СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 1961 года N 920
О мерах по более эффективному использованию капитальных вложений и усилению контроля за вводом в действие строящихся предприятий
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в капитальном строительстве за последние годы достигнуты значительные успехи. За истекшие два года семилетки построено и введено в действие 2180 крупных промышленных предприятий. Основные фонды в народном хозяйстве СССР за это время возросли на 53 млрд. рублей, то есть более, чем они возросли за четыре года пятой пятилетки. Вступившие в действие новые мощности превышают мощности, введенные в действие за предыдущую пятилетку: по производству проката черных металлов - на 25 процентов, искусственного и синтетического волокна - на 30 процентов, цемента - на 11 процентов. Увеличены мощности предприятий по производству строительных материалов, особенно цемента и сборных железобетонных конструкций. Многое сделано для повышения уровня механизации и индустриализации строительства.
Однако в планировании и организации капитального строительства еще имеются очень большие недостатки. В настоящее время наиболее крупным недостатком является распыление капитальных вложений и материальных ресурсов по многим стройкам и объектам. Госплан СССР, Советы Министров и Госпланы союзных республик, совнархозы, министерства и ведомства СССР неудовлетворительно увязывают планы капитального строительства и задания по вводу в действие производственных мощностей с планами материально-технического снабжения и особенно с планами производства и поставки оборудования. В результате одновременно строится объектов гораздо больше, чем может быть своевременно обеспечено металлом, цементом, лесом и другими строительными материалами и оборудованием. Кроме того, имеют место факты, когда материальные ресурсы отвлекаются с плановых объектов и даже важнейших строек на внеплановое строительство, осуществляемое за счет нецентрализованных источников финансирования, объем которых достиг значительных размеров.
Практика показывает, что там, где стройки своевременно и полностью обеспечены рабочими чертежами, материалами, конструкциями и оборудованием, где создана необходимая производственная база и проведена соответствующая подготовка к началу строительства, предприятия и сооружения строятся в короткие сроки. Например, доменные и мартеновские печи возводятся за 6-8 месяцев, а крупнейшие прокатные станы - за один-полтора года.
Вместо того чтобы в кратчайшие сроки завершить ранее начатое строительство, многие совнархозы, министерства и ведомства, а в ряде случаев и Советы Министров союзных республик, с ведома и согласия партийных органов ставят своей главной задачей - "вырвать" как можно больше денег на капитальное строительство и начать новые стройки, не считаясь с тем, есть ли возможности и ресурсы для того, чтобы ввести их в действие в короткие сроки. Во многих случаях в титульные списки включаются объекты, сооружение которых не вызывается первоочередной необходимостью. Зачастую стройки начинают без учета возможностей обеспечения их проектной документацией, материалами, оборудованием, без необходимой инженерной подготовки и предварительного решения всех вопросов, от которых зависит успешный ход строительства.
Такая практика приводит к распылению и замораживанию средств в незавершенном строительстве, создает в ряде отраслей промышленности диспропорции и сдерживает темпы развития народного хозяйства, что наносит серьезный ущерб государству и заслуживает сурового осуждения.
Совнархозы, министерства и ведомства, директора строящихся и расширяемых предприятий, а также местные партийные органы не считают выполнение заданий по вводу в действие производственных мощностей и плана капитальных вложений такой же первостепенной обязанностью, как выполнение плана выпуска промышленной продукции, свыклись с укоренившейся практикой срыва сроков ввода в действие пусковых объектов и производственных мощностей.
Значительные трудности создаются на стройках в результате несвоевременной и некомплектной выдачи проектно-сметной документации. Качество проектов во многих случаях не отвечает современным требованиям. Типовые проекты в промышленном строительстве применяются недостаточно. Проектные организации предусматривают неоправданно большое количество типоразмеров изделий из железобетона и других материалов. Например, в тресте "Челябметаллургстрой", в управлении "Сибметаллургстрой" и на строительстве химических заводов в Куйбышевском совнархозе применяется до тысячи типоразмеров железобетонных изделий в каждом.
Проектные организации недостаточно занимаются анализом стоимости единицы вводимых в действие мощностей, при разработке рабочих чертежей без оснований увеличивают сметную стоимость строительства, зачастую безответственно относятся к своей работе и допускают просчеты в определении мощностей проектируемых предприятий. Проектным институтом "Гипрокаучук" Государственного комитета Совета Министров СССР по химии при проектировании Сумгаитского, Стерлитамакского, Куйбышевского и Омского заводов синтетического каучука были приняты непроверенные решения по технологическому процессу получения синтетического каучука. Мощности предприятий, построенных по этим проектам, оказались значительно меньше проектных.
Работа проектных институтов, подчиненных различным союзным и республиканским министерствам и ведомствам, недостаточно координируется и не направляется на решение важнейших задач по повышению эффективности использования капитальных вложений и своевременному обеспечению строительства проектной документацией.
На многих предприятиях и в совнархозах сложилась порочная практика включения в проекты дополнительных объектов, увеличения объемов работ и необоснованного пересмотра смет. В результате сметная стоимость многих строящихся предприятий металлургической, химической, пищевой, текстильной и других отраслей промышленности значительно возросла. Сметная стоимость строительства ряда шахт Сталинского совнархоза увеличилась на 50-70 процентов. Проект шахты Ветка-Глубокая пересматривался несколько раз, при этом мощность шахты не изменилась, а сметная стоимость ее возросла с 28,9 млн. рублей до 52,8 млн. рублей.
Проверка многих проектов и смет подтвердила большие возможности сокращения сметной стоимости строительства объектов. Однако эти возможности очень часто не используются. Экспертиза проектов организована неудовлетворительно и во многих случаях проводится формально. Проекты утверждаются, как правило, без надлежащей критической оценки.
Руководители строительных и монтажных трестов, предприятий-заказчиков, совнархозы, министерства, ведомства, местные партийные органы, а также госстрои союзных республик ослабили контроль за качеством строительных и монтажных работ. Низкое качество строительства допущено при сооружении химических заводов синтетического каучука и синтеза спирта в г. Куйбышеве. Эти работы выполнялись строительными организациями Куйбышевского совнархоза и Куйбышевгидростроем Министерства строительства электростанций. Подобные факты имеют место на некоторых стройках Кемеровского, Красноярского, Саратовского и других совнархозов.
Существенные недостатки имеются в планировании развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии, в результате чего в ряде районов не хватает материалов и изделий, высока их стоимость. Госстрой СССР не обеспечил разработки экономичных типовых проектов предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии для районов крупного промышленного строительства.
Несмотря на очевидную эффективность создания крупных предприятий, капитальные вложения на развитие промышленности строительных материалов и строительной индустрии в союзных республиках и совнархозах в большинстве случаев направляются на создание мелких, зачастую параллельно строящихся производственных баз, подчиненных различным ведомствам. Выделяемые государством для этой цели крупные капитальные вложения используются неэффективно.
Советы Министров союзных республик, совнархозы, партийные и советские органы слабо руководят капитальным строительством, плохо осуществляют контроль за вводом в действие производственных мощностей, при разработке планов строительства в ряде случаев не придерживаются общегосударственных интересов, подходят к делу ведомственно, с местнических позиций.
Министерство финансов СССР и Стройбанк СССР, на которые возложена ответственность за финансирование народного хозяйства, неудовлетворительно контролируют использование средств, выделенных на капитальное строительство, не используют в должной мере предоставленные им права для укрепления в строительстве государственной дисциплины.
В целях более эффективного использования капитальных вложений и обеспечения в установленные сроки ввода в действие строящихся предприятий Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР
постановляют:
1. Обязать Госплан СССР, Госэкономсовет СССР, Госстрой СССР, Советы Министров союзных республик, совнархозы, министерства и ведомства СССР для обеспечения предусматриваемых в народнохозяйственных планах пропорционального развития отраслей народного хозяйства и выполнения заданий семилетнего плана ввести с 1962 года такой порядок планирования и организации строительства, который обеспечил бы строгое соответствие объемов строительства с возможностями обеспечения их материалами и оборудованием, концентрацию выделяемых капитальных вложений и материальных ресурсов на пусковых объектах, осуществление строительства высокими темпами, возможными по техническим и технологическим условиям, и снижение стоимости его.
В этих целях установить, что:
а) объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ по всем стройкам должен определяться в планах на весь период строительства, с распределением по годам. Финансирование особо важных строек и строек, осуществляемых на базе комплектного импортного оборудования, при перевыполнении планов должно производиться независимо от квартальных и годовых ассигнований по этим стройкам в пределах общих объемов капитальных вложений, предусмотренных годовыми планами по союзной республике, министерству и ведомству СССР;
б) до начала строительства новых промышленных предприятий, транспортных и водохозяйственных сооружений, сооружений связи и других объектов должна быть закончена разработка проектной документации, а также должны быть выполнены необходимые подготовительные работы по созданию районной строительной базы, по обеспечению строительства электроэнергией, водой, построены подъездные дороги, решены вопросы обеспечения строительства материалами и оборудованием и осуществлены другие мероприятия, дающие возможность завершить строительство в соответствии с установленными нормами продолжительности строительства;
в) новые стройки могут начинаться только при условии, когда аналогичные переходящие стройки полностью обеспечены материалами, оборудованием, финансированием, а также рабочей силой, и осуществляются в соответствии с установленными сроками;