ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики
1. Государственная автомобильная инспекция входит в состав органов милиции Министерства охраны общественного порядка союзной республики и призвана обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, способствовать улучшению технического состояния автомототранспорта и вести его количественный и качественный учет.
2. В своей деятельности государственные автомобильные инспекции руководствуются законами СССР, союзных и автономных республик, указами Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, решениями местных органов государственной власти, Положением о советской милиции, настоящим Положением, а также приказами и инструкциями министерств охраны общественного порядка союзных и автономных республик.
3. Государственная автомобильная инспекция исполняет свои обязанности в тесном взаимодействии с другими службами милиции, администрацией предприятий, учреждений и организаций, поддерживает постоянную связь с широкими массами трудящихся, опирается на помощь и поддержку добровольных народных дружин по охране общественного порядка, общественных автоинспекторов, комиссий общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, а также других общественных организаций.
4. В управлениях милиции министерств охраны общественного порядка союзных республик (в РСФСР - в Главном управлении), в министерствах охраны общественного порядка автономных республик, в управлениях охраны общественного порядка исполнительных комитетов областных, краевых Советов депутатов трудящихся и в управлениях милиции исполнительных комитетов городских Советов депутатов трудящихся создаются отделы Государственной автомобильной инспекции.
В отделах милиции исполнительных комитетов городских, окружных и районных Советов депутатов трудящихся создаются отделения или группы Государственной автомобильной инспекции.
На автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения могут создаваться дорожные отделения и участки Государственной автомобильной инспекции.
Штатная численность Государственной автомобильной инспекции утверждается Министром охраны общественного порядка союзной республики в пределах устанавливаемой Советом Министров СССР общей штатной численности милиции, состоящей на государственном бюджете.
Подразделения милиции, регулирующие уличное движение, содержащиеся за счет ассигнований по бюджетам соответствующих местных Советов депутатов трудящихся, подчиняются Государственной автомобильной инспекции и действуют в соответствии с настоящим Положением.
5. На Государственную автомобильную инспекцию для выполнения стоящих перед нею задач возлагаются следующие обязанности:
а) осуществление надзора за соблюдением правил движения, регулирование движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
б) контроль за наличием у водителей удостоверений на право управления данным видом транспортных средств и путевых листов, за соответствием маршрутов и грузов записям в путевых листах, а также осуществление борьбы с использованием автомобилей и мотоциклов в целях личной наживы;
в) контроль за исправностью находящихся в эксплуатации автомобилей, автомобильных прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотоколясок, троллейбусов и трамваев, в частности за исправностью спидометров, за выполнением правил снятия автомобильных шин с эксплуатации и отбора их для восстановления, а также за наличием приспособлений, обеспечивающих подавление помех радиоприему;
г) разработка мероприятий по улучшению организации движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, по оборудованию улиц и дорог необходимыми техническими средствами регулирования движения (дорожными сигнальными знаками, указателями, светофорами, островками безопасности, ограждениями, переходами и др.); контроль за содержанием в исправном состоянии улиц, дорог и искусственных дорожных сооружений и освещенностью их;
д) учет дорожно-транспортных происшествий и выявление их причин, организация работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, в частности путем разъяснения населению правил движения через печать, кино, радио и телевидение;
е) в соответствии с действующими правилами осуществление регистрации и учета автомототранспортных средств и проведение ежегодно технических осмотров автомобилей и мотоциклов;
ж) участие в работе комиссий по приемке автомобильных дорог, улиц и искусственных дорожных сооружений в эксплуатацию;
з) дача заключений по проектам ГОСТов на автомобили, автомобильные прицепы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотоколяски, троллейбусы и трамваи в части удовлетворения требованиям безопасности движения и участие в дорожных испытаниях этих транспортных средств;
и) прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомобилями, мотоциклами, мотороллерами, мопедами, мотоколясками, троллейбусами и трамваями;
к) контроль за проведением министерствами, ведомствами и транспортными хозяйствами необходимых мероприятий по предупреждению аварийности автомототранспорта и городского электротранспорта и содержанию транспортных средств в исправном состоянии;
л) проведение с участием индивидуальных владельцев выбраковки принадлежащих им легковых автомобилей и мотоциклов, пришедших в негодность; осуществление работы по взиманию установленного законодательством сбора с индивидуальных владельцев легковых автомобилей и мотоциклов;
м) производство неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий (задержание водителей, установление свидетелей, сохранение и закрепление следов и т.п.).
6. Государственной автомобильной инспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
а) с согласия исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся или соответствующих органов управления автомобильным транспортом и шоссейными дорогами, а в неотложных случаях самостоятельно запрещать или ограничивать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения;
б) привлекать в необходимых случаях работников городского электротранспорта к работе по проверке технического состояния находящихся в эксплуатации трамваев и троллейбусов;
в) проверять в необходимых случаях знание водителями автомототранспортных средств, троллейбусов и трамваев правил движения, а также направлять их на медицинское освидетельствование для установления годности к управлению этими транспортными средствами;
г) в соответствии с действующим законодательством лишать водителей прав на управление автомототранспортными средствами, троллейбусами и трамваями за нарушение правил движения, за использование автомобилей и мотоциклов в целях личной наживы, а также за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии или ставить вопрос перед соответствующими органами о лишении водителей указанных прав.
7. Государственные автомобильные инспектора имеют право: