17. Установить, что железная дорога за неподачу вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок и грузоотправитель за неиспользование поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров уплачивают штраф в следующих размерах:
по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по 1 рублю с тонны, независимо от рода и осности подвижного состава;
по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 15 рублей за учетный вагон;
по грузам, перевозимым в контейнерах, - по 6 рублей за контейнер грузоподъемностью 5 тонн и более, по 3 рубля за контейнер грузоподъемностью 3 тонны и по 1 рублю 50 копеек за контейнер грузоподъемностью менее 3 тонн.
Такую же ответственность несут железная дорога и грузоотправитель за неисполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке грузов по заявке грузоотправителя, принятой железной дорогой.
Рекомендовать Советам Министров союзных республик рассмотреть вопрос о соответствующем повышении взаимной материальной ответственности автотранспортных организаций и грузоотправителей за невыполнение плана перевозок грузов автомобильным транспортом.
18. Железная дорога, морское пароходство (при перевозке грузов в каботаже), речное пароходство и автотранспортная организация в случае неподачи по их вине перевозочных средств для выполнения месячного плана перевозок обязаны по требованию грузоотправителя выделить перевозочные средства для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Перевозочные средства, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть выделены в первом месяце следующего квартала.
На речном и морском транспорте восполнение недогруза производится в пределах навигационного периода.
Порядок выделения перевозочных средств для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между транспортной организацией и грузоотправителем. При нарушении согласованного порядка транспортная организация за неподачу перевозочных средств и грузоотправитель за непредъявление грузов к перевозке несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.
19. Министерству путей сообщения ввести с 1 января 1968 года в порядке опыта на двух-трех железных дорогах плату за пользование вагонами и контейнерами за время нахождения их на подъездных путях и под грузовыми операциями на станциях, а также за вагоны, задержанные по вине грузополучателей в ожидании подачи под выгрузку, прекратив в связи с этим взыскание предусмотренных статьями 156 и 157 Устава железных дорог Союза ССР штрафов за простой вагонов и задержку контейнеров.
Государственному комитету цен при Госплане СССР по представлению Министерства путей сообщения утвердить размеры платы за пользование вагонами и контейнерами.
Министерству путей сообщения представить в Совет Министров СССР доклад о результатах проведения опыта к 1 апреля 1969 года.
20. В целях ускорения доставки грузов потребителям признать необходимым пересмотреть в сторону сокращения сроки доставки грузов железными дорогами, морскими пароходствами (при перевозке грузов в каботаже), речными пароходствами, а также автотранспортными организациями при централизованных междугородных перевозках.
Министерству путей сообщения, Министерству морского флота, республиканским органам управления речным и автомобильным транспортом союзных республик в 3-месячный срок разработать и по согласованию с Госпланом СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению утвердить новые сроки доставки грузов.
Повысить в 2 раза установленные размеры штрафов за просрочку доставки грузов, уплачиваемых железными дорогами, морскими пароходствами (при перевозке грузов в каботаже) и речными пароходствами.
Рекомендовать Советам Министров союзных республик рассмотреть вопрос о соответствующем повышении материальной ответственности автотранспортных организаций за просрочку доставки грузов при централизованных междугородных перевозках.
21. Установить, что возмещение морскими и речными пароходствами ущерба, причиненного порчей груза вследствие просрочки его доставки, не освобождает пароходства от уплаты штрафа за просрочку доставки груза.
22. В целях усиления материальной ответственности транспортных организаций за сохранность груза при перевозке установить, что:
а) железные дороги, морские пароходства (при перевозке грузов в каботаже), речные пароходства и автотранспортные организации, наряду с возмещением в установленном порядке ущерба в случае утраты или недостачи перевозимого ими груза, возвращают провозную плату, взысканную за этот груз, если она не входит в цену утраченного пли недостающего груза;
б) в тех случаях, когда автотранспортные организации осуществляют централизованный вывоз грузов со станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов, соответствующие транспортные организации обязаны сдавать грузы автотранспортным организациям с проверкой веса или количества мест, а также состояния груза. Тарные и штучные грузы выдаются с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах.
23. Установить, что за недогруз вагонов до технической нормы или полной грузоподъемности (вместимости) грузоотправители уплачивают железной дороге штраф в размере, предусматриваемом в тарифах на грузовые перевозки.
Штраф за недогруз не взыскивается, если грузоотправитель произвел догрузку вагона.
Взимание штрафа производится через кредитные учреждения в бесспорном порядке (без предварительного акцепта).
Государственному комитету цен при Госплане СССР предусмотреть в тарифах на грузовые перевозки размер штрафа за недогруз вагонов.
24. Министерству путей сообщения совместно с Министерством торговли СССР, Министерством внешней торговли, Министерством пищевой промышленности СССР, Министерством мясной и молочной промышленности СССР, Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством сельского хозяйства СССР и Центросоюзом представить в 3-месячный срок в Совет Министров СССР предложения об улучшении порядка приемки и выдачи и обеспечения сохранности перевозимых железными дорогами продовольственных грузов, в частности фруктов, картофеля и овощей, а также экспортных грузов, перевозимых навалом.
25. Признать необходимым установить, что:
а) правила, предусмотренные в пункте 18 и подпункте "а" пункта 22 настоящего постановления, применяются также при перевозке грузов воздушно-транспортными предприятиями;
б) виновные действия или упущения капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном при перевозке грузов в каботаже не являются основанием к освобождению перевозчика от ответственности за утрату и повреждение груза, если утрата и повреждение явились следствием этих действий или упущений;