О мерах по дальнейшему улучшению торговли


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 1960 года N 851

О мерах по дальнейшему улучшению торговли



Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что на основе быстрого роста промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения благосостояния советского народа непрерывно увеличивается товарооборот государственной и кооперативной торговли, расширяется сеть торговых предприятий и улучшается торговое обслуживание населения.

В 1959 году розничный товарооборот возрос по сравнению с 1953 годом на 73 процента, значительно увеличилась продажа населению товаров народного потребления.

XXI съезд КПСС поставил задачу - обеспечить в текущем семилетии дальнейшее расширение производства товаров народного потребления и повышение материального благосостояния населения с тем, чтобы в ближайшее время наш народ стал жить еще лучше, более полно и всесторонне удовлетворял свои материальные и духовные потребности. Объем розничного товарооборота за семилетку, исходя из намеченного роста товарных ресурсов и денежного дохода населения, увеличится на 62 процента.

Для выполнения поставленных задач по развитию товарооборота и увеличению продажи товаров населению необходимо значительно улучшить советскую торговлю.

В современных условиях, когда запросы населения резко возросли и характер спроса на товары существенно изменился, уровень развития государственной и кооперативной торговли, а также качество обслуживания населения отстают от предъявляемых требований. Во многих городах, рабочих поселках и в селах количество магазинов, лавок, складов и других торговых предприятий недостаточно. Мало организовано специализированных магазинов по продаже промышленных и продовольственных товаров, не получили широкого распространения магазины без продавцов, работающие по принципу самообслуживания, а также продажа товаров по образцам, организация приемки предварительных заказов на товары и доставка их покупателю на дом.

Торгующие организации плохо изучают спрос населения и не оказывают должного воздействия на промышленность в деле организации производства товаров высокого качества и в ассортименте, отвечающем требованиям населения, допускают ошибки в определении количества товаров, требующегося для продажи населению, в распределении и завозе товаров по различным районам страны, обращают мало внимания на развитие разнообразной рекламы и хороший показ товаров, а также на оформление витрин магазинов. В ряде магазинов и лавок низка культура торговли. Многие работники прилавка слабо знают свои обязанности по обслуживанию покупателей. В подготовке кадров торговых работников имеются существенные недостатки.

Многие торговые предприятия неудовлетворительно обеспечены торговым оборудованием, инвентарем и средствами механизации, облегчающими труд работников торговли, способствующими повышению производительности труда и улучшению обслуживания покупателей.

Оптовые организации министерств торговли союзных республик и потребительской кооперации нередко проявляют товаробоязнь, не располагают достаточным запасом товаров для обеспечения надлежащего выбора и подсортировки их и в отдельных случаях навязывают товары розничным торговым организациям без учета спроса населения.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают наличие серьезных недостатков в деле производства товаров народного потребления в необходимом ассортименте и высокого качества, что сдерживает развитие советской торговли и отрицательно отражается на обслуживании покупателей. Многие промышленные предприятия не учитывают изменившуюся обстановку в торговле и в погоне за увеличением производства выпускают товары без учета требований торгующих организаций и спроса населения, длительное время выпускают товары устаревших фасонов и моделей, мало проявляют заботы об освоении новых видов товаров, улучшении их ассортимента и качества.

Имеются серьезные недостатки и в планировании производства товаров для рынка. Плановые органы предусматривают в народнохозяйственных планах задания по производству крайне ограниченного круга товаров и не указывают ассортимент товаров, а по многим важным товарам объем производства совершенно не планируют. Вследствие этого часть сырья и материалов расходуется на изготовление продукции, которая не пользуется спросом у населения, оседает в торговой сети, теряет свой товарный вид, в результате чего государству наносится ущерб и создаются трудности в обеспечении населения товарами.

В условиях неуклонного повышения материального благосостояния и культурного уровня советских людей необходимо решительно улучшить дело планирования и производства товаров народного потребления, выпускать товары с учетом спроса населения, значительно расширить и улучшить их ассортимент, повысить качество и улучшить внешнее оформление товаров.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что партийные и советские органы на местах уделяют мало внимания вопросам развития и улучшения торговли, не вникают глубоко в деятельность торгующих организаций и предприятий, не принимают необходимых мер к устранению недостатков в организации торговли, слабо проводят политико-массовую и воспитательную работу с торговыми работниками. Успешное выполнение задач по развитию товарооборота и удовлетворению возрастающего спроса населения, по укреплению материально-технической базы советской торговли и повышению культуры обслуживания населения невозможно без систематического повышения политической сознательности и деловой квалификации работников торговли.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что в настоящее время имеются все необходимые условия для того, чтобы государственная и кооперативная торговля полнее и лучше удовлетворяла возросший спрос населения на товары народного потребления, и что всемерное развитие советской торговли в стране является одной из важнейших государственных задач.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют: