуатацию.

10. Установить, что жилищное строительство, осуществляемое непосредственно с трудовым участием рабочих и служащих предприятий и организаций, может производиться как за счет ассигнований на жилищное строительство по планам капитальных вложений, так и за счет других средств, используемых в установленном порядке предприятиями и хозяйственными организациями на капитальное строительство сверх государственных планов капитальных работ, в том числе средств из фонда предприятия, фонда директора (начальника), фонда ширпотреба, премий по итогам Всесоюзного социалистического соревнования и других премий, выделяемых предприятиям и организациям.

11. Предоставить право руководителям предприятий и организаций:

объединять средства на указанное жилищное строительство, выделенные как за счет ассигнований, предусмотренных на плановое жилищное строительство, так и за счет специальных средств, находящихся в распоряжении предприятий и хозяйственных организаций, направляемых в установленном порядке на строительство, осуществляемое вне плана капитальных работ;

по согласованию с профсоюзными организациями направлять в 1957-1960 гг. на финансирование жилищного строительства до 70 процентов средств по фонду предприятия, директора (начальника) и фонду ширпотреба, а также премий, полученных по Всесоюзному социалистическому соревнованию, и других премий, выделяемых предприятию и организации, с соответствующим уменьшением затрат на другие цели за счет этих источников;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»