СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 1961 года N 920
О мерах по более эффективному использованию капитальных вложений и усилению контроля за вводом в действие строящихся предприятий
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в капитальном строительстве за последние годы достигнуты значительные успехи. За истекшие два года семилетки построено и введено в действие 2180 крупных промышленных предприятий. Основные фонды в народном хозяйстве СССР за это время возросли на 53 млрд. рублей, то есть более, чем они возросли за четыре года пятой пятилетки. Вступившие в действие новые мощности превышают мощности, введенные в действие за предыдущую пятилетку: по производству проката черных металлов - на 25 процентов, искусственного и синтетического волокна - на 30 процентов, цемента - на 11 процентов. Увеличены мощности предприятий по производству строительных материалов, особенно цемента и сборных железобетонных конструкций. Многое сделано для повышения уровня механизации и индустриализации строительства.
Однако в планировании и организации капитального строительства еще имеются очень большие недостатки. В настоящее время наиболее крупным недостатком является распыление капитальных вложений и материальных ресурсов по многим стройкам и объектам. Госплан СССР, Советы Министров и Госпланы союзных республик, совнархозы, министерства и ведомства СССР неудовлетворительно увязывают планы капитального строительства и задания по вводу в действие производственных мощностей с планами материально-технического снабжения и особенно с планами производства и поставки оборудования. В результате одновременно строится объектов гораздо больше, чем может быть своевременно обеспечено металлом, цементом, лесом и другими строительными материалами и оборудованием. Кроме того, имеют место факты, когда материальные ресурсы отвлекаются с плановых объектов и даже важнейших строек на внеплановое строительство, осуществляемое за счет нецентрализованных источников финансирования, объем которых достиг значительных размеров.
Практика показывает, что там, где стройки своевременно и полностью обеспечены рабочими чертежами, материалами, конструкциями и оборудованием, где создана необходимая производственная база и проведена соответствующая подготовка к началу строительства, предприятия и сооружения строятся в короткие сроки. Например, доменные и мартеновские печи возводятся за 6-8 месяцев, а крупнейшие прокатные станы - за один-полтора года.
Вместо того чтобы в кратчайшие сроки завершить ранее начатое строительство, многие совнархозы, министерства и ведомства, а в ряде случаев и Советы Министров союзных республик, с ведома и согласия партийных органов ставят своей главной задачей - "вырвать" как можно больше денег на капитальное строительство и начать новые стройки, не считаясь с тем, есть ли возможности и ресурсы для того, чтобы ввести их в действие в короткие сроки. Во многих случаях в титульные списки включаются объекты, сооружение которых не вызывается первоочередной необходимостью. Зачастую стройки начинают без учета возможностей обеспечения их проектной документацией, материалами, оборудованием, без необходимой инженерной подготовки и предварительного решения всех вопросов, от которых зависит успешный ход строительства.
Такая практика приводит к распылению и замораживанию средств в незавершенном строительстве, создает в ряде отраслей промышленности диспропорции и сдерживает темпы развития народного хозяйства, что наносит серьезный ущерб государству и заслуживает сурового осуждения.
Совнархозы, министерства и ведомства, директора строящихся и расширяемых предприятий, а также местные партийные органы не считают выполнение заданий по вводу в действие производственных мощностей и плана капитальных вложений такой же первостепенной обязанностью, как выполнение плана выпуска промышленной продукции, свыклись с укоренившейся практикой срыва сроков ввода в действие пусковых объектов и производственных мощностей.
Значительные трудности создаются на стройках в результате несвоевременной и некомплектной выдачи проектно-сметной документации. Качество проектов во многих случаях не отвечает современным требованиям. Типовые проекты в промышленном строительстве применяются недостаточно. Проектные организации предусматривают неоправданно большое количество типоразмеров изделий из железобетона и других материалов. Например, в тресте "Челябметаллургстрой", в управлении "Сибметаллургстрой" и на строительстве химических заводов в Куйбышевском совнархозе применяется до тысячи типоразмеров железобетонных изделий в каждом.
Проектные организации недостаточно занимаются анализом стоимости единицы вводимых в действие мощностей, при разработке рабочих чертежей без оснований увеличивают сметную стоимость строительства, зачастую безответственно относятся к своей работе и допускают просчеты в определении мощностей проектируемых предприятий. Проектным институтом "Гипрокаучук" Государственного комитета Совета Министров СССР по химии при проектировании Сумгаитского, Стерлитамакского, Куйбышевского и Омского заводов синтетического каучука были приняты непроверенные решения по технологическому процессу получения синтетического каучука. Мощности предприятий, построенных по этим проектам, оказались значительно меньше проектных.
Работа проектных институтов, подчиненных различным союзным и республиканским министерствам и ведомствам, недостаточно координируется и не направляется на решение важнейших задач по повышению эффективности использования капитальных вложений и своевременному обеспечению строительства проектной документацией.
На многих предприятиях и в совнархозах сложилась порочная практика включения в проекты дополнительных объектов, увеличения объемов работ и необоснованного пересмотра смет. В результате сметная стоимость многих строящихся предприятий металлургической, химической, пищевой, текстильной и других отраслей промышленности значительно возросла. Сметная стоимость строительства ряда шахт Сталинского совнархоза увеличилась на 50-70 процентов. Проект шахты Ветка-Глубокая пересматривался несколько раз, при этом мощность шахты не изменилась, а сметная стоимость ее возросла с 28,9 млн. рублей до 52,8 млн. рублей.
Проверка многих проектов и смет подтвердила большие возможности сокращения сметной стоимости строительства объектов. Однако эти возможности очень часто не используются. Экспертиза проектов организована неудовлетворительно и во многих случаях проводится формально. Проекты утверждаются, как правило, без надлежащей критической оценки.
Руководители строительных и монтажных трестов, предприятий-заказчиков, совнархозы, министерства, ведомства, местные партийные органы, а также госстрои союзных республик ослабили контроль за качеством строительных и монтажных работ. Низкое качество строительства допущено при сооружении химических заводов синтетического каучука и синтеза спирта в г. Куйбышеве. Эти работы выполнялись строительными организациями Куйбышевского совнархоза и Куйбышевгидростроем Министерства строительства электростанций. Подобные факты имеют место на некоторых стройках Кемеровского, Красноярского, Саратовского и других совнархозов.
Существенные недостатки имеются в планировании развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии, в результате чего в ряде районов не хватает материалов и изделий, высока их стоимость. Госстрой СССР не обеспечил разработки экономичных типовых проектов предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии для районов крупного промышленного строительства.
Несмотря на очевидную эффективность создания крупных предприятий, капитальные вложения на развитие промышленности строительных материалов и строительной индустрии в союзных республиках и совнархозах в большинстве случаев направляются на создание мелких, зачастую параллельно строящихся производственных баз, подчиненных различным ведомствам. Выделяемые государством для этой цели крупные капитальные вложения используются неэффективно.
Советы Министров союзных республик, совнархозы, партийные и советские органы слабо руководят капитальным строительством, плохо осуществляют контроль за вводом в действие производственных мощностей, при разработке планов строительства в ряде случаев не придерживаются общегосударственных интересов, подходят к делу ведомственно, с местнических позиций.
Министерство финансов СССР и Стройбанк СССР, на которые возложена ответственность за финансирование народного хозяйства, неудовлетворительно контролируют использование средств, выделенных на капитальное строительство, не используют в должной мере предоставленные им права для укрепления в строительстве государственной дисциплины.
В целях более эффективного использования капитальных вложений и обеспечения в установленные сроки ввода в действие строящихся предприятий Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР
постановляют:
1. Обязать Госплан СССР, Госэкономсовет СССР, Госстрой СССР, Советы Министров союзных республик, совнархозы, министерства и ведомства СССР для обеспечения предусматриваемых в народнохозяйственных планах пропорционального развития отраслей народного хозяйства и выполнения заданий семилетнего плана ввести с 1962 года такой порядок планирования и организации строительства, который обеспечил бы строгое соответствие объемов строительства с возможностями обеспечения их материалами и оборудованием, концентрацию выделяемых капитальных вложений и материальных ресурсов на пусковых объектах, осуществление строительства высокими темпами, возможными по техническим и технологическим условиям, и снижение стоимости его.
В этих целях установить, что:
а) объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ по всем стройкам должен определяться в планах на весь период строительства, с распределением по годам. Финансирование особо важных строек и строек, осуществляемых на базе комплектного импортного оборудования, при перевыполнении планов должно производиться независимо от квартальных и годовых ассигнований по этим стройкам в пределах общих объемов капитальных вложений, предусмотренных годовыми планами по союзной республике, министерству и ведомству СССР;
б) до начала строительства новых промышленных предприятий, транспортных и водохозяйственных сооружений, сооружений связи и других объектов должна быть закончена разработка проектной документации, а также должны быть выполнены необходимые подготовительные работы по созданию районной строительной базы, по обеспечению строительства электроэнергией, водой, построены подъездные дороги, решены вопросы обеспечения строительства материалами и оборудованием и осуществлены другие мероприятия, дающие возможность завершить строительство в соответствии с установленными нормами продолжительности строительства;
в) новые стройки могут начинаться только при условии, когда аналогичные переходящие стройки полностью обеспечены материалами, оборудованием, финансированием, а также рабочей силой, и осуществляются в соответствии с установленными сроками;
г) важнейшими показателями выполнения народнохозяйственного плана союзными республиками, совнархозами, министерствами и ведомствами, предприятиями, строительными и монтажными организациями должны быть выполнение заданий по вводу в действие пусковых объектов и производственных мощностей, а также выполнение плана капитальных вложений;
д) системы премирования работников строительных и монтажных организаций, предприятий, совнархозов и заводов - поставщиков оборудования и конструкций и проектных организаций должны быть построены с учетом выполнения планов ввода в действие пусковых объектов и производственных мощностей и обеспечения поставок оборудования и конструкций в установленные сроки;
е) должна быть повышена ответственность Госплана СССР, Госэкономсовета СССР, Госпланов союзных республик, совнархозов, министерств и ведомств СССР и руководителей строящихся предприятий за увязку планов капитальных вложений с планами материально- технического обеспечения, а также за организацию контроля за ходом строительства и вводом в действие пусковых объектов и производственных мощностей;
ж) важнейшими задачами Госстроя СССР должны являться: обеспечение технического прогресса в строительстве и в промышленности строительных материалов; осуществление единой технической политики в строительном проектировании; обеспечение максимального применения типовых проектов в строительстве; разработка и внедрение межотраслевой унификации объемно-планировочных решений, а также типовых конструкций и деталей для предприятий, зданий и сооружений; экспертиза проектов важнейших объектов и руководство делом экспертизы проектов и смет; совершенствование и развитие сети проектных организаций и их специализация; проектирование предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии и обеспечение повышения эффективности капитальных вложений в этих отраслях;
з) должна быть коренным образом улучшена работа Стройбанка СССР по контролю за правильным и эффективным использованием выделяемых капитальных вложений и снижением стоимости строительства.
2. ЦК компартий и Советам Министров союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Госпланам союзных республик, совнархозам, министерствам и ведомствам СССР рассмотреть в месячный срок и представить в Госплан СССР и Госэкономсовет СССР титульные списки всех начатых строек, выделить важнейшие стройки, которые должны быть закончены в первую очередь, оставив в строительстве такое количество объектов, которое может быть обеспечено капитальными вложениями, строительными материалами, оборудованием и рабочей силой, имея при этом в виду сохранение установленных семилетним планом заданий и пропорций в развитии отраслей народного хозяйства.
Госплану СССР и Госэкономсовету СССР рассмотреть предложения союзных республик, министерств и ведомств СССР по временно прекращаемым стройкам и по срокам строительства остальных объектов и представить свои предложения в Совет Министров СССР. На временно прекращенных стройках возобновлять работы по согласованию с Госпланом СССР по мере окончания строительства начатых объектов и высвобождения на них рабочей силы, а также механизмов и при условии обеспечения строек материалами и оборудованием с тем, чтобы строительство осуществлялось в сжатые сроки, в темпах, возможных по техническим и технологическим условиям.
3. Установить, что вновь начинаемое строительство, реконструкция и расширение промышленных предприятий, транспортных и водохозяйственных сооружений, сооружений связи и других объектов сметной стоимостью 2,5 млн. рублей и выше могут быть начаты только по решению Совета Министров СССР, принимаемому по представлению Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР, и заключениям Госплана СССР и Госэкономсовета СССР, а сметной стоимостью от 1,5 до 2,5 млн. рублей - по решению Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР по согласованию с Госпланом СССР.
Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР установить порядок начала нового строительства, реконструкции и расширения промышленных предприятий, транспортных и водохозяйственных сооружений, сооружений связи и других объектов сметной стоимостью менее 1,5 млн. рублей, обеспечивающий выполнение строительства в сроки, соответствующие нормам продолжительности строительства.
Титульные списки переходящих строек сметной стоимостью свыше 2,5 млн. рублей утверждаются Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госпланом СССР.
Годовые внутрипостроечные титульные списки строек, осуществляемых на базе комплектного импортного оборудования, а также других строек сметной стоимостью свыше 2,5 млн. рублей утверждаются совнархозами, министерствами и ведомствами СССР и союзных республик.
Обязать директоров строящихся предприятий, руководителей строительных и монтажных организаций и совнархозы при разработке внутрипостроечных титульных списков в первую очередь и полностью обеспечивать необходимыми ассигнованиями пусковые объекты, а также предусматривать необходимые заделы для равномерной работы в течение всего года, не допуская при этом распыления средств.
4. Совнархозы, министерства и ведомства, директора предприятий и руководители строительных и монтажных организаций могут начинать в установленном порядке новые стройки только после проведения всей необходимой подготовки к строительству и создания условий для осуществления его в сроки, установленные нормами продолжительности строительства, и включать в планы капитального строительства стройки, имеющие на 1 сентября года, предшествующего планируемому, утвержденную в установленном порядке техническую документацию и рабочие чертежи на годовой объем работ, по которым определены вопросы размещения заказов на оборудование, обеспечена соответствующая производственная база строительства, выделены необходимые материалы. Строительство основных объектов строек может начинаться после выполнения подготовительных работ, перечень и объем которых определяются проектом организации работ, согласованным с генеральным проектировщиком.
Стройбанку СССР финансировать вновь начинаемое строительство, реконструкцию и расширение промышленных предприятий, транспортных, водохозяйственных сооружений, сооружений связи и других объектов при условии утверждения в установленном порядке титульных списков, проектов и смет. Финансирование основных объектов строительства производить после осуществления подготовительных работ.
5. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР разработать и представить до 1 марта 1962 года на согласование в Госэкономсовет СССР и Госплан СССР титульные списки всех строек сметной стоимостью 2,5 млн. рублей и выше, с распределением капитальных вложений на весь период строительства.
Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР соответственно рассмотреть и утвердить до 1 марта 1962 года титульные списки всех строек сметной стоимостью от 1,5 до 2,5 млн. рублей, с распределением капитальных вложений на весь период строительства.
6. Установить, что, начиная с 1962 года, проекты и сметы на новое строительство промышленных предприятий, транспортных и водохозяйственных сооружений, сооружений связи и других объектов должны подвергаться государственной экспертизе: при сметной стоимости 50 млн. рублей и выше - в Госстрое СССР, при сметной стоимости от 2,5 до 50 млн. рублей - в госстроях союзных республик, министерствах и ведомствах СССР. Вменить в обязанность Госстроя СССР осуществлять выборочную проверку проектов и смет по объектам сметной стоимостью до 50 млн. рублей, утверждаемых совнархозами, министерствами и ведомствами СССР.
В связи с этим организовать в составе Госстроя СССР Главное управление государственной экспертизы проектов. Признать необходимым организовать в составе Госстроев РСФСР, Украинской ССР и Казахской ССР управления государственной экспертизы проектов.
Госстрою СССР с участием Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР разработать по согласованию с Госэкономсоветом СССР и Госпланом СССР и утвердить Инструкцию о порядке проведения экспертизы проектов на строительство, предусмотрев в ней ответственность совнархозов, министерств и ведомств, проектных и экспертирующих организаций и должностных лиц за технический уровень проектов и сметную стоимость строительства.
7. Установить, что, начиная с 1962 года, проектные задания на строительство предприятий, зданий и сооружений после прохождения соответствующей экспертизы утверждаются:
а) Советом Министров СССР по представлению Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР - по стройкам сметной стоимостью 50 млн. рублей и выше;
б) Советами Министров союзных республик - по стройкам сметной стоимостью от 2,5 до 50 млн. рублей;
в) совнархозами, министерствами и ведомствами союзных республик - по стройкам сметной стоимостью от 1,5 до 2,5 млн. рублей;
г) министерствами и ведомствами СССР - по стройкам сметной стоимостью от 1,5 до 50 млн. рублей.
Изменения основных показателей утвержденных проектных заданий не допускаются, а в исключительных случаях производятся:
Советами Министров союзных республик по согласованию с Госстроем СССР и Госпланом СССР - по стройкам сметной стоимостью от 2,5 до 50 млн. рублей;
министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР и Госпланом СССР - по стройкам сметной стоимостью от 1,5 до 50 млн. рублей;
совнархозами, министерствами и ведомствами союзных республик по согласованию с Госстроем и Госпланом союзной республики - по стройкам сметной стоимостью от 1,5 до 2,5 млн. рублей.
Проектные задания на строительство объектов сметной стоимостью до 1,5 млн. рублей утверждаются и изменяются в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР.
Пересмотр и утверждение вновь проектных заданий инстанциями, ранее утвердившими их, могут производиться без указанного согласования в тех случаях, когда сметная стоимость не увеличивается и производственная мощность не снижается.
8. В целях улучшения планирования капитальных вложений и увязки плана капитального строительства с планами материально-технического обеспечения, контроля за ходом строительства объектов и вводом в действие производственных мощностей, за строительством особо важных строек и своевременным укомплектованием их оборудованием организовать в Госплане СССР:
Управление капитального строительства для осуществления контроля за ходом строительства и вводом в действие производственных мощностей;
Отдел капитальных вложений (вместо существующего Отдела капитального строительства) для разработки планов капитальных вложений по отраслям народного хозяйства СССР, по союзным республикам, министерствам и ведомствам СССР, особо важным стройкам и заданий по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов;
Отдел строительной индустрии для планирования программы строительно-монтажных и подрядных работ, составления плана механизации строительных и монтажных работ, разработки предложений по распределению строительных и дорожных машин, разработки планов внедрения новой техники и комплексной механизации в строительство (сводных и по союзным республикам, министерствам и ведомствам СССР), а также для проведения работ по специализации строительно-монтажных организаций;